Колесо истории

Оля с двенадцатилетним сыном – Андрейкой, сидели за столом под липой в саду своего деревенского домика, где они любили отдыхать летом. Солнце ласково припекало через колышущуюся на ветерке листву и солнечным зайчиком отражалось на золотистом чубе мальчишки.
- Мама, до школы еще далеко. Может, в августе сделаем это задание, - ерзал на лавке и морщил нос Андрюшка.
- Ты прав, июль – макушка лета. Но сделать генеалогическое древо, что задали вам по истории – очень важно, - сказала мама. – Да и времени это займет немало, если подходить к делу не формально. Быстро ведь не найдешь фото бабушек и дедушек, историю их судеб не узнаешь. Знаешь, я окунулась в историю нашей семьи  и мне стало просто интересно отыскивать значимые факты, даже Шерлок Холмсом себя немного почувствовала.
- А я что – доктор Ватсон, только семейного масштаба? –парировал недовольный отпрыск.
- Ну, Ватсон, так Ватсон, - улыбнулась Оля. - А сейчас за дело. Я принесла несколько книжек и фото, давай вместе посмотрим.
Но в этот день работа шла ни шатко, ни валко. Андрей ленился читать, принесенное мамой, составлять планы и все время хныкал, что его – бедняжку, и летом мучают школьными заданиями. А как только Оля отлучилась, покормить кота Марсика, что все настойчивее под столом требовал молока, так Андрюшка и вовсе улизнул  на пруд купаться. 
Пришлось Ольге одной дочитывать все собранное, сначала серчала на сына, что лентяй растет, но потом вдруг нашла интереснейшие факты, касающиеся семьи. Они потянули за собой другие, а там всплыли и побывальщины - воспоминания, которые в детстве так любила слушать от мамы или бабушки. Кое-что даже захотелось выяснить в архивах. Словом, дело это затянуло так, что Ольга все вечера проводила в интернете, написании зарисовок о семье … Увлеклась на целый месяц, даже к сыну не приставала – самой бы разобраться! А материал собирался такой интересный, что хоть романы пиши о судьбах своих родных, времена-то какие были! Семья ее, начиная с 17-го века попала, как говорят под колесо истории.

И вот уже в конце августа, когда почти осенний дождик скребся по крыше их домика, а Андрей, после утреннего сбора грибов, и отъевшийся на деревенском молоке  Марсик, лениво развались на теплой русской печи. Оля вдруг сказала:
- Ну что, доктор Ватсон, продолжим наше отложенное расследование? Я и папе пообещала, что когда он приедет к нам в следующие выходные – мы ему представим нечто интереснейшее!
Но видя ленивый взгляд сына, уже строго добавила:
- Итак, я наливаю нам горячий крепкий чай и за работу.
Ей было важно, чтобы сын увлекся историей семьи. Ведь это все родное, глубинное, без этих корней – мы иваны непомнящие родства! Честно признаться, до этого лета  она и сама мало что знала, так в голове были обрывки исторических нитей, а связать их воедино как-то не стремилась, все казалось времени нет.
- Сын, дело, конечно, занудное — исторические справки читать. Но вдруг ты — княжич?Потомок князей московских? А пока давай выясним -  в каком поколении ты москвич?
Андрей оживился, кому же не захочется вдруг в одночасье статье потомком князей.
- Во втором. Папа в Москве родился и я тоже. Бабушка Вера приехала девочкой со своей мамой Надей и папой Матвеем и маленьким братом Ваней после революции во время голода, она из Саратовской губернии деревни Маленовка.
- Молодец! – похвалила мама.
- Да, а дедушка Георгий приехал в Москву после Великой Отечественной войны. Он, представляешь, ушел в армию в 18 лет, а здесь война, сначала финская, а потом с фашистами. Счастливый он – вернулся. А до войны жил в Тверской губернии селе Малька. Вот, - с гордостью отрапортовал Андрей.
- Я рада, что род Медведевых, ты помнишь, честь и хвала твоему папе за это. А сейчас вернемся к началу разговора. Так вот, возможно, ты москвич уже в 5 – 7, а может и 10-м поколении, точнее выясним в архивах.
- Это как, мама? Тогда еще и Москвы-то не было, наверное? А может я княжеский потомок? – даже закусив от напряжения губу, спросил Андрюшка.
- Не знаю, не знаю, - интриговала мама, архивы подскажут.
- Ну не томи, говори, что ты выяснила!
- Честно сказать, княжеских корней пока не накопала. Но … Поговорим о моем роде, который я лучше знаю по маминой линии – Красносельских. Причем мой дед и бабушка были из одной деревни  и одной фамилии, на Урале так часто бывало, что в деревеньке жили одни родственники - однофамилицы.  Расскажу все по порядку, чтобы у тебя в голове каши не получилось.
И Оля  начала свой рассказ, как приехала в Москву поступать на факультет журналистики, о котором мечтала в школе.  Этническая родина ее, как говорят сегодня – малая Родина, есть Пермский край. Там в основном сошлись пути трех народов больших: коми, камские булгары (прошу не путать с балгарами) и так называемые – россейские, точнее старообрядцы кержаки. Вот о староверах и пойдет рассказ, так как к ним и принадлежали  прародители Ольги.
- Ты, сын, конечно, слышал об этих удивительных людях. За свою веру до самосожжения стояли, уходили в далекие леса, шли за тысячи километров по болотам и тайге… А все началось с того, что при патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче стали править церковные книги и приводить их к единому образцу – греческому. С которого когда-то все и писалось, но по прошествии столетий многое вкралось в русские переписанные тексты и зазубрилось народом христианским так, что они не пожелали в своих молитвах и слова менять, заявляя, что как отцы наши молились, так и мы будем. Да еще придумали власти к греческому троеперстию перейти, а Русь крестилась в это время двумя перстами. Вот и вздыбилась страна от таких кардинальных указов и поправок. Знаешь, мы дома посмотрим с тобой замечательный художественный фильм «Раскол» режиссера Николая Досталя, там очень точно и красочно все рассказывается.
- Мама, я горжусь, что потомок сильных духом и волей людей, но где же обещанное почти княжеское родоначалие? - наливая уже остывший чай, сказал Андрей.
- Ой, а время уже к полуночи, сынок! Давай завтра поговорим!
- Нет, нет! Я же не усну. Все так интересно, будто и правда детектив читаешь, к тому же, о себе сомом.
- Ну, хорошо, уговорил. Продолжаем. Так вот в маленькой брошюрке верещагинского краеведа и журналиста Мельчикова несколько интересных для нас фактов описано. Да, небольшая ремарка. Я до Москвы год работала в верещагинской газете «Заря коммунизма», где сотрудничал и Мельчаков, помню, такой  сухонький старичок тоже из старообрядцев, но жил долгое время в Москве. Выйдя на пенсию, они с женой приехали в Верещагино — на его родину в отеческий дом. Работал в газете, писал историю района. Так вот этот дотошный старичок откопал в архивах много интересных фактов о старообрядцах. Жаль книжечка эта у меня не сохранилась. Но там был ответ на мой давний вопрос — почему на Урале так много фамилий заканчивающихся на -их или -ых, что обычно свойственно северным фамилиям?
- Мама, а твои родные ведь носили фамилию Красносельских? Что ты северянка у нас, у них обычно такие окончания фамилий?
- Вот и я сомневалась. А оказалось, что это старообрядческие фамилии. Произошло это так. Пришедших на Урал стали именовать по тому селу из которого они ушли во времена раскола. Например, если шли из села Седово, то Седовых, если из Плещеево, то Плещеевых и так далее. Так вот наши с тобой предки ушли, видимо, из села Красноселье или Красное село. Так и сложилась фамилия Красносельских, причем и у деда моего и у бабушки до женитьбы была такая одинаковая фамилия. Приведу тебе цитату, я недавно, нашла ее в интернете. «В крещенские праздники корреспондент газеты «Верещагинский вестник» побеседовал с настоятелем верещагинского храма РПСЦ во имя святителя Николы Чудотворца протоиереем Валерием Шабашовым. Благочинный старообрядческих приходов Уральской епархии РПСЦ рассказал о численности старообрядцев на Урале, о том, как становятся старообрядческими священниками и о своем собственном пути.
- Отец Валерий, скажите, какой примерный процент жителей нашего района, придерживающихся старообрядческой веры? Вообще, можно ли назвать наш край оплотом старообрядчества?
В Верещагинском районе староверов примерно 50% от всего числа жителей. Представителей нашей конфессии больше, чем других, и этому есть объяснение. Ведь эти земли когда-то заселили старообрядцы, пришедшие с нижегородской реки Керженец (отсюда — кержаки) и впоследствии смешавшиеся с местным угро-финским населением. Кержаки были потомками стрельцов — военного сословия, не признавшего «никонианства» и петровских реформ. В ряды же стрельцов входили крестившиеся и перешедшие на русскую службу татарские тумены, боярские «дети» (безземельные бояре) и частично посадский люд (ремесленники, торговцы и т. д.). Отсюда, кстати сказать, у нас такое разнообразие фамилий. Например, татарского происхождения — Балуевы («балуй» — мёд), Мальцевы («малай» по-татарски «парень»), Азановы, Гилёвы, Сабуровы, Бузмаковы, а боярского — Красносельских, Ильиных, Петровых…».
- Значит мы не княжеского рода?
- Да, что ты заладил, князья, князья! Это я для приманки тебе сказала, не хочешь дальше разбираться — иди спать, - рассердилась Оля.
- Да, не серчай ты — мам! Это я так, для общего настроя, - погладил ее по руке сын, - мне очень интересно! Быть потомком бояр уж совсем неплохо, этот благочинный заявляет, что род Красносельских был из стрельцов боярских кровей. Вот здорово!
- Ну, хорошо, продолжаю. Так вот Красноселье или Красное село где-то в Московской области.
- После стрелецкой казни, многие избежавшие ее пошли в бега? - спросил сын.
- Думаю так, ведь стрельцы в основном в Москве были, поместья бояр стрелецких тоже где-то здесь. Уходили они в основном через север. На Беломорье, например, такие общины организовали староверы, что быт их называют историки старообрядческим коммунизмом. Потом спустились на реку Керженец, а далее на Урал. Наши предки там осели, но некоторые пошли и далее.  Сегодня кержаков можно встретить и в Сибири. А в самой тайге некоторые поселения  до сих пор живут по законом 17 — 18 веков.
- Вот это да! Поехать бы туда, будто в прошлое окунешься!
- Да, ты же бывал, - улыбнулась Оля. - Только мал еще был.  Я  работала корреспондентом газеты «Крестьянская Россия» в уральской глубинке, вы  с папой мне помогали. Деревенька, что нас приютила, называлась Шулаи. Давным-давно ее кержак Шулай основал, а в то время проживало там человек пять. Быт в деревеньке был как в Петровскую эпоху. Там кержаки-чашечники - бабульки да дедульки доживали свой век.
- А почему чашечники? - спросил Андрей.
- Это так называемое ответвление нашей веры. Чтобы люди в дремучих лесах Урала не умирали от всяких инфекций, как сейчас бы мы сказали, умные предки придумали много заповедей, и чтобы не объяснять простолюдинам говорили, например, так «грех пить из общего ковша, налей в свою чашечку» или «грех оставлять непокрытую лохань или горшок с кашей, бес в него упадет». Считалось большим грехом есть из мирской, то есть общей посуды, которая была для гостей лишь. У каждого должна быть своя чашечка. Ее с собой даже в гости брали кержаки. И суп в нее наливали, потом второе (кусочком хлеба лишь вычистят чашечку), а дальше и бражку - уральское кофе, как сейчас в шутку ее называют, бодрящий напиток, иногда с градусом, недаром появилась поговорка «хороша бражка, да мала чашка».
- А может еще в Шулаи поехать, а то я мало что помню!
- Может и поедем когда, это место рядом с истоком реки Камы. Тоже бы интересно посетить, мы так мало свою родину Россию знаем. Все больше отпуска за границей или у моря стараемся провести. Знаешь бабушка и дедушка жили в деревеньке — Гаврёнки, это недалеко от Шулаев, но она уже давно исчезла, народ уехал в большое село Сепыч, где школа, магазин, работа. Наверное, родоначальником семейства или общины был некто Гавря по фамилии Красносельских.
- У, как интересно,- зерзал на стуле Андрей. - Может и правда, мои прадеды жили, где сейчас станция метро Красносельская?! А ушли они где-то в 17 веке, когда были гонения, стрелецкие бунты... Если подсчитать, жизнь в среднем была лет 50, даже Пушкин писал: «Вошел старичок лет сорока пяти». Значит за каждое столетие проходило по два поколения. 17, 18, 19, 20 век умножаем на два, следовательно я москвич где-то в 9-м или 10-м поколении?
        Ольга громко засмеялась.
- Ну сейчас и тебя можно назвать Шерлок Холмсом, вот ведь какая интересная может быть история своей семьи! Но все надо проверять, а то ты себя и впрямь княжичем считать станешь, скоро и кровь голубую в своих жилах почувствуешь, - шутила мама. - Но нос то не задирай, помни, что наши предки все-таки ушли из Московии, и все свои силы, разум положили на Древнем Урале. Какие интереснейшие у многих судьбу, хоть романы пиши! Но это расскажу в следующий раз.
- А фото, ты обещала показать, - не хотел заканчивать разговор сын.
- Мало фотографий у меня, воспоминаний от родственников осталось больше — девушки и женщины со стороны бабушки моей Евфросинии Ивановны Красносельских были красивые, замечательные певуньи, работящие, спокойного характера. А мужчины по линии деда моего Климентия Егоровича Красносельских, наоборот, крепкие, коренастые, веселые, любили верховодить, но упрямые. Недаром, деда звали в деревне Железо. Прошел он гражданскую, 37 год заставил бежать с семьей в Сибирь, а большую часть Великой Отечественной провел в фашистских лагерях, потом на Колыме семь лет, за то что в плену был (немцы полуживого из обрушившегося окопа выкопали). Не любили бабушка и дед рассказывать о своей жизни, ох и тяжел был 20 век. Хотя история всегда, как сказал один философ, кровью пишется.
- Да, как ни посмотришь историческое кино — одни войны! Мам, а меня интересует вот что, а почему, если староверы такие сильные духом люди, значит и вера их сильная. Почему мы с тобой перекрестились и приняли Православие?
- Это сложно быстро объяснить, но попробую, - вздохнула Ольга. - Кержаки по ряду причин разделились на многие ветви. У кержаков нашего исповедания, увы, нет Причастия, только исповедь общая, эта вера  беспоповцев, то есть нет у них священников, а есть выборные старейшины. Они и ведут богослужение. Но причащать они не могут, а в Евангелии — главнейшей книге христиан, говорится, что именно причащение Крови и Плоти Своей через Причастие заповедал Христос своим последователям, чтобы соединиться с Ним. Это стало основной причиной нашего с тобой перехода в Православие, к тому же тогда появилась возможность и обвенчаться с папой нам, что очень важно.
- Это правильно, люди должны объединяться, тем более столько веков прошло, - произнес задумчиво Андрей. - Да, интересен древний Урал!
- Могу немного приблизить его к тебе. Предлагаю прочесть мою статью "Урал сокровенный" об этом удивительном крае и вспомнить жизнь нашу в Шулаях.


Рецензии