Зеркало

Вере Николаевне подарили зеркало. Дети из школы, где она много лет работала учительницей, придумали подарить ей зеркало. Вера Николаевна была уже старенькой и в школе с этого года уже не работала, но часто в школу приходила, потому как была одинокой и не могла без школы жить. Дома ей было скучно, на огороде она не работала и поэтому просто приходила в школу, то посидеть на лавочке, а то и подменить на один урок кого ни будь из приболевших коллег в младших классах.

Ребята сначала перебирали разные варианты подарка, но всё, что приходило на ум было не очень подходяще или вообще не осуществимое. Дети из разных классов собрались в красном уголке и наперебой фантазируя предлагали то, что было у них дома или то, о чём мечтали их собственные мамы. Но все эти швейные и стиральные машинки, кофемолки и скороварки или отрезы на платье, были совершенно не кстати, ни к чему. И вдруг Лёня предложил подарить Вере Николаевне зеркало.

Это было хорошее зеркало, большое и старинное. Зеркало стояло в доме, где раньше жили староверы. Недалеко от их посёлка была деревня, которая постепенно пустела, там оставались одна или две старухи, а остальные дома стояли одинокие и беспомощные. Местные мальчишки лазали по заброшенным, давно опустевшим домам в поисках сокровищ, но в бедных избах кроме строго смотрящих потемневших образов ничего не было. Староверов в посёлке не любили, жили они обособленно, никто знакомства с ними не водил. В деревне оставались одни старики, да и те постепенно уходили в мир иной.

Лёня и Костя видели зеркало обрамлённое тяжёлой бронзовой рамой в самом дальнем большом доме и предложили его в качестве подарка. Такой вариант устраивал всех. Во-первых все знали, что дома у Веры Николаевны большого зеркала нет, да и вообще зеркала нет никакого. Во-вторых подарок получался дармовой и на него не придётся скидываться. Это второе обстоятельство было хорошо понятно и старшим и младшим школьникам и по сему решили остановится на зеркале.

За день до дня учителя, к которому дети и собирались подарить Вере Николаевне подарок, мальчики сходили в староверскую деревню и притащили из неё старинное зеркало. Зеркало было в полный рост и из-за широкой бронзовой рамы с цветочками и завитушками было страшно тяжёлым. Несли очень аккуратно, чтобы не повредить, не разбить по дороге случайно. В зеркале отражалось тёмно-синее осеннее небо с порванными в клочья серыми облаками. Так в пожарном пруду отражалось небо и по этому казалось, что мальчики тащат кусочек пруда в занятном обрамлении. Тащили его вшестером, попеременно останавливаясь и оттирая затёкшие непослушные пальцы и только к вечеру принесли зеркало в посёлок.

На следующий день после уроков все собрались возле школы, где чествовали учителей и всей толпой двинулись к Вере Николаевне домой вручить подарок. Зеркало пронесли торжественно по всему посёлку от школы до дома любимой учительницы. Вера Николаевна вернулась домой немного раньше, поставила букет в вазу, у неё было чудесное настроение, и какая-то мелодия не выходила из головы. Ребята нарочно пришли позже, чтобы эффект от сюрприза был сильнее, занесли зеркало во двор и поставили его так, чтобы Вера Николаевна, выйдя на крыльцо удивилась своему отражению.

Пришедших во двор ребят она увидела в окно и поспешила на крыльцо. Получить такой подарок она не ожидала и слёзы брызнули из её добрых, выцветших от жизни, глаз. Ребята бережно затащили зеркало в узкий коридор маленького худого дома Веры Николаевны. Зеркало никак не становилось, никак не влезало, не помещалось, покрутив его мальчики наконец установили зеркало в комнате между окон, напротив кровати. У Веры Николаевны никогда не было такого зеркала. Как жаль, что у неё не было такого зеркала в юности, она не могла в полный рост увидеть свою ладную, крепко сбитую фигуру, не могла в полный рост оценить свою простую красоту. Она стояла завороженно смотря в зеркало. Уже принялось темнеть и комната погрузилась в вечерний сумрак, но Вера Николаевна продолжала смотреть на себя предаваясь воспоминаниям.

Перед ней пронеслись воспоминания молодости, самый конец гражданской, потом комсомольские стройки, снова война, фронт, госпитали. Некогда было учиться, трудно было заводить семью и детей. Вера Николаевна была всегда на острие жизни, всегда там, о чём писали газеты, за всю жизнь так и не вышла замуж, не родила, так и не стала счастливой. То она строила Комсомольск-на-Амуре, работала  на Дальнем востоке, то поднимала целину и только после войны осуществила свою мечту быть ближе к детям, стала работать в школе. В школе ей было тяжело, сказывался недостаток образования, ей не давали старшие классы, хотя она очень хотела рассказывать ребятам о Толстом и Достоевском. Первые годы ей, самой закончившей только семилетку, давали учить только младшие классы. Чтобы больше преподавать она переехала в небольшой посёлок, в маленькую сельскую школу, где было всего три десятка учеников. Но она сама упорно училась, хоть и в сорок лет садится за школьную парту совсем не просто. Она не была замужем и не имела семьи, но среди своих учеников она не была одинока.

«Как жаль, а ведь жизнь уже прошла», - думала Вера Николаевна и всё-таки захотела увидеть себя в полный рост в новом зеркале. Она медленно спустила к ногам тёмную юбку, расстегнула старую застиранную кофточку, сбросила пожелтевший лифчик, стянула грубые большие трусы и любовалась, представляя себя в молодости, красивой, гибкой, дикой. «Какое чудесное зеркало! Что же это я ребят даже не поблагодарила за такой потрясающий подарок» - думала Вера Николаевна, рассматривая своё отражение, - «даже чаю попить не предложила». Вдруг тишину нарушил какой-то шорох, Вера Николаевна нервно оглянулась, в проёме двери торчали полтора десятка детских голов, которые ждали приглашения к чаю.


Рецензии