Деньги и богатство

Деньги и богатство

«…Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше…»    Матфей глава 6

Тема денег и богатства очень интересна и особенно сегодня в России.
 Богатство привлекательно, прежде всего в бедной стране. В странах состоятельных, средний уровень жизни таков, что позволяет жить безбедно и даже иметь деньги на развлечения и путешествия. В России все не так!
В странах «развитых» уровень жизни определяется зарплатой, которая в среднем превосходит зарплату в России в несколько раз при сопоставимых ценах. И так, люди живут уже долгое время и потому, почти никто не чувствует себя обделённым.
 Достаток обычных английских семей строится на высокой прогрессивной шкале налогообложения, поэтому здесь не только медицина. Но и транспорт, и школы, и больницы стоят здесь уже на другом уровне, чем в России.
Есть масса пособий начиная от пенсиона и кончая деньгами на «отопление» зимой. Пенсионеры пользуются бесплатными проездными на всех видах транспорта, кроме такси. Профсоюзы здесь так же сильны, как компартия в Советском Союзе. Периодически профсоюзы проводят забастовки, и все терпят, потому что понимают – люди борются за свои права!
 Я мог бы долго перечислять причины. Почему в развитых странах царит классовый мир, но об этом я тоже писал ранее…
В России все иначе. Богачи и олигархи, беззастенчиво грабят казну, и тем самым простых россиян которых сегодня в стране не менее ста миллионов. А пять процентов населения, включающая богачей - олигархов и их обслугу, в том числе идеологов богатства, завели себе омбудсмена – его фамилия Титов. И вот эти богачи хотят окончательно закабалить большинство россиян и требуют себе привилегий и юридических гарантий, по которым их нельзя будет наказывать за взятки, мошенничества и воровство!
А правительство, устами Медведева, повторяет как заклинание слоган: «Не надо кошмарить бизнес!»
Медведев и его сторонники в чиновной элите, судя по всему не понимают, что если не контролировать бизнес в России, тогда бизнес начнёт «кошмарить» страну и простых её граждан. Это мы и видим сегодня: независимо от роста цен на углеводороды, цена на бензин и на газ растёт с каждым годом.
При этом все ссылаются на кризис, а под шумок, заводят себе дачи, похожие на дворянские поместья и строят виллы на Лазурном берегу!
Так что россиянам сегодня надо быть начеку и всячески противостоять таким желаниям олигархов- нуворишей!
…Небольшое количество богачей в России, сегодня, противостоят большинству бедных людей И это неравенство подрывает единство общества и раскалывает страну на две неравные части.
Во многом, из-за этого так велико количество материальных преступлений, взяток и мошенничеств, как со стороны богатых, так и со стороны бедных. Согласитесь – очень трудно требовать высокой нравственности от бедняков, которые видят, как рядом, кичась своим богатством живут олигархи, бандиты и вообще нечестные люди!
Я как-то уже писал, что в Англии, совсем другие отношения в обществе, и быть богачом и тем более буржуа (бранное слово), никак не считается чем то особенным, чем можно гордится. Наоборот, многие члены среднего класса вовсе не хотят связывать свои судьбы с богатством и всю жизнь положить на зарабатывание больших денег.
 В России – совсем другая ситуация. Многие верят, что деньги могут сделать их счастливыми и ассоциируют богатство с свободой. Но это не так и просто не может быть так. Деньги и тем более большие деньги закабаляют человека, особенно тогда, когда богатства имеют люди - богачи в первом поколении.
А так как капитализм реставрировали совсем недавно, то и богачи – олигархи, все являются порождением «нового» капитализма. Отсюда, такое жлобское отношение к деньгам и к богатству.
Тут можно привести множество примеров. Часто, русские богачи, особенно выходцы из бедных семей, ведут себя как «скупой рыцарь» из поэмы Пушкина. И надо сказать, что в той же Англии, люди поднявшиеся из низов, ведут себя совершенно иначе.
Тут надо понять сегодняшнюю психологию обывателя в России, настоянную на принципах индивидуального обогащения. Жлобское отношение к жизни проявляется в русском человеке ещё и потому, что многие нувориши кичатся своим богатством забывая, что смерть приходит внезапно и никакие богатства не смогут её остановить или задобрить!
Вспоминается Пушкин и его поэма «Скупой рыцарь»: «А нынче что скажу? О, бедность, бедность! Как унижает сердце нам она!»
Но для «новых» богачей, просто необходимо вызывать зависть, так как в этом случае, они чувствуют себя хозяевами жизни: «Деньги? - деньги Всегда, во всякий возраст нам пригодны; Но юноша в них ищет слуг проворных И не жалея шлет туда, сюда. Старик же видит в них друзей надежных И бережет их как зеницу ока.
«…Альбер. О! мой отец не слуг и не друзей В них видит, а господ; и сам им служит И как же служит? как алжирской раб, Как пес цепной. В нетопленой конуре Живет, пьет воду, ест сухие корки, Всю ночь не спит, все бегает да лает А золото спокойно в сундуках Лежит себе…»
А с другой стороны, большинство людей в России, воспитаны на мифах, что богатство делает человека счастливым и свободным, и потому, те кто денег и богатства не имеют – страшно завидуют тем у кого они есть!
 В Англии, я познакомился с человеком из семьи рабочих. Но он окончил университет (тогда высшее образование было бесплатным) и стал зарабатывать деньги на мобильной связи и полем его деятельности была Африка. И вот, с течением времени он стал миллионером.
Но деньги он не копил и не копит. Он помогает талантливым студентам не только закончить университет, но и получить ученую степень. Он и его жена живут достаточно скромно но не жалею денег на благотворительность.
И меня поразило, когда я узнал, что он всем друзьям, а точнее их детям заканчивать школы, а потом и учиться в университетах, когда обучение стало платным. Уйди из бизнеса, он остался консультантом большой фирмы и имея время, стал председателем попечительского совета, в соседней школе.
 Я его называю христианским социалистом, и он действительно живет по христианским заветам!
…Конечно и в России есть богатые но добрые люди. У меня есть друзья которые помогают своим друзьям и их детям. Они могли бы быть и благотворителями. Но это в России почти на стадии становления и потому, богачи не только не хотят но и боятся что их обманут уже чиновники из благотворительных организаций.
 Помню, что ещё в Советском Союзе, мы с другом заработали приличные деньги на интерьерных работах и подарили их местной школе искусств для открытия класса живописи – мой друг был художником
 Это было в одном из посёлков на БАМе.
Когда мы приехали туда через полгода, то выяснилось, что местный председатель поссовета, эти деньги прикарманил. Мы пошли к прокурору и попали на приём к первому секретарю райкома партии… Вскоре этого председателя посадили, потому что он нагрел не только нас!
А класс живописи в конце концов открыли и мы помогли директору школы, закупить все нужные материалы и оборудование в Питере…
Недавно я узнал, что в Америке, миллиардеры заключили своеобразный союз благотворителей, обязавшись около пятидесяти процентов своих денег тратить на благотворительные дела. И в это союз, сегодня, входит около с та миллиардеров!
 А в России все наоборот и я объяснил почему.  Приобретение богатств стало идеей фикс и связано часто не только с мошенничествами, взяточничеством и прямо с бандитизмом!
Конечно, сами они, богачи никого не убивают, но убивают по их приказу, как впрочем, ростовщики убивают должников нуждой и горем: «…Кажется не много, А скольких человеческих забот, Обманов, слез, молений и проклятий Оно тяжеловесный представитель! Тут есть дублон старинный.... вот он. Нынче Вдова мне отдала его, но прежде С тремя детьми полдня перед окном Она стояла на коленях воя. Шел дождь, и перестал и вновь пошел, Притворщица не трогалась; я мог бы Ее прогнать, но что-то мне шептало, Что мужнин долг она мне принесла, И не захочет завтра быть в тюрьме. А этот? этот мне принес Тибо Где было взять ему ленивцу, плуту? Украл конечно; или, может быть, Там на большой дороге, ночью, в роще... Да! если бы все слезы, кровь и пот, Пролитые за все, что здесь хранится, Из недр земных все выступили вдруг, То был бы вновь потоп - я захлебнулся б В моих подвалах верных. Но пора…»
Примеры с Ходорковским, Лебедевым, Березовским и ещё множеством российских богачей, показывает, до какой низости могут докатиться эти люди! И все потому, что они алчные провинциалы вообразившие себя аристократами и «солью земли»:
 “…Барон. Как молодой повеса ждет свиданья С какой-нибудь развратницей лукавой Иль дурой им обманутой, так я Весь день минуты ждал, когда сойду В подвал мой тайный, к верным сундукам. Счастливый день! могу сегодня я В шестой сундук (в сундук еще неполный) Горсть золота накопленного всыпать. Не много кажется, но понемногу Сокровища растут. Читал я где-то, Что царь однажды воинам своим Велел снести земли по горсти в кучу, И гордый холм возвысился - и царь Мог с вышины с весельем озирать И дол, покрытый белыми шатрами, И море, где бежали корабли. Так я, по горсти бедной принося Привычну дань мою сюда в подвал, Вознес мой холм - и с высоты его Могу взирать на все, что мне подвластно. Что не подвластно мне? как некий Демон Отселе править миром я могу; Лишь захочу - воздвигнутся чертоги; В великолепные мои сады Сбегутся Нимфы резвою толпою; И Музы дань свою мне принесут, И вольный Гений мне поработится, И Добродетель и бессонный Труд Смиренно будут ждать моей награды. Я свистну, и ко мне послушно, робко Вползет окровавленное Злодейство, И руку будет мне лизать, и в очи Смотреть, в них знак моей читая воли. Мне все послушно, я же - ничему; Я выше всех желаний; я спокоен; Я знаю мощь мою: с меня довольно Сего сознанья...» (Там же)
При этом надо понять, что российские олигархи, такие как Ходорковский, могут быть милейшими и даже добрыми людьми. Но они для миллионов и миллионов россиян, со своим богатством, стали символом несправедливости. И потому, эти миллионы ненавиядт их, со всей страстью обиженных душ и сердец!
…Мало того, часто «государевы люди», тоже ступают на эту узкую дорожку, а потом, рано или поздно пойманные и посаженные, плачут и сетуют на судьбу! Можно упоминать фамилии губернаторов, бывших мэров и ещё множество гражданских и военных чиновников, которых или уже посадили, или ещё ждущих суда. Но недавно, посадили под домашний арест даже министра «экономического развития» Улюкаева.
 Если уж министр, отвечающий за развитие экономики страны, берёт взятки, тогда что говорить о «мелкой сошке» которые глядя на начальство и старших «по званию», начинают тащить все что плохо лежит и беззастенчиво совершать поборы с тех, кто так или иначе от них зависит!
Мне, таких людей откровенно жаль, потому что они жертвы провинциальных взглядов и философии потребления. Будь в стране другая обстановка, может быть и эти рвачи, стали бы нормальными гражданами, нормальной страны.
 Но именно идеал мгновенного обогащения, толкает людей на убийства и грабеж, в надежде сделаться богатым, а потому и счастливым: «…Нас уверяют медики: есть люди, В убийстве находящие приятность. Когда я ключ в замок влагаю, то же Я чувствую, что чувствовать должны Они, вонзая в жертву нож: приятно И страшно вместе…» 
 Конечно эту идеологию и эту ситуацию в стране надо менять! Но как?!
 Я часто пишу, что к праведной и независимой от мифов обывательского сознания жизни, можно прийти через веру, через Христовы Заповеди. Но когда посмотрю на некоторых батюшек, ездящих в «Лексусах», и служащих литургию в соболиных шубах, то невольно вспоминаются слова из песни Высоцкого: «И не церковь, и не кабак и ничего не свято…».
Для того, чтобы люди поверили истинно, нужно чтобы они видели в священнике подлинного христианина. А если этого нет, а есть только суеверия, алчность и фарисейство, тогда церковь научит только лжи и лицемерию. Часто, даже перед самим собой!
Ведь многие батюшки, но прежде иерархи, оправдывают своё богатство разными софизмами. Но ведь людей не обманешь!
…Тема социальной роли богатства, тема актуальная для России. Но никто по настоящему эту тему не раскрыл и потому, вновь и вновь люди обманываются приравнивая богатство и счастливую жизнь, а потом горько жалеют, что предпочли широкую дорогу в ад накопительства, эгоизма и растления, узенькой тропке, ведущей ко храму и к достойной совестливой жизни!
И мне остается только констатировать безумную тягу к деньгам и жадность российских богачей и олигархов, которая заставляет их удерживать богатства «в сундуках» или расходовать его на нелепые прихоти плоти, доводящие до разочарований и скорой смерти. Вспомните судьбу Березовского!
Скупой рыцарь умер во время ссоры с собственным сыном. Так и в России часто умирают богачи, не любящие ни своих детей, ни людей, которые их окружают. И в этом их беда, но и вина:
«…Он умер. Боже! Ужасный век, ужасные сердца!..»


Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion
 


                Март 2017 года. Лондон. Владимир Кабаков


Рецензии