6. Клуб свободного времени в Институте экономики
Так сложилось, что в некоторых институтах СО АН были созданы свои коллективы художественной самодеятельности, свои клубы. Вот, и в Институте экономики был создан клуб «СВ» - клуб свободного времени. Люди собирались вместе, чтобы послушать музыку, послушать стихи и поговорить о них, обсудит новые фильмы, да и просто поговорить на вольные темы.
И до поры до времени никто и не знал о существовании этого клуба, кроме его членов. Но когда по приглашению кого-то из членов клуба на встречу с ними приехал писатель Сергей Павлович Залыгин, о клубе узнали многие. В клубе было необычно многолюдно.
В информационном сообщении об этой встрече библиограф Института экономики О. Кашлакова пишет:
«…Предметом разговора была повесть писателя «На Иртыше», опубликованная во втором номере журнала «Новый мир» и выдвинутая на соискание Ленинской премии.
Выступали историки, литературоведы, педагоги-литераторы, экономисты. Разговор показал, какой живой отклик нашло талантливое художественное исследование и глубокое осмысление писателем событий, происходивших в сибирском селе Крутые Луки в 1931 году. <…>
… Пристальное внимание писателя к психологии середняка не только как выразителя настроений определённого социального слоя, но и как личности – воспринимается как большая художественная и историческая правда.
Вопрос о руководстве и демократии в колхозах… Разговор об этом недавно шёл на Пленуме ЦК КПСС. А обдумывался он уже тогда, в долгих и неспешных разговорах мужиков в насквозь прокуренном правлении».
Героя повести Степана Чаузова «высылают из Крутых Лук как пособника кулака, хотя даже те, кто его высылает, знают, что он очень нужен колхозу…». Залыгин в своей повести не только подчеркнул антинародность раскулачивания, но совершенно ясно показал духовную силу тех людей, на ком земля русская держится. В повести С. Залыгина рассказывается о трагедии человека, которого лишают крова и выселяют из родного дома, но не бездельника или вредителя, а того, который всегда честно трудился и готов был так же трудиться и при советской власти.
Мы тогда уже хорошо понимали, как много дров было наломано в период коллективизации сельского хозяйства страны. Поэтому повесть Залыгина воспринималась в том же контексте, что и реабилитация невинно осужденных сталинским режимом. Потому подобные литературные произведения и шли тогда «на-ура».
«После выступлений читателей, высоко оценивших повесть, Сергей Павлович рассказал о том, как она создавалась, и этот рассказ был для присутствующих едва ли не самой интересной частью встречи», - пишет автор заметки в газету «За науку в Сибири» (№14 от 5 апреля 1965 г.). И это понятно, потому что Залыгин говорил о том, чего никогда нельзя было бы рассказать в газете. О том, как препятствовали печатанию повести, и как редакция «Нового мира» проявила смелость и опубликовала её.
На встрече продавалась предыдущая книжка С.П. Залыгина «Тропы Алтая», и присутствующие получили на память автограф писателя.
Сергей Павлович Залыгин (1913-2000) вошел в большую литературу именно этой повестью – «На Иртыше». Он родился в семье политических ссыльных интеллигентов.
Учился в Омске. В повести «Тропы Алтая», также опубликованной в журнале «Новый мир», он правдиво отобразил научную среду, а в повести «На Иртыше» показал трагические последствия коллективизации.
В 1965 г. Залыгин становится секретарём правлений писателей РСФСР и СССР. В 1989–91 гг. – народный депутат СССР, с 1991 г. – академик РАН.
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/08/623
Свидетельство о публикации №217030800620