Отношения собственности - системный уровень пробле





Если  рассматривать суть проблем отечественной экономики и источник этих проблем  на  системном  уровне, то неизбежно обращение к такому понятию как общественные отношения.
Только  фундаментальные  противоречия  общества  в  целом  порождают  целый  букет  болезней,  которые  проявляются  и  в  экономике,  и  в  политике,  и  в  других  сферах  жизни  общества.
Обсуждение  реформ  в  нашей  стране  можно  проиллюстрировать  такой  картинкой.







Очень  много  говорится  о  нынешней  ситуации,  что-то  -  о  том,  что  мы  получим  в  итоге,  очень  невнятно  о  пути  перехода  из  нынешнего  состояния  в  очередное  “светлое  будущее”.  И  практически  ничего  о  системе  координат,  в  рамках  которых  ведется  обсуждение.  Поэтому  ситуация  “в  огороде  бузина,  а  в  Киеве  дядька” - типичная  для  разговоров  о  будущем  России.  Поэтому  программы  всех  партий  так  похожи  друг  на  друга.  И  поэтому  мы  по-прежнему  далеки  от  решения  наших  проблем.

При  выборе  системы  координат  необходимо  сформулировать  проблему.  Нет  необходимости  ремонтировать  фундамент  здания,  если  проблема  в  растрескавшейся  штукатурке,  но  никаким  косметическим  ремонтом  не  решить  проблему,  если  разрушается  фундамент.
Системный  уровень  экономических  отношений - отношения  собственности.  Следовательно,  конструктивный  разговор  о  перспективах  развития  общества  возможен  только  в  категориях  отношений  собственности.

Теория и практика (как отечественная, так и зарубежная)  позволяет утверждать,  что грамотное решение вопроса  собственности позволяет одновременно решать проблемы и экономические, и политические, и  в социальной сфере.  Более того,  вне такого подхода действительное решение этих проблем более чем сомнительно, а с учетом сложившейся ситуации - по-видимому, просто невозможно. При этом решение связывает в единую систему производственные  и  распределительные отношения.  Более  того,  в рамках предлагаемого подхода на качественно более высоком уровне решаются экологические проблемы  и проблемы рационального использования ресурсов.
Вопрос  собственности,  с  точки  зрения  рассматриваемой  проблемы, состоит  из  трех  составляющих:
1 - функциональная - общественная  функция  собственности;
2 - политэкономическая = отношения  собственности;
3 - юридическая - владение, пользование, распоряжение.

На  бытовом  уровне  проблема  советского  общества  формулировалась  коротко - “нет  хозяина”.  То  есть  констатировалось  “наличие  отсутствия”  заинтересованного  и  ответственного  субъекта.
Имеет  смысл  рассматривать  понятие  собственности  с  точки  зрения  общественных  интересов  как  ответственное  и  заинтересованное  поведение  каждого  участника  общественных  отношений.

Решение проблемы  отношений  собственности предполагает ответ на три основных вопроса:
1 - субъекты собственности;
2 - объекты собственности;
3 - отношения собственности.

Исходя из  общественной  функции  собственности  следует,  что первичным субъектом  отношений собственности могут быть только граждане страны. Понятие “государственная собственность” не имеет ни экономического, ни  юридического  смысла,  поскольку нет персонифицированного субъекта, который нес бы непосредственную полноценную экономическую ответственность за эффективность использования объекта собственности. Говорить о “государственной собственности” можно только в смысле общественной  собственности,  находящейся в управлении государственных органов,  но это другой  вопрос.  По-видимому,  не  требует обоснования тезис,  что  каждый гражданин обладает равными правами  как  гражданин, и, следовательно,  субъектами отношений собственности являются  все граждане  страны. Как  первичные собственники граждане вправе объединяться, не теряя своего права собственности на долю  в  объединенной собственности.
Известное определение  - “отношения собственности есть отношения по поводу присвоения” не  уточняет,  что  это  отношения  между гражданами, но,  самое  главное  -  не указывает объект присвоения.  Предполагается отношение ко всем объектам собственности.  Но в  перечне объектов собственности, как правило, отсутствует такой специфический объект как продукт труда.  И если по поводу “обычных” объектов собственности формы присвоения понятны (купля-продажа, дарение, наследование...), то результат труда присваивается по принципу “кто первый встал - того и тапочки”.  В отечественной и мировой практике существуют формы собственности работников на результат своего  труда, результаты реализации которых,  позволяют  утверждать,  что  без формализации и нормативного закрепления этих отношений, социальные, экономические и политические проблемы вряд ли  могут  быть  успешно решены.

Объекты собственности  необходимо  разделить по уровням значимости:
     1 - земля и другие природные ресурсы;
     2 - национальное  достояние;
     3 - объекты федерального значения  (входят  в  федеральную  систему  жизнеобеспечения);
     4 - объекты регионального значения  (входят  в  региональную  систему  жизнеобеспечения);
     5 - объекты местного значения  (система  жизнеобеспечения  местного  уровня);
     6 - объекты личного значения;
     7 - продукты труда.

Поскольку результаты  использования  собственности,  входящей  в  систему  жизнеобеспечения  непосредственно затрагивают интересы граждан соответствующей территории, все они должны быть  совладельцами  соответствующих  объектов.  Причем, совладение землей и другими природными ресурсами - равнодолевое,  а остальными объектами - в меру своего участия в общем капитале.   То есть, объектом  собственности  каждого гражданина является капитал, как личный, так и доля в общественном капитале.

Краткое описание концепции

Суть концепции заключается в механизме реализации прав граждан как совладельцев общественного богатства и ответственности  каждого гражданина как  хозяйствующего  субъекта.  И  основывается на праве собственности каждого гражданина страны на результат своего труда и на праве совладения природнами ресурсами.
Понятие “государственная собственность” - нонсенс и в экономическом, и  в  юридическом смыслах.  Имеет смысл говорить о народной  собственности, а точнее - о собственности граждан  страны,  находящейся в  управлении  государственных органов.  В этом случае каждый гражданин имеет свою долю в народной собственности,  которая фиксируется на его личном счете в народном банке,  а,  точнее, на личных счетах, включающих: счет личного потребления, счет социальных нужд, инвестиционный счет,  счета  долевого участия...  Все объекты собственности в соответствии со своей значимостью могут быть  распределены по  уровням  соответствующих  представительных органов власти, распоряжающихся этими объектами как представители  собственников  и формирующих исполнительную  власть  для управления деятельностью по использованию этой собственности.  Хозяйственная деятельность  осуществляется предприятиями,  представляющими собой коллективы работников, которые используют имущество,  не являющееся  собственностью работников, на  основании договора с соответствующим представительным органом.  Таким образом, работают две структуры управления:  управление собственностью,  обеспечивающая  эффективное использование собственности и управление деятельностью,  обеспечивающая эффективность производства.
Устанавливается возмездное использование всех видов  ресурсов, необходимых предприятиям в хозяйственной деятельности.  Часть платы идет на воспроизводство потребляемых ресурсов, часть - в фонд дивидендов граждан, как совладельцев общественной собственности. Выплаты - пропорционально доле в общественном капитале (за использование природных ресурсов - равные для всех граждан-совладельцев).
Таким образом, материально  обеспечивается  неотъемлемое  право каждого гражданина  страны на жизнь не в виде подачки,  а как доход от использования его доли собственности. А заинтересованность граждан в  производительном высокоэффективном труде обеспечивается правом собственности на результат труда и, следующей  из этого, непосредственной экономической  ответственностью  работников за издержки  производства.

Задача заключается в:
1 - становление граждан как собственников-совладельцев
(элементы структуры);
2 - создание организационной структуры союза собственников-совладельцев;
3 - создание механизмов реализации экономических отношений.

     1. Первый вопрос разделяется на два  пункта  (собственность  и
        совладение):
        - собственность на результат своего труда;
        - совладение общественным капиталом
          (собственность на долю в общественном капитале).
Для этого  необходимо организовать персональный учет результатов труда и доли в общественном капитале, определить стоимость продукта труда  на каждом рабочем месте (долю в продукте труда каждого участника). Это можно сделать на основе банка и сети филиалов,  работающего под  контролем  наблюдательного  совета,  представляющего собственников-совладельцев.
2. Для  функционирования  общества  собственников-совладельцев необходим представительный орган,  обеспечивающий  эффективное  использование совместной  собственности и определяющий “правила игры” в обществе. Необходимо разработать Устав и ряд нормативных документов, обеспечивающих эффективное функционирование системы.
     В них должны быть определены основные моменты:
     а) возмездное использование работниками основных фондов и природных ресурсов;
     б) распределение всей выручки на накопление и потребление;
     в) право работников самостоятельно распоряжаться  частью  потребления (производственного потребления);
     г) доля специалистов в части потребления;
     д) доля руководства в части накопления;
     е) доля непроизводственных работников в части накопления;
     ж) доля части накопления, направляемая на дивиденды;
     з) распределение средств,  направленных на развитие, по личным счетам работников и других участников общественного производства;
и) формирование целевых фондов.
     3. Прежде всего необходимо отметить,  что рыночная экономика и планирование не противоположные понятия,  а взаимодополняющие, если планирование распространяется на определение  необходимых  обществу (организации) продуктов (услуг) и затрат, которые общество (организация) может себе позволить для их производства, а в рыночные отношения включить издержки производителя.
     Каждый работник, взявший на себя обязательство по производству определенного вида  продукции, самостоятельно определяет необходимые средства производства, которые либо предоставляются ему на возмездной основе, либо приобретаются за счет работника.
     Выручка от реализации продукции делится на две части: накопление (условно)  и потребление по установленному нормативу.  При этом  часть накопления не может быть меньше запланированной  -  в  случае невыполнения взятых  на  себя обязательств работником,  уменьшается доля потребления, а запланированная сумма накопления распределяется установленным образом. При перевыполнении - распределение на накопление и потребление производится по установленному нормативу.
     Из части  "потребление"  полностью  возмещаются все производственные затраты и услуги специалистов (по  установленному  нормативу).
     Из части "накопление" по нормативу отчисляются части:
     - на органы управления;
     - на непроизводственную сферу;
     - в резервный и страховой фонды;
     - на дивиденды на земельные и имущественные паи;
     = остаток  - в фонд развития,  который в установленном порядке
распределяется по личным счетам работников.
     Таким образом,   обеспечивается   согласование  интересов  всех участников общественного  производства,  и создаются предпосылки для эффективного и устойчивого развития общества.
 


Рецензии