Ещё одна тельняшка

                Ещё одна тельняшка.

                Подрезал сирень в палисаднике. Напротив, на дороге остановилась знакомая машина. Посигналила. Открылось окно, и из него выглянул мой сосед.
                -- Привет, Кузьмич! Загляни сейчас ко мне, расскажу кое-что интересное для тебя. Не стоять же на дороге.
                Я защёлкнул секатор, закрыл калитку, и отправился в гости.  Сосед уже заехал во двор и закрывал ворота.
                -- Помоги разгрузиться – попросил он.
                Вместе из багажника вытащили три мешка, туго набитые свежескошенной травой, косу-литовку, и отнесли под навес. Сосед, так же как и я  держал кроликов, правда, всего около двух десятков, раза в четыре меньше, чем у меня.
                -- Подожди минутку, я сейчас – он зашёл в дом и тут же вышел с литровой банкой кваса и двумя кружками – такая жара сегодня, аж в горле пересохло. Разлил квас, сам выпил в несколько глотков, промокнул губы рукавом – угощайся, кисленький и холодный!
               -- Я о чём рассказать-то мечтал? Понимаешь, оно бы, конечно, немного раньше бы рассказать, да забывал всё время. Память-то уже совсем не та – он покряхтел по-стариковски, но не особо натурально – косить я недалече езжу, за аэродром.  Там кусок клеверища заброшенного, да и в колках трава хорошая. Вот и заметил там птичку интересную.  Как сяду у колка отдохнуть, а она всё по кустам шныряет, ни секунды не остановится. На землю тоже не видел, чтобы опускалась. Сама с воробья, сверху вся сероватая,  низ светлый с частыми полосками, ну, точь-в-точь тельняшка матросская…
              -- Если хочешь знать, что за птица, сразу скажу. Это ястребиная славка. Ошибки быть не может, других похожих птиц у нас не водится.
              --Да, нет! – отмахнулся он от меня – мне-то сейчас эти названии совсем ни к чему, всё равно забуду. Я к тому, что в прошлый раз, а езжу я через два дня на третий, увидел, как эта птичка затащила в куст шиповника длинную сухую травинку, и вылетела оттуда без неё. Я заглянул в куст, а там гнездо! Пустое. Наверное, не достроенное: всё насквозь просвечивает. Хотел тебе рассказать, да забыл. Сегодня заглянул в гнездо, а там три пестреньких яичка. А гнездо-то, понимаешь, всё такое же хлипкое. Через два дня как раз суббота, если есть желание, я тебя возьму с собой, заодно клевера своим длинноухим накосишь.
                -- Договорились! В шесть не поздно?
                -- Давай лучше в пять, пока роса. Косить легче. Всё равно клевер подсушивать приходится, сырым, и даже чуть-чуть влажным, кроликов кормить нельзя ни в коем случае.
 
                И вот мы в пути. По дороге пытаюсь рассказать соседу то, что знаю о славках.
                -- У нас славок проживает пять видов. Все славки – птицы перелётные. Ястребиная славка самая крупная -- с воробья. Название получила за тёмные поперечные полосы по горлу, груди и брюшку от клюва до хвоста, напоминающие расцветку наших ястребов, тетеревятника и перепелятника. Причём у самца полосатость резче, так как основной фон почти белый. У самки же фон сероватый и полосы не так заметны. У самки  и верх серовато-бурый.
                -- То-то я раньше замечал, что птица, то яркая вся из себя, то как будто в пыли искупалась – прервал меня сосед – а это самец и самка…
                -- Так вот, поселяются они на опушках лесов, в колках среди полей, в полезащитных лесополосах, но с обязательным условием наличия густых колючих кустарников: шиповника, боярышника или жёлтой акации. Причём близости человеческого жилья избегают, и вглубь леса никогда не залетают. Гнёзда ястребинок я встречал, но всегда с птенцами.  С яйцами еще не видел, поэтому мне, конечно же, интересно. Ты говоришь, что гнёздо как бы недостроенное. А оно такое и есть, очень рыхлое и просвечивает. Строится внутри куста на высоте обычно не боле метра от земли. Кажется, приехали?
 
                -- Да, но я близко подъезжать не буду, чтобы не спугнуть. Смотри – показал он рукой – заросли шиповника, а над ними несколько молодых берёзок поднимается. На одной ветка надломленная висит.  Прямо под ней, на уровне колена гнездо. Пошли!
                -- Нет, вдвоём не пойдём, тогда уж точно спугнём.  Я осторожно подойду, и если славка на гнезде, сразу уйду, а если птицы нет, то быстро сделаю замеры и опишу гнездо. Ты же поглядывай вокруг. Подлетит она – свиснешь.
                По скошенной лужайке я медленно и плавно подошёл к шиповнику, внимательно вглядываясь в переплетение колючих веток, причём приближался, как бы проходя мимо. Вот и гнездо. Птицы на гнезде нет. Кладка из шести серовато-белых яичек, покрытых размытыми тёмно-серыми пятнами. Значит, кладка уже полная, но к насиживанию не приступили. Повезло! Линейка уже в руке, быстро замеряю параметры яиц и гнезда, и отхожу в сторону. Описываю по памяти: гнездо построено из сухих листьев и стеблей злаков с примесью луба черёмухи. Оно действительно очень рыхлое, просвечивает насквозь, концы травы торчат из стенок во все стороны. Лоток выстлан длинным волосом вперемешку с паутиной. Слышу свист и замечаю подлетающую птицу. Я метрах в пятнадцати от гнезда и самец славки, не обращая на меня внимания, прошмыгивает внутрь куста. Всё, ухожу.
                Недели через три проезжая неподалёку от места гнездования ястребиных славок, не удержался и наведался к гнезду. Я ожидал увидеть оперившихся птенцов, почти готовых к вылету. Но покидать гнездо было некому. В нём всё также сиротливо лежали шесть холодных яиц.  К тому же после недавно прошедшего дождя и гнездо и кладка были мокрыми. Было ясно, что гнездо по какой-то причине было покинуто хозяевами.  Я опустил одно яичко в небольшую лужицу, и оно пошло ко дну. Кладка даже не засижена! Гнездо с яйцами я забрал. Когда выдувал содержимое яйца, оказалось, что на желтке проявились красные ниточки сосудов. Значит, птицы всё-таки начинали парить.
                Я поинтересовался у соседа, не знает ли он, что случилось со славками. Тот как-то виновато ответил, мол. Когда он поехал косить в следующий раз, то по приезду решил посмотреть гнездо, хотя я и предупреждал его, что этого делать не надо. Из-за разросшихся молодых побегов шиповника гнезда не было видно, и тогда сосед руками раздвинул ветки. Птица, сидевшая на гнезде, сразу покинула его и исчезла в зарослях.  Когда он погрузил мешки с накошенной травой, то вновь осмотрел гнездо. Птицы на гнезде не было, как не было её и в последующие приезды.
                -- Я же просил не лезть к гнезду – возмутился я – ястребиная славка  одна из тех немногих, которые могут бросить гнездо с кладкой и даже птенцами при однократном нарушении их покоя. Выходит, ты погубил шесть ещё не родившихся птичек. Ты же видел с какими предосторожностями я приближался к гнезду, и только убедившись, что в нём нет птицы, заглянул в него.
                Сосед только молча развёл руками.


               


Рецензии
Вечера доброго Вам!

Увы, любопытство человеческое порой приводит и к таким печальным результатам. Нам все кажется, что нет в этом ничего такого - мы же только посмотрим...
А для которых птиц подобные "визиты" сразу же становятся чем-то вроде удара грома. Жаль, конечно, что все так вышло...

С уважением,

Сергей Макаров Юс   03.09.2023 16:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей!

Вадим Светашов   03.09.2023 22:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.