Демон ВФР

Из цикла "Апокрифы"

В.Ляхову и Ю. Сушко – авторам идей

    Всем нам памятен эпизод водевиля «Стакан воды». Первая статс-дама негромко хлопает в ладоши и раздумчиво произносит: «Игру королевы». Своя игра была и у Людовика XVI, и она была по-настоящему королевской. Потому, что играл в нее только король… Ну, и его соперник, конечно, которого Людовик называл в шутку «соперник короля». Румынский авантюрист греко-польского происхождения, автоним которого был известен ему одному, встретился с юным дофином, когда тот охотился в окрестностях Берца. Мы пропустим забавные обстоятельства, которые сделали возможным рандеву наследника престола и узника долговой ямы. Однако последствия этой встречи были поистине катастрофическими. Не прошло и пяти лет, как изобретатель «игры Людовика XVI»  был пожалован землями, графским титулом и поистине королевской привилегией, до сих пор, кстати, формально не упраздненной, затерянной в затхлых стылых подвалах под сводом законов Четвертой республики. Франция – единственная страна в мире, где действительно не играют в эту карточную игру, хотя и помнить забыли эдикт, запрещающий ее всем, кроме короля – и «Его соперника».
   Шутка оказалась плохой. Давно пришло время реабилитировать светлую память Раисы Мак…(ой, что я несу!) Марии Антуанетты. Те милые побрякушки, которые швырял ей внезапно охладевший супруг (а она – своим любовникам… Мария Антуанетта то есть!), не идут ни в какое сравнение с запредельными суммами, витавшими над королевским ломберным столиком. Слыхали выражение «пролетать, как фанера над Парижем»? А каково происхождение этой идиомы? Лишь знатокам известно, что она была импортирована победоносными русскими офицерами, и к столярному делу никаким боком не касаема.
   Бедная Франция! Казна опустела, финансовые дела крайне запутались, выплаты по банковским обязательствам прекратились «до выяснения»,  торговля пришла в упадок, население стонало под бременем все новых и новых беспредельных налогов. Обитаемой стала Большая Тропа… Дальнейшее известно. Но не всё и не всем.
   Нажитое непосильным унизительным трудом состояние в одночасье пошло прахом. Потому что прахом пошел его владелец, граф Оливье де Берц, и именно состояние было тому причиной.
   Цивилизованным европейцам трудно понять варварские нравы, царящие на западной окраине континента. Кто бы это стал кормить белогвардейскую сволочь перед расстрелом в застенках чеки. В тюрьме Люксамбур на это смотрели несколько иначе… Одному Богу известно, какие думы передумал гениальный изобретатель, примостившийся на свободном клочке мерзкого склизкого каменного пола тюремной камеры, набитого сверх всякой меры узниками совести. Но когда громыхнула заслонка, и голос немца-надзирателя возгласил: «Те Пирс, што путете кушать на сафтрак?» – ответ, прозвучавший в почтительной тишине, был четок и ясен. Список ингредиентов этого культового блюда теперь известен любой хозяйке, и я не буду его повторять. (Нотабене: соленые огурцы – позднее привнесенная китчевая добавка, совершенно искажающая смысл мессиджа.)
   Все эти факты хорошо известны узкому кругу историков, специализирующихся в области кулинарии, а также азартных игр. Но мало кто из них обратил внимание на дату, и неудивительно. Утром восьмого термидора казнили многих и многих, казнили с лихорадочной поспешностью; нация брилась торопливо и целенаправленно. Но Оливье де Берц успел. С кого началась Великая Французская Революция, тот ее и пресек; хотя надо вам сказать, что великий интриган меньше всего думал о судьбах чужой ему страны, творя свой последний шедевр. Демон, выпущенный из застенка Людовиком Бурбоном, четверть века бесчинствовал на просторах бедной Франции, по пути сожрал своего освободителя, однако был изловлен, водворен обратно в крепость и обезврежен.  Но это уже другая история – в которой перемешались: лук и палачи, алмазы и зеленый горошек, любовь и морковь… (Кстати… а, ладно, потом!) Возможно, я расскажу ее позже, возможно, – как-нибудь под Новый Год, когда остывший след этой тайны украсит праздничный стол.
 
2013


Рецензии
Ник, ты замечательно, кратко и толково изложил, но - Франция. У России тож была,- да она есть и сегодня,- своя "златая братва". Кое что из этой серии я показал в миниатюре "Базар". Можно ещё добавить парочку, однако лучше, ....... "как-нибудь под Новый Год, когда остывший след этой тайны украсит праздничный стол".

Строка хороша, но мало, но надо ли ещё? Нет, лучше под Новый год!)))

Успехов, процветания, удачи!!!

Хачхарджи Константин   23.03.2017 21:24     Заявить о нарушении