Одним миром

Россия была и будет православной страной. Написал сгоряча: "и есть", но вычеркнул: пока - нет... Все мы одним миром мазаны. Наш менталитет, при всех новеллах, остаётся православным, и не имеет значения, как мы воспринимаем православие - апофатически, катафатически, положительно, отрицательно... От краеугольного камня растёт здание (если "да"). И оттолкнувшись, начинаешь разбег (если "нет"). Это при всём уважении к другим традиционным системным религиям. Считаю нужным подчеркнуть: системным, сатанизм у нас не прижился, не Америка. Достаточно отдельных сатанистов, которые рубят монахов топорами.
Вся русская духовность, благодаря которой (Толстой, Достоевский) мы прежде всего известны и любимы на Западе и на Востоке, имеет в основании православную веру. Это не Зощенко, который одной рукой кропал фельетоны о советских мещанах, а другой - тачал рассказики о Ленине. И даже Солженицын, я считаю, писатель религиозный и в этом смысле действительно прямой наследник Льва Толстого. Это если оставить школьные, примитивные толкования и Толстого, и Христа.
Вера не принадлежит исключительно сфере религии. Да, вера конституирует религию, без веры нет религии, нет церкви. Но вера также может стать "краеугольным камнем" нравственных и мировоззренческих установок. Вера иррациональна, но в предметном мире она выступает в виде конкретных явлений, что порой шокирует рефлектированное сознание (то же мироточение, к примеру). По Кьеркегору, вера - это акт свободы. Невозможно "заставить" поверить: это всегда  искренний свободный выбор. Речь не о "свечных" верующих, т. н. "захожанах" (вроде автора этих строк), хотя и простое физическое присутствие в пространстве веры может привести к некоторым зримым результатам. Предмет веры всегда эмоционально "оживлён", он вызывает активную личностную реакцию верующего, он как бы вступает с ним в диалог, подробности которого носят интимный характер и лишь в некоторых случаях получают публичную огласку. Как это произошло, например, с обсуждаемой "в сетях" Поклонской и мироточением бюста Николая Романова.
Есть и вера нерелигиозная. Например, вера в независимый суд. И в этом случае предмет веры сакрализуется и приобретает для верующего сверхъестественные возможности. И в этом случае как бы "отключается" рефлектированное сознание, и для верующего уже не являются существенными детали, он не задаётся ехидными вопросами типа: а можно ли считать независимым суд, если там клянутся на Библии? Всё это очень похоже на религиозную веру, потому что и вера "светская", и вера "церковная" коренятся в одном и том же чувстве: религиозном. С этим чувством мы и приходим, и уходим. А иначе... "лопух вырастет..."
В 1937 году, после двадцати лет богоборческой власти, в графе переписи "вероисповедание" 56% советских граждан ответили: "верующий православный христианин". Закрыты почти все храмы и монастыри, разрушена система духовного образования, большинство епископов и священников репрессированы. А люди верят...


8 марта 2017 г.


Рецензии