Футбол нашего детства

               
      Автор недавно стал свидетелем, как юные таланты прибывают на тренировку. Авто останавливается почти у кромки поля.  Из его чрева сначала появляется охранник, потом фирменные бутсы, потом толстые ляжки, а уже потом – сам будущий футболист…  Все солидно: Тренеры, экипировка, ровный газон, раздевалки, душевые и прочее,  но…     почему-то заностальгировалось и пробило на воспоминания.  Захотелось вернуться в годы нашей юности,  в 60 – 70-е.  Считай,  в прошлую  эпоху.  Как говорится: «Давно это было, полное давно!»

       1.  Таланты…
       И тогда существовали спортивные секции и школы. Но корни большого футбола начинались в обычных дворах. Залихватским свистом (далеко не судейского свистка)  призывались будущие игроки.  Народ дружно высыпал во двор.  Некоторые еще держали в руке  привычный десерт:  кусок  хлеба, намазанный маргарином и присыпанный сахаром  (особо приближенным давали откусить «с другого конца»).
       С тоской поглядывая на футболистов, тогдашние ботаны отправлялись «на музыку и кружки». А тем,  кто занимался дома, стук мяча мешал сосредоточиться на повторении гамм и формул. Их душа рвалась во двор.
       В те времена, не в пример нынешней популяции,  толстяки во дворе были наперечет.  И дело здесь не  только в калориях и качестве питания. Подростки стеснялись своей…  упитанности (точнее,  неспортивности). Таких дразнили … вот-вот: «толстый-жирный, поезд пассажирный». Обидные прозвища звучали почти по-булгаковски:  Жиртрест и Главсосиска. Увы, в наши дни процент рыхлых юношей настолько вырос, что броские клички стали неактуальными. (Недавно  промелькнуло слово «жирар», с оглядкой на расплывшуюся фигуру  Жерара Депардье,  но…  не прижилось)   
       Спортивная экипировка дворовых футболистов выглядела бедно, чтобы не сказать убого.  Но это мало отражалось на игре.  Чтобы различать команды играли «одетые на раздетых».  Перед игрой – настоящие ритуалы. Под музыку «Битлов», раздававшуюся из хрипящего магника в окне,   происходили подкачка и шнуровка мяча. А дальше – деление на команды:  «Матка-матка,  чей допрос, кому в рыло, кому в нос». Так сильные игроки попадали в разные команды,  чтобы играть было интереснее (это напоминает драфт перед сезоном НХЛ,  когда рассеиваются перспективные игроки).
        Возрастной ценз по возможности соблюдался, но  способную «мелкоту» тоже принимали в игру.  А вот девушек в команду не брали. Не знали мы тогда об основах гендерной политики, посему футбол (а также бокс и штанга) считались сугубо мужскими видами. Откуда истории про лихих девчонок-нападающих? Скорее,  это выдумки киношников:  ни в нашем,  ни в соседних дворах такие не водились.
        Нельзя утверждать,  что барышни были совсем «вне игры». Расчерчивая «классики» и   растягивая «веревочки» они искоса поглядывали на гоняющих мяч мальчишек.  Ну,  а мы делали вид,  что забиваем голы совсем не в честь первой красавицы нашего двора, лузгающей семАчки  на скамейке.
        Игровые площадки имели далеко не прямоугольную форму.  С разных сторон они ограничивались палисадниками, сараями и песочницами. Но сущим врагом дворового футбола были бельевые веревки. Тридцатилетние тетки (когда тебе  10-12 любой возраст представляется почтенным) громко скандалили из-за измазанного  белья. Да и стекольщики благодаря «мазилам» имели постоянный заработок.  Теснота двора прививала изощренную технику обводки соперников. Мяч, отскочивший от дерева или голубятни (они были принадлежностью каждого двора) оставался в игре.  Ну и бесконечные споры «было – не было», «пеналь-не-пеналь». Попробуй что-то докажи, когда штанги обозначались двумя портфелями, а правила…  Однако, законы «фэйр-плей» соблюдались: «в кость» не играли и соперников не косили… без особой нужды.   
         Во дворах тотальный футбол не был в чести. Все лавры доставались нападающим, «забивалам». Они редко возвращались в защиту и, ожидая паса,  маячили у чужих ворот. Встречались и «водилы», которые могли накрутить полкоманды.  Таких  не жаловали – всем хочется поиграть!  Игроки послабее привычно отряжались в защиту. Отсюда и счет, даже не хоккейный, а волейбольный, что-то вроде 12 : 8. Игра заканчивалась,  когда надоедало или  обиженный проигрышем,  хозяин  забирал мяч.
       Автор стоял на воротах.  В плотной футболке,  где на спине было неровно  выведено «1». Какие фломастеры? Красной гуашью. При всех насмешках, типа, «вратарь Дырка из команды «Решето», голкипер был лицом уважаемым. Ему доставалось больше всего, как на поле, так и за его пределами – за порванные брюки и содранные коленки.
       Наше поколение еще застало устные легенды о футболе. Еще старом, довоенном. Эти рассказки были под стать «Черной руке» из ночных страшилок пионерлагеря.  «Однажды… в Киев приехали на игру турки (баски, индусы) и на воротах у них… обезьяна (?)  А у нашего «центра» на ноге повязка – правой бить запрещено».
        А чего стоила легенда о Матче Смерти в августе 42-го во времена оккупации  Киева. Обрастая подробностями, она стала популярной в народе. Придумки американских кинематографистов рядом не стояли… Сейчас смывается ретушь с этой страницы истории. Нарушили обет молчания свидетели того времени, опубликованы совместные фото команд… Да, все происходило не столь  пафосно  и матч был не единственным.  Тем не менее,  это непреложный факт:  представители «высшей расы» уступили «неарийцам» на спортивной арене... Что говорит о мастерстве (и мужестве!) киевских футболистов.
       
        Имена послевоенных звезд футбола были не менее популярны,  чем актеров советского кино: Лев Яшин,  Стрельцов, Нетто, Понедельник, Метревели. Ну   и,  конкретно,  наши: Сабо, Серебрянников, Каневский, Турянчик.  Еще в далекие 60-е началось восхождение «Динамо» до  звания «золотого клуба» советского футбола.
       Спортивных изданий было немного, поэтому во дворе был праздник, когда кто-то выносил невесть как попавший в руки (импортный) журнал «Спортовец»,  где было мало текста,  зато много иллюстраций (даже цветных!) запечатлевших тогдашних кумиров и моменты  матчей.  Удивительно, что при скудности информации мы знали и звезд мирового футбола. Эти имена произносились с придыханием:  Раймон Копа,  Йозеф Масопуст, Бобби Чарльтон,  Франц Баккенбауэр.   После оглушительных футбольных побед латиноамериканцев,   «брендом»,  как сейчас говорят,   на долгие годы стала «Бразилия». «Это  Бразилия» – так именовался любой финт или удачный прием на поле.  Бразильские клички имели все дворовые виртуозы мяча, а самые продвинутые могли без запинки произнести их полные имена. Они были такими же звучными,  как у героев  популярных в нашей молодости,  романов Майн Рида:  Мануэл Франсиско дос Сантос  это  Великий хромой – Гарринча и  Эдсон Орантес ду Насименто  это –  Пеле.    
 

       2. … и поклонники.
       Говоря о футболе невозможно обойти тему болельщиков. В детстве высшим пилотажем считалось «поболеть» на стадионе вместе с отцом. А когда стали постарше, то  пробирались на матчи с компанией  (ясное дело не через входы, где проверяют билеты).   
        На стадионе «Динамо» (теперь, имени В. Лобановского)   была оригинальная таблица чемпионата. Команды изображались в виде футболиста в форме клуба.  Те, что  в голове таблицы, картинно позировали,  а те,  кто в хвосте,  уныло брели,  обхватив голову руками. На площадке перед этой таблицей  располагался Гайд-Парк киевских  знатоков футбола.  Здесь разгорались нешуточные споры. Послушать болельщиков, так вся история страны, это борьба за кубки и медали чемпионата.   
        Сейчас, благодаря комментаторам и Инету,   лексикон пополнился массой «новых» терминов. Здесь и вингер с кипером,  и свипер c поучером. А лексикон фанатов вообще изменился до неузнаваемости. Для примера, переведите:  «Моб харьков наехал на фирмУ  кротов.  Вместо танцев случился трабл: флики устроили загон». (Речь идет о том, что «Фанаты  харьковского «Металлиста» пытались устроить драку с болельщиками клуба «Шахтер», но милиция,  разгадав замысел, окружила фанатский сектор») 
       
        Футбольные фанаты – предмет отдельного разговора.  Движение стало оформляться в начале 80-х.  В этой среде обреталось множество  колоритных личностей: Утюг, Адмирал, Жора-Художник.  Ну и, ясное дело, Парамон. Маленького роста, лысый с «мулявинскими» усами,  он безбожно шепелявил.  Даже без  специального прикида,  он напоминал  фигу-талисман а-ля спортивные западные клубы.  Считалось что прикосновение к … его голове приносит удачу. Нужно было обладать крепким черепом, поскольку из  желающих смачно ляпнуть по лысине,  выстраивалась очередь.
       На первых порах движение напоминало казацкую вольницу – удаль, шум, разборки с чужаками и ботанами.  «Очкарик, в попе шарик,  приехал на футбол,  очки ему разбили,  сказали это гол». Фанаты носили динамовскую  атрабутику: шапочка и шарфик в сине-белую клетку,  который назывался «розеткой». На первых порах,  в движении не было «барышень»,  но это только поначалу...   
         Фанаты делились на «правых» и «левых». Правые – те,  что ездили на выездные матчи с командой. Причем шиком считалось добраться на перекладных без билета,  и так же пройти на стадион. А,  левые… посещали домашние матчи, а то и смотрели футбол по телевизору (!).  Короче, диванные личности, которым могло перепасть за динамовскую символику…
         Особая категория – это коллекционеры программок вымпелов и значков.

        Самое время вспомнить еще об одной грани футбола –  речевках (точнее, кричалках) болельщиков.
        Чего греха таить, здесь часто встречались непечатные слова. Что поделаешь,  жанр такой, близкий по стилю к … частушкам. Популярный в народе,  и не слишком привечаемый властями.
         Вспомнилась история, рассказанная А. Тарковским о съемках «Андрея Рублева».  Для первой новеллы,   редакторы долго не могли подобрать песню для Скомороха.  Долго копались в архивах, но начиная с XIVв. не смогли обнаружить таких, чтобы потом не прерывать звуком пи-и. Без такой «приправы» блюдо будет пресным… 
        Требования к футбольным речевкам просты. Они должны быть ритмичными,  включать (неоднократное!) упоминание любимого клуба и  легко декламироваться хором.    Смысл – не главное, важно чтобы от души и … громко. Поскольку автор  коренной киевлянин то его пристрастия  – понятны. Пусть простят болельщики других команд, но    И во сне и наяву – за «Динамо» пасть порву.
       
     Начнем с «классики». Согласитесь, эти пафосные строчки многие помнят: 
            Динамо Киев – это класс!  Динамо Киев – это школа! 
            Динамо Киев –  звездный час  Советского футбола!
          
        Одно из основных требований к подобному рифмованному творчеству заключалось в том, чтобы опустить команду (а лучше, болельщиков) противника.  Приведем примеры (толерантные было найти непросто),  а заодно озвучим полузабытые названия команд того времени. 
             Кто болеет за «Торпедо» – тот родился от соседа (что отразилось на наследственности…). 
             Кто болеет за «Спартак» –  тот законченный чудак (вот-вот, на букву «м»…)
             Кто болеет за «Динамо» – того зря родила мама (ясен перец, речь о команде из Минска»)
             Лучше нюхать два носка,  чем болеть за ЦСКА!  (Без комментариев)
             Кто болеет за Зенит – у того плохо стоит (кто б сомневался)
             Кто привез вина канистру – это наш соперник Нистру! (не удивительно, Молдавия)
             Кто ворует виноград? Ереванский «Арарат»!
Об «Арарате» – подробнее. Вспомнилась тогдашняя шутка в стиле Армянского радио:
        –  Что мешает армянам победить в чемпионате?
        –  Им  не хватает Мунтяна, Поркуяна и десяти киевлян.
        (Кстати, в 1973 году именно «Арарат» (включая защитников Бондаренко и Коваленко) сделал «дубль», обыграв киевлян в матче за Кубок СССР) 
          И на закуску, речевка в пику утверждению, что все фаны – неучи: 
        –  Анна Каренина – из «Локомотива»! Играет отлично! Лежит красиво! 

        По сути, рифмованные строчки болельщиков были универсальными. Изменив по ходу одно-два слова, легко  настроить текст  под «свой клуб».  Например:
      В Европе нет,  мы скажем прямо –  команды лучше,  чем  «Динамо»! 
     Все просто! Достаточно во второй строке сменить «лучше» на «хуже», а  в первой «прямо» на  «так»  и...  готов стих под «Спартака».  (А если горланить «пока» – то сгодится и для ЦСКА) 
       Почти все воспоминания – из прошлого.    Похоже, сейчас околофутболье становится важнее самой игры, поэтому на стадионе  автор бывает нечасто. Честно сказать,  из-за тех же фанов.  Их состав кардинально изменился.  Они, как бы сказать  помягче – помолодели, стали менее компетентными, зато более политизированными и шумными.  Некоторые приходят на футбол, чтобы лужеными глотками озвучить политическое кредо, а то и просто «побуцаться с ментами».  Похоже,   они мало интересуются историей футбола, своей команды и плохо различают клубные цвета. 
       Пример трепетного отношения к  клубной символике, автору довелось увидеть в Стамбуле.  В некоторых кварталах  на растяжках между верхними этажами полоскались  полотнища… явно не национальных колеров. Оказалось это цвета клуба, за который болеет квартал. Кто за «Бешикташ», кто за «Галатасарай». Чужие здесь конечно ходят, но с осторожностью…
         Интересно, что раньше на трибунах  не только скандировали, но и пели.  И не только «О-ле, о-ле! Ди-намо – впе-ред!».  Получалось патриотично и не хуже, чем на родине бельканто в каком-то  Милане.  Например, на одесскую музыкальную тему:
             Эх, Динамо - жемчужина футбола,
             Эх, Динамо - не может  жить без гола,
            Эх, «Динамо» – ты наш любимый клуб,
             Играй, «Динамо», а кубки к нам придут!
    Или  на  мелодию «Черемшины»:
          Щось сьогоднi тихо стало в лici, 
          Київ виграє у Кутаїсi!
          Ось Мунтян жене м'яча по краю,   
          Бишовець i Сабо забивають.
          Всюди гарно грають київляни,   
          Не страшнi  їм форварди-тарани.
          Бiбу i Мунтяна, Сабо й Поркуяна,    
          Ждуть медалi, ждуть...   
        Финал популярной песни был весьма оптимистичным:  «І настане час коли Богиню/ Заховаєм в українську скриню». (Напомним, речь шла о богине «Никэ» – статуэтке, вручавшейся тогда победителям мирового первенства). 
         А к празднику победы фанаты всегда готовы.
           Тихо плещется бухло
           В трехлитровой банке.
           Предназначено оно
           К чемпионской пьянке

        Чтобы закончить,  как сейчас говорят,  на позитиве, вспомним  еще одну  киевскую фанатскую песенку. На мотив из «Бременских музыкантов» (невероятно, но любимому мультику уже больше 40 лет!). Похоже, у идеи есть автор. Это – Жора Художник (Г. Майоренко).  Именно, идеи, поскольку песенка быстро обросла множеством вариантов.
              Ничего на свете лучше нету      
              Чем бродить с фанатами по свету!
              Наши флаги бело-голубые –       
              Мы болеем за «Динамо» Киев! (2 раза)

              Мы свое призванье не забудем.      
              За Динамо фанатеть мы будем!
              Нам ни водка, ни чужие жены    
              Не заменят сектор стадиона! (2 раза)

         Вряд ли это бесхитростное произведение, приживется на современных трибунах.   Похоже, романтический период футбола и его зрителей,  канул в Лету.


Рецензии