57. Кабы денег тьма, да не тюрьма

Валерка Акулёнок столкнулся с мамой Пашки Антониной Васильевной на крыльце.
— И не ходи к нему – он наказан - недовольно взглянула на Валерку Антонина Васильевна - На улицу он не пойдёт.
— У Муса день рождения сегодня – опешил Валерка - Её мама всех приглашала в два часа на торт.
— Никуда он не пойдёт - строго сказала Антонина Васильевна.
— Там чай будет, Наполеон будет, конфеты разные,лимонад.
— Я же тебе сказала – он наказан.
Валерка обречённо вздохнул и повернул обратно.
Они вместе спустились с крыльца, Антонина Васильевна повернула направо, видимо пошла в магазин, а Валерка налево, якобы пошел к себе домой.
Антонина Васильевна скрылась за углом дома – Валерка стремглав дёрнулся назад и влетел в подъезд.
Пашка открыл дверь.
— Чего случилось-то?
— Арестовала меня. Сказала сидеть дома и никуда не ходить.
— Так, что случилось то? За что?
— Да я там оценку по истории подчистил. Тройку себе поставил. Я, что, на тройку историю не знаю? А она возьми и Анну Александровну в магазине встретила, и та ей говори — «что это ваш мальчик у меня на двойки учится?» Тут и началось…
— У тебя что — двойка по истории? - удивился Акулёнок.
— Да это не справедливо! Конец четверти, она оценки всем ставит, а до меня
дошла и говорит - Что это я тебя за четверть ни разу не спрашивала – ни одной оценки у тебя нет. Что прикажешь мне тебе ставить? - И велела, если я двойки не хочу, через два дня приди к ней после педсовета.
- Ну и ты что? - мотнул на Пашку головой Валерка.
- Она меня по всему учебнику за четверть гонять собиралась. Такое видел? Она сама меня ни разу не спросила, а я виноват, а она нет.
— Так ты что – не пришел?
— Какое «не пришел»! Я целых два дня эту историю про Египет зубрил, даты все важные на листочек выписал, фараонов разных. Зазубрил. Разбуди меня ночью – всё расскажу! Так у них знаешь педсовет сколько занят был!? А потом она с директором куда-то ушла. Я ждал, ждал - часа полтора ждал. Потом плюнул и домой пошел. Да я на четвёрку эту историю выучил, если не на пятёрку! Я что – виноват, что она меня ни разу не вызвала к доске? Она сама меня спросила – «что прикажешь тебе ставить?» Я себе и приказал поставить три — четвёрку поставить постеснялся, про пятёрку и говорить нечего. Я не раб оценок. Это что – не справедливо?
— Справедливо - согласился Валерка.
— Так вот – мама заставила меня сидеть дома и ещё раз учить эту историю. Это справедливо?
— Нет, не справедливо. Ты всё правильно сделал - Акулёнок сидел напротив Лопаря и не знал, что делать дальше.
— Я тоже считаю, что правильно. А в следующей четверти я назло ей на пятёрку историю окончу, что бы знала. Вот увидишь!
— Правильно! Так им и надо сделать, чтобы не думали, что они всё тут решают! А как же тебе сейчас отсюда выйти?
— Да никак.
— У Муси сегодня день рождения. Её мама приглашала на чай с Наполеоном и конфетами, и с лимонадом. В два часа к ним в гости позвала.
— С подарком?
— Конечно с подарком. Моя мама ей шкатулочку купила из дерева, какую Муся хотела на Новый Год себе. Вот её и дарить буду.
— Так у меня и денег нет на подарок. У мамы просить в такой ситуации – ты сам знаешь как. Да и сижу я тут запертым по её воли.
— Не выпустит?
— Нет, не выпустит, и не надейся.
Акулёнок вздохнул и посмотрел на Пашку.
— Ладно, страдай тут пока – мы что ни будь придумаем.
— Идёт - Пашка увидел мать в окне - Она идет. Сейчас во двор с улицы завернёт.
Пашка засуетился и вопросительно посмотрел на Акулёнка.
— Давай быстро отсюда, пока она не застукала.
— Держись.
И Акулёнок исчез за дверью.
Пашка оглядел комнату.
Так, больше он эти пирамиды, Хеопса и бога солнце Ра изучать не будет.
Хватит!
Сколько можно?
Иероглифы там разные,Рамзес там какой-то затесался, разлив Нила понимаешь ли, крокодилы плавают, у кого пирамида выше меряются.
Ах, как это важно!
Подумать только!
Пашка поплотнее закрыл дверь в свою комнату и достал из нижнего ящика зимние удочки.
Впереди предстоит рыбалка с Валеркой Акулёнком и дедом Петром Михайловичем на опробованном Мишкой Жуком и Шуркой Сказочником месте – за камышами, где дед Матвеев из шестого дома обычно тайно от всех рыбку ловит.
Пашка разложил свое не хитрое хозяйство состоящее из трёх зимних удочек на соседнем стуле и размотав лески стал проверять крепление крючков.
Перевязал два крючка заново и заменил на больший один.
Мать несколько раз прошла по коридору туда-сюда – Паша прикрыл удочки газетой.
— Обедать будешь? – крикнула она из коридора.
— Нет! – ответил он из-за двери.
— У меня суп горячий.
— Нет!
- Я замороженный щавель из морозилки достала — щавельный суп у меня на курином бульоне с яйцом и сметаной.
— Нет!
У Муськи день рождения, все там сидят, а он здесь!
Обидно!
Супом хочет задобрить.
Они там лимонад с тортом едят, а он тут какую-то траву кислую должен есть!
Не дождётся!
Антонина Васильевна стукнула в дверь и вошла – зимние удочки загодя удачно были прикрыты газетой.
— Надо поесть.
— Не буду!
— Ты всё в учебники прочёл.
— Всё!
— И на все вопросы можешь ответить по программе?
— Меня этот Египет уже достал! - взорвался Пашка - Сколько можно про него читать? Пирамиды там понастроили, а ты изучай их!
— Так надо знать про них, если ты образованный человек.
— Я итак образованный человек! А вот ты сама про них что ни будь знаешь?
— Конечно знаю.
— Прямо всё-всё-всё знаешь?
— Знаю, что надо знать.
— А вот ты знаешь, что пирамиды в Египте – это одно из семи чудес света и они единственные, которые уцелели с тех времён до наших дней?
Пашка поднял указательный палец и помахал им в воздухе.
— Да, я знаю.
— А какие ещё ты чудеса света знаешь? - уставился Пашка на мать.
— Я про Родосский колос слышала.
— И всё?
- А ты, что ещё какие-то знаешь?
— Знаю! Вот, считай – и Пашка стал загибать пальцы - Пирамиды – это раз. Колос Родосский – это два. Он между прочим были построен на одном из самых больших островов Греции в честь победы над врагом. Одна нога у этого Родоса стояла на одном берегу, а вторая на другом берегу и корабли проходили под ним! Вот такой он был большой. Такой вышины, как Статуя Свободы в Америке! Значит это уже два чудеса света! Верно? Потом это как его - храм Артемиды в Эфесе ещё есть!
Антонина Васильевна с удивлением посмотрела на сына.
— Их было шесть или семь построено. Их землетрясения разрушали, а вот последний, который построили и был чудом света! Он был построен в складчину разными городами, по-гречески построен и поставлен на болоте чтобы землетрясения его не разрушили. На шерстяном фундаменте поставлен – тюки с шерстью покидали в болото, а сверху храм построили, чтобы ему было мягко стоять. Кстати – один из этих храмов потом поджёг Гиростат. Ты про Гиростата что ни будь слышала?
— Слышала.
— Вот то тоже! Значит три чуда уже есть - Пашка загнул средний палец руки - Потом ещё статуя Зевса на Олимпе была работа Фидия.
Антонина Васильевна бледная не дыша слушала сына.
— Фидий – это скульптор такой древний. Статуя Зевса была большой и сделана из дерева, а сверху покрыта пластинками из слоновой кости. Эту статую потом турки к себе увезли, и она там у них сгорела в пожаре. А Олимп – это гора, оттуда пошли Олимпийские игры.
Антонина Васильевна смотрела на сына.
- Греция единственная страна в мире у которой летоисчисление велось с первых Олимпийских игр - Пашка загнул безымянный палец руки - Теперь – пять! Дальше. Ты про мавзолей на Красной площади слышала?
Антонина Васильевна слышала про мавзолей на Красной площади.
- Так вот – мавзолей назван в честь усыпальницы Мавзола! Был такой царь в Греции! Очень нехороший был царь! Всех угнетал, как ты меня! Когда он умер, то его жена построила ему усыпальницу для памяти. Добрая женщина была видимо — вот поэтому все усыпальницы и называются мавзолеями! Вот так-то! Так, что там ещё осталось? Пять я назвал.
- Назвал.
Пашка задумался.
- Вспомнил! Висячие сады Семирамиды ещё есть! Слышала о такие?
Антонина Васильевна слышала.
- Их Навуходоносор построил для своей жены! Во – имечко у Наводоносора было! Хорошо, что вы меня таким именем не назвали – вот бы в школе надо мной издевались бы! Это, кстати, его настоящее имя. Навуходоносор! В три этажа
построил сады высотой, как Египетские пирамиды! Рухнули они потом у него, потому что были сделаны из необожженного кирпича. А? Это уже шесть чудес света есть! Осталось последнее. Сейчас вспомню какое ещё. Не подсказывай! Так – седьмой! Седьмой… седьмой… седьмой... А, вспомнил – Александрийский маяк называется! На Форосе он построен был! Это остров такой маленький у Александрии, где Нил впадает в Средиземное море. Там везде берег мелкий, а у Александрии глубина большая и корабли на мел не попадут! Маяк за сорок километров был виден! На Форосе стоял. Моряки издалека маяк видели и знали куда надо плыть и не попасть на мель, и говорили – вон Форос светит. На наших машинах поэтому фары фарами называются в память об Александрийском маяке! Перечислил я все чудеса света?
- Перечислил.
- Перечислил - подтвердил Пашка.
Мама Пашки бледная стояла в дверях и с изумлением смотрела на сына.
— Это что – двойка по истории?
— Паша…
— А она всё это сама то знает?
— Паша…
— А мне не обидно?
— И мне обидно. И слышать от неё в магазине при всех про двойку обидно. На такие оценки нормальные люди не учатся.
— А я учусь!
- А если спросит кто – как мол, ваш сын учится? Что мне отвечать?
— А ты ответь, что как мальчик мой сын учится!
— Да?
— Да! Это она сама виновата, что ни разу меня за четверть не спросила! Я что – не прав?
— Прав.
- Ты должна быть на моей стороне и защищать меня – я же твой сын всё-таки!
— Я защищаю.
— Как?
— А ты бы сам руку поднял, что бы тебя спросили – знал же, что оценки у тебя нет.
— Я что – девчонка, чтобы руку поднимать?!
— Что же делать?
— Пережить всё это молча и забыть, как страшный сон!
— Ты обедать будешь?
- Нет!
Антонина Васильевна ушла на кухню.
Пашка поднял газету и посмотрел на удочки - удочки были великолепны.
В стекло окна ударил снежок.
Пашка выглянул на улицу – внизу под окном стоял Валерка Акулёнок с Мусей.
Акулёнок помахал Пашке рукой и показал ему на свёрток в руке и мотнул головой – мол занести тебя или как?
Пашка покачал головой – мол не надо.
Валерка показал свертком на верх.
Пашка понял, показал рукой, что сейчас сделает.
Он покрутился по комнате и достал из-под газеты одну удочку.
Вспомнил, что в коридоре над вешалкой на полке стоит небольшая корзинка ещё ему маленькому купленная для грибов.
Пашка осторожно выглянул в коридор – мама на кухне у стола подметала пол стоя к нему спиной.
Осторожно, по воздуху, он прошел к вешалке и снял корзинку с полки.
Оп-па!
В комнате он замотал леску вокруг ручки корзинки и зацепил крючком за леску что бы она не разматывалась.
В форточку корзинка не проходила.
Пашка достал из письменного стола перочинный ножик, надрезал бумажную полосу на переплёте окна, щёлкнул задвижкой и осторожно открыл одну створку окна.
Акулёнок с Мусей подошли к дому поближе.
Пашка на удочке спустил корзинку за окно вниз.
— Хорош – шепотом сказал Валерка и положил свёрток в корзинку.
- Порядок - шепотом ему ответил Пашка.
— Вира – Валерка показал пальцем вверх.
Пашка стал наматывать леску на катушку – леска шла тяжело, как при щуке.
— Держись там.
— Угу.
Окно Пашка осторожно закрыл, защелкнул задвижку, послюнявил отклеившуюся полоску бумаги окна намоченным во рту пальцем и приклеил бумажную полоску обратно на место.
Антонина Васильевна подмела упавший мусор с пола.
Почувствовав какое-то движение за спиной она обернулась.
Никого там она не увидела.
Показалось, наверное.
Она села на стул у стола.
Паша обижен.
Ну не на двойку же он эту историю знает?
Если никакой оценки не стояло – зачем ему двойку ставить?
Вон чего он сейчас порассказал.
Это же не на двойку такие знания.
Паша мальчик хороший, послушный — сказала, что никуда не пойдёт и не пошел.
Сидит, историю учит – вон учебник у него на столе разложены - значит учит.
И по дому помогает, когда попросишь.
Нужно было краску из-под ванной достать – залез, всё вытащил, краску нашел, что нужно обратно затолкал под ванную, что не нужно – пошел и выкинул.
Попросишь – пол подметёт, правда после него ещё раз подметать надо, ну это так – что тут говорить, мальчик.
А окна? Все же окна в квартире на зиму он сам заклеил бумажными полосками – она только клейстер сварила и полоски на бумаге расчертила.
Всё сам!
Нарезал, приклеил замечательно и не дует теперь с окон.
Старик Матвеев из соседнего дома что говорит?
Возникла проблема, а как решить не знаешь – представь, что прошло десять лет с этого дня – как эта проблема будет выглядеть через десять лет?
Да, Паша через десять лет будет студентом или уже специалистом, закончившим институт – какая там оценка была у него десять лет назад в шестом классе по истории?
А?
Бедный ребёнок.
Нечего целый день не ел.
Сидит голодный.
Что бы ему такое принести поесть?
Суп он уже не будет есть – это точно.
Может чай?
Точно – сладкий чай!
Он сладкий чай любит!
И к чаю два бутерброда сделать – один с маслом и сыром, а второй с маслом и колбаской.
А что — это вкусно.
Всё поставить на маленький поднос и принести всё это сыну.
Стукнуть в дверь, молча принести и поставить ему на письменный стол.
Не будет же он голодный просто смотреть на чай с бутербродами.
- Я уйду, а он всё это съест.
И аппетит разыграется.
Войти с нейтральным лицом, молча всё поставить и уйти.
Надо же начать мирится.
Антонина Васильевна приготовила сыну чай в его кружке, сделала два бутерброда, всё это красиво разложила на пластмассовом подносе и, сделав нейтральное лицо перед зеркалом стукнула в дверь и вошла в комнату сына.
Паша сидел, развалившись на стуле за письменным столом положив ноги на соседний стул и закинув одну ногу на другую.
Мама заметила, что аккуратный сын предварительно постелил газетку под ноги, чтобы не испачкать сидения стула.
Какой хороший мальчик – слов нет!
Паша испуганно посмотрел на мать.
Антонина Васильевна сделала шаг, чтобы поставить принесённое на его стол и замерла - на столе перед сыном на развернутой салфеточке в красивом с цветочком блюдечке лежали большой кусок торта «Наполеон» с розочкой на верхушке.
Пашка смотрел не мать.
Антонина Васильевна с изумлением взирала на стол.
На салфеточке ещё лежало пирожное «Буше» в бумажной рифлёной корзиночке, большая красная мандаринка, два зефира и четыре большие конфеты в блестящих обёртках.
"Чернослив в шоколаде" прочла Антонина Васильевна на обёртке и перевела взгляд на сына.
Пашка вдавил голову в плечи.


Рецензии
Очень хорошо передали чувства мальчика, реакция его матери. Прекрасная зарисовка с натуры. А продолжение будет?

Эм Филатова   21.02.2021 19:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.