Ч. 3 Кристина Скарб

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2017/03/08/1577

Кристина мучилась из-за однообразия жизни в Каире, а к оперативной работе её не допускали. В марте 1944 года сотрудник польского отдела Патрик Ховарт, один из её друзей, предложил командованию отправить Кристину в качестве радистки в Венгрию.

В ответ начальник отдела ехидно заметил, что видимо она сверхурочно поработала над МР 50 (это было кодовое имя Ховарта).

После вторжения союзных войск во Францию, во французской секции разведки возникла нехватка агентов. Вместо арестованной Сесили Лефорт срочно потребовался новый курьер. Для Кристины французский язык был как родной. Дома в семье они часто разговаривали на французском языке. Это оказалось решающим обстоятельством.

Её быстро подготовили на базе французской секции разведки, выдали фальшивое удостоверение на имя Жаклин Арман и присвоили кодовое имя «Полин».
Ранним утром 7 июля она приземлилась на парашюте близ местечка Васьё в районе Веркор. Приземлилась не очень удачно, вся была в синяках, раскололась даже рукоятка пистолета. Впрочем, оружие она не любила, как и всё, что издавало громкие звуки.

Инструкторы хохотали, когда она стреляла из пистолета, зажмуривая глаза. Через четверо суток Кристина встретилась с 28-летним Фрэнсисом Каммертсом, своим новым непосредственным начальником, одним из лучших агентов английской разведки, в прошлом школьным учителем. Его большая подпольная группа, насчитывавшая несколько сот человек, носила название «Jockey».

Подпольщики собрались на лесистом плато Веркер, где много ущелий и пещер. Там скрывались маки, французские партизаны. Немцы бомбили партизанские лагери, но уничтожить партизан не могли. Те объявили эту территорию новой французской республикой.

На ликвидацию партизан немцы бросили крупные воинские части, которые, практически, ликвидировали все партизанские отряды. Партизаны просили помощи от Лондона, но авиация была занята другими задачами, более важными с точки зрения командования. С огромным трудом Фрэнсису и Кристине удалось выйти из окружения. За сутки они прошли свыше семидесяти километров.

Отдохнув всего один день, Кристина отправилась на границу с Италией. Там стояли пограничные гарнизоны поляков, мобилизованных немецкими властями. Она убедила соотечественников перейти на сторону партизан. Поляки взорвали дороги и мосты вокруг Бриансона, препятствуя продвижению немецких войск.

Капитана Фрэнсиса и его заместителя Ксана Филдинга на контрольно-пропускном пункте между Каннами и Греноблем арестовали  немцы. «Полин» в сопровождении нескольких командиров подразделений маки поехала в Гренобль, где встретилась с французским офицером по связям с немцами Альбертом Шенком.

В разговоре с ним Кристина заявила, что она британский агент, племянница фельдмаршала Монтгомери, и если он не будет с ней сотрудничать, то когда подойдут английские войска, его отдадут на растерзание толпе.

Всё было, конечно, блефом, но, как ни странно, сработало. На следующую встречу Шенк пришёл с Максом Ваем, бельгийским переводчиком, который работал в гестапо. После трёх часов переговоров они согласились на предложение Кристины способствовать освобождению схваченных офицеров за два миллиона франков и защиту в будущем.

Деньги для подкупа сбросили с самолёта.  Переводчик устроил побег агентов, попросив взять с собой и его. Действия французских и итальянских партизан существенно помогли союзным войскам при занятии Италии и юга Франции. В сентябре 1944 года Кристину направили на базу Управления специальных операций на юге Италии в Барии.

Английское правительство желало знать, что происходит на территории Польши, занятой советскими войсками. Кристине предстояло выполнить миссию курьера. Но после того как первую команду разведчиков группы под кодовым наименованием «Freston» арестовала советская контрразведка, заброску остальных групп отменили.

В 1945 году Кристина вернулась в Каир. Управление специальных операций согласилось выплачивать ей жалование до 1 января 1946 года. Затем Управление расформировали. Она узнала, что её мать умерла в тюрьме, дом был разрушен. Впереди не было ни перспективы, ни работы. Началась совершенно новая жизнь, к которой она не была приспособлена.

Она не могла вернуться в Польшу, её бы сразу арестовали. Британского гражданства у неё не было. Только в декабре 1946 года министерство внутренних дел выдало ей паспорт гражданки Великобритании. Друзья-эмигранты советовали ей приехать к Эндрю, который жил в Германии, но она не хотела выходить за него замуж.

Ей предложили канцелярскую работу в разведке, но она от неё отказалась. Не захотела польская графиня принять и дом, который завещал ей один из друзей. Она была слишком гордая и независимая, чтобы принимать то, что ей предлагали из сочувствия.

Кристина работала оператором на коммутаторе, продавцом в магазине «Harrods». В послевоенном Лондоне с работой было тяжело. О том, чем она занималась во время войны, рассказывать было запрещено.

Она уехала в Кению, где встретила старого друга по Каиру. Там, в Найроби, ей вручили Геогргиевскую медаль и французский военный орден. Но и там, в Африке, её преследовали призраки довоенной жизни. В мае 1951 года она нанялась стюардессой на новозеландский круизный лайнер «MV Ruahine».

По правилам компании было обязательным носить военные награды. Военные награды Кристины и внимание к ней пассажиров вызывали определённую зависть в экипаже. Один из членов экипажа 42-летний Деннис Мулдауни воспылал любовью к ней, но, получив отказ, стал её преследовать.

Кристина терпеть не могла домашнюю работу, платили мало, поэтому на берегу она жила в самом дешёвом отеле. 16 июня 1952 года в понедельник она собралась лететь в Бельгию, куда её звал приехать Эндрю.
Она надеялась найти там другую работу, а заодно избавиться от своего назойливого поклонника. В воскресенье вечером Кристина вернулась в отель после встречи с друзьями. У дверей номера её поджидал Мулдауни.

Служащие отеля услышали вскрик. Побежав наверх, они увидели в коридоре окровавленное тело Кристины. Ирландец убил её внезапным ударом кинжала в сердце. Его схватили.

Медицинское обследование показало, что он психически здоров. По приговору суда Мулдауни повесили  в тюрьме 30 сентября 1952 года.

В отличие от других героинь, работавших в разведке, о ней долгое время не было никаких публикаций. Потом пошли слухи, что её убили по политическим мотивам. Английская разведка помалкивала. Все, кто её знал, тоже молчали. Впервые о ней рассказали в 1975 году, чтобы очистить её имя от всякого информационного мусора.

В 2012 году о ней вышла книга «The Spy Who Loved». Когда её хоронили, присутствовали бывший начальник Управления специальных операций Колин Габбинс, Фрэнсис Каммартс и Эндрю. Эндрю никогда не женился. Он завещал свой прах похоронить у подножия её могилы. Его воля была выполнена в 1988 году. На могиле есть небольшая табличка с именем Эндрю.


Рецензии
Спасибо. Очень интересно описана жизнь и не только героини Кристины, но событий того времени
С уважением. Надежда.

Надежда Кедрина   30.03.2021 12:45     Заявить о нарушении
Доволен, что Вам понравилось, Надежда.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   30.03.2021 13:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.