Внешнее управление предприятиями Донбасса, часть 1
С 1-го Марта 2017 г. власти Луганской Народной Республики (ЛНР) и Донецкой Народной Республики (ДНР)- (вместе - ЛДНР) взяли под внешнее управление предприятия, находившиеся ранее под юрисдикцией Украины. Это была ответная мера на блокаду, устроенную деструктивными силами, действующими на территории Украины при попустительстве властей.
На этих предприятиях создаётся временная администрация, которая совместно с представителями трудовых коллективов разработает план работы в новых условиях. Предприятиям с коротким циклом производства будет легче адаптироваться к вновь создавшимся условиям, наладить логистику, восстановить, при необходимости, инфраструктуру. Труднее придётся предприятиям с длительным циклом, особенно тем, у которых остановлено производство. В обоих случаях не обойтись без привлечения грамотных менеджеров и финансовых вливаний.
Какие шаги необходимо предпринять временной администрации (если такая будет создана) рассмотрим на примере Луганского тепловозостроительного завода (ПАО «ЛТЗ»)-предприятия с длительным циклом.
О производственных возможностях предприятия можно судить по следующим показателям.
В середине 80-х годов прошлого столетия заводом ежемесячно выпускалось 115-120 секций тепловозов, что явилось абсолютным достижением в мире.
За десятилетие, предшествующее 100-летнему юбилею (1996 г.), создано и построено около 40 типов и модификаций маневровых, грузовых магистральных и пассажирских тепловозов мощностью от 147 до 4411 квт. в секции.
За этот период предприятием изготовлено и поставлено более 44000 тепловозов, в том числе 4000 локомотивов мощностью от 1020 до2941 квт. в 11 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. На заводе работало около 40000 человек.
Существовавший в то время мощный научно- технический потенциал, исследовательская база, способствовали тому, что луганские тепловозы отличались высоким техническим уровнем и получили широкое признание в большинстве стран света, где они эксплуатировались.
Достаточно отметить, что в те годы отряд инженерно- технических работников, занимающихся проектированием, изготовлением опытных образцов и испытанием новой техники насчитывал около 1200 человек.
К 1981 г. Лугансктепловоз выпускал 95% всех магистральных тепловозов страны, которые осуществляли половину железнодорожных перевозок в странах СЭВ.
В настоящее время фактическим хозяином завода является российская компания «Трансмашхолдинг» (ТМХ), которой принадлежит более 75 % акций предприятия. За три года военных действий и блокады со стороны Украины завод пришёл в упадок. Выпуск тепловозов- профильной продукции предприятия- фактически прекратился. На заводе осталось порядка 2500 работающих, в том числе около 70- в конструкторском и 40- в опытно - исследовательском подразделении.
Выполняются в основном ремонтные и восстановительные работы по тепловозам и другой техники, а также мелкие заказы. Работают неполную рабочую неделю. Зарплату получают в гривнях, поскольку предприятие находится в юрисдикции Украины. С каждой зарплаты вычитаются деньги на проведение военных действий против ЛДНР, Украине также отчисляются налоги.
« Лугансктепловоз» - градообразующее предприятие, «локомотив» смежных отраслей, поэтому столь важно возобновление полномасштабного выпуска тепловозов!
Таким тепловозом на первых порах мог бы стать тепловоз 2ТЭ116У (или его модификации).
Какие же этапы должны предшествовать серийному производству тепловозов?
1.Организационные вопросы.
1.1 Создать совместный Российско – Луганский Координационный Центр для оперативного решения вопросов по согласованию и поставке комплектующего оборудования и материалов. Принять Постановление Кабинета Министров ЛНР «О создании на базе «Лугансктепловоз» Территории Опережающего Развития (ТОР)»
1.2 Совместно с ТМХ составить «Протокол о намерениях», в котором оговорить объём поставок тепловозов и сумму инвестиций. В случае отказа ТМХ от сотрудничества взять предприятие под управление ЛНР или объявить тендер на замещение собственника, выставив при этом приемлемые для завода условия.
1.3 Решить с Правительством ЛНР вопрос о железнодорожном сообщении по маршруту Луганск – Донецк (Россия) для обеспечения сбыта продукции и получения комплектующих и материалов.
1.4 Провести структурные преобразования конструкторского, технологического, опытно – исследовательского и других подразделений, укрепив их кадрами за счёт привлечения молодых специалистов и специалистов из других предприятий ( например, из Брянска, куда уехали наши специалисты) на льготных условиях ( социальный пакет, предоставление жилья), а также специалистов – пенсионеров на контрактной долговременной основе. Обеспечить руководителей конструкторских подразделений ( на уровне начальников бюро) индивидуальными мобильными средствами для оперативного решения вопросов с предприятиями и организациями России.
ПОЯСНЕНИЕ.
Для изготовления одной секции тепловоза необходимо порядка 650 наименований комплектующих изделий, из которых порядка 390 наименований поступало из 25 городов Украины. Наиболее значительные поставки электрооборудования осуществлялись из предприятий Харькова, в том числе таких как тяговый агрегат, альтернативная замена которому проблематична. Кроме того, для изготовления тепловоза необходимы: металлопрокат, литьё, поковки, штамповки, профили, трубы, кабельная продукция, фанера, лакокрасочные материалы, горюче - смазочные материалы и др., большая часть из которых поставлялась предприятиями Украины.
Естественно, в условиях блокады со стороны Украины, придётся искать альтернативных поставщиков комплектующих и материалов, ранее поставляемых Украиной. Большая часть изделий придётся завозить из России. Кроме того, в связи с длительным перерывом в изготовлении тепловозов, придётся провести актуализацию всей номенклатуры комплектующих и материалов, идущих на изготовление тепловоза. Фактически потребуется переработка в первую очередь всей конструкторской документации. По этой причине необходимо усиление конструкторского подразделения на первых порах до 250…300 человек.
2. Изготовление опытного образца тепловоза.
2.1 Поиск альтернативных поставщиков комплектующего оборудования и материалов.
Конструкторскому отделу совместно со снабженцами необходимо провести работу по поиску и адаптации новых узлов и материалов к работе в условиях тепловоза; согласованию условий поставки с учётом наличия сертификатов соответствия, подтверждающих качество изделий; организацию тендеров и др.
2.2 Проведение сертификационных испытаний тепловоза.
В процессе изготовления и постройки опытного образца подать заявку в Регистр России на получение Сертификата соответствия на тепловоз. После регистрации заявки представители Регистра обследуют рабочие места на предмет обеспечения их качественным инструментом и приспособлениями для выполнения рабочего процесса, наличия сертификатов соответствия на узлы.
Результаты сертификационных испытаний должны подтвердить соответствия параметров тепловоза задекларированным техническим характеристикам и требованиям действующих Норм безопасности. Конечным результатом должна быть выдача Сертификата соответствия на тепловоз с указанием количества тепловозов, на которые распространяется действие Сертификата, и срок действия Сертификата. После этого можно приступить к изготовлению опытной партии тепловозов и отправку их потребителям.
ПРИМЕЧАНИЕ. Конечно, время упущено. Эту работу нужно было начинать ровно три года назад, с началом боевых действий против ЛДНР. Тем не менее, при должной организации труда (прежде всего – возрождения конструкторского подразделения с учётом наличия костяка - хранителей информации на генном уровне) и обеспечении финансирования, разработка конструкторской документации и изготовление опытного образца может быть завершено в течение полутора лет.
Свидетельство о публикации №217030802151