Числа и идентичность. Глава 7

1. В этой главе мы продолжим исследование числовых форм различных элементов матрицы идентичности, которая согласно нашей гипотезе выражает глубинные симметрии и асимметрии, связанные с динамикой культурных и природных знаковых систем. В этой связи мы обсудим ряд любопытных совпадений некоторых числовых форм матрицы идентичности с фундаментальными математическими и физическими константами. Такие совпадения по моему мнению не случайны, также как не случаен тот факт, что вроде бы абстрактные математические построения оказываются (порой десятилетия или столетия спустя) необходимыми для точного описания тех или иных аспектов и свойств природных объектов и реальностей.

2. И в том и в другом случае перед нами выражение фундаментальной гомеотропности (подобия, сходства) всех культурных и природных знаковых систем. Такая гомеотропность в той или иной степени существует внутри самих природных систем (например сходство между структурой атома и структурой солнечной системы). Кстати говоря тот факт, что на внешней атомной орбите есть место для максимум восьми электронов (факт, обуславливающий восьмеричную структуру периодической таблицы элементов Менделеева)тоже обнаруживает интересное соотношение с октагональной структурой матрицы идентичности, с ее девятью основными контекстными полями центральным I, (ср. атомное ядро) и восемью боковыми.

3. Сами числа в этих условиях являются числовым выражением определенных гомеотропных связей, резонансов и соотношений, одни из которых могут быть интенсивными и критически важными, а другие менее значимыми и потому более расплывчатыми и менее выразительными. Интенсификацию гомеотропных связей (включающую использование таких интенсивных чисел) мы будем в дальнейшем называть смысловой (контекстной) интеграцией, а их ослабление и так сказать расплывание смысловой (контекстной) энтропией/фрагментацией. Эти понятия интеграции и энтропии и связанные с ними понятия взаимоопосредования с одной стороны и разделения/редукции с другой очень важны для понимания динамики социальных и культурных кризисов, которыми наполнена история человеческих обществ.

4. В прошлой главе мы с помощью числового анализа обнаружили огромную смысловую насыщенность (накопление мощных гомеотропных связей, выраженных особо интенсивными числами и числовыми соотношениями) внутри одной из нескольких десятков выявленных мною специфических парадигм идентичности (я обсуждаю их в других своих работах), а именно этономики СЕВ, парадигмы горизонтального нравственного общения.

5. Этономика образована сочетанием рекогнитивной/признавательной ВЕ и ассоциативной СЕ полугоризонтальных диагоналей и правой боковой имманентной/идиографической вертикали СВ. Ее центральной осью является средняя коммуникативная горизонталь GE, связывающая контекстные поля "чужих" Е и "своих" G. Помимо этого в этономике задействованы (тематизированы) нижнее правое поле автономной личности С и верхнее правое контекстное поле совершенных жизненных форм В.

6. В прошлой главе я отметил, что так называемое "золотое правило" в его различных вариантах является центральным принципом этономики. Оно предполагает взаимоопосредованность ("как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними", "не делай другому того, чего себе не хочешь" и т. д.) и взаимообусловленность, которая в период третьего экзистенциального кризиса средиземноморских обществ (2 в. до хр. э.-1 в хр. э., условно говоря от убийства Гракхов, гражданских войн и конца республики в Риме до конца правления Домициана,последнего императора династии Флавиев)постепенно исчезает из вертикальных отношений патронажа в результате развития рынка и безличного государственного бюрократического механизма (более подробно я описываю эти процессы в первых 10 главах моей книги Свиток и сапог).

7. Именно в этот период этономика и ее центральный принцип т.е. "золотое правило" в его различных формулировках была выдвинута вперед внутри наиболее значимых идейных движений этой эпохи от римского стоицизма Сенеки и Эпиктета до Гиллеля и его последователей,заложивших основы раввинистического иудаизма, до Иисуса и раннего христианства.

8. В этом социальном контексте диалогическая, горизонтально ориентированная этономика выступала в качестве культурной альтернативы фрагментации общества в связи с развитием рынка и ослаблением горизонтальных межчеловеческих связей ( разложение которых во многих случаях обуславливало их переход в менее энергетически насыщенную экстенсивную форму общественных противоречий и конфликтов, той самой взаимной "ненависти" которая согласно раввинской традиции была главной причиной разрушения Второго Храма римлянами и гибели Иерусалима), роста общественного неравенства, обнищания масс и их впадения в хроническую задолженность и унизительную зависимость от богачей и вертикальной консолидации социального и культурного капитала внутри сравнительно узких элитарных кругов.

9. Уникальное сосредоточение наиболее интенсивных числовых соотношений в матричном отображении этой парадигмы идентичности показывает что ключевая роль этономики в конструктивном разрешении общественных противоречий соответствует ее центральному значению как одной из двух главных (наряду с гипономикой АНВ, о которой речь еще впереди)парадигм смысловой интеграции внутри глубинной структуры природных и культурных знаковых систем.

10. Главным или во всяком случае наиболее известным из этих интенсивных числовых соотношений является обнаруженный мною в радиальной нумерационной форме центральной коммуникативной оси GE (контекстные поля "своих" G и "чужих"Е в серединах боковых вертикалей матрицы идентичности) этономной парадигмы числовой код золотого сечения I (1)E (6)I (1) G (8), где I это контекстное поле смысловых взаимодействий в центре оси GE и самой матрицы идентичности. Обьяснение числовых значений контекстных полей матрицы можно найти в пятой главе этой книги.

11. Нам нет необходимости вновь возвращаться к тому какую важную роль играет золотое сечение (т.е. такое соотношение между большим и меньшим в котором большее относится к целому как меньшее к большему 1, 618) в науке и искусстве, поскольку это хорошо известно и некоторые из относящихся сюда примеров я уже упомянул в прошлой главе. Но, как мы уже видели (в той же главе) символическая насыщенность числовых соотношений, связанных с этой парадигмой далеко не исчерпывается золотым сечением.

12. Два других примера таких соотношений, также упомянутые в прошлой главе это полная (152) и неполная (109) суммарная форма этономики, т. е. числовое значение суммы всех трех или двух из ее сторон в принятой нами определенной "восходящей" векторной интерпретации этих сторон.CE (46)+ EB (63)= 109. 109+CB (43)=152.

13. Здесь надо сделать необходимые разъяснения по поводу векторного "прочтения" элементов матрицы и парадигм идентичности. Без таких обьяснений числовые значения представляются необоснованными, поскольку они не учитывают другие возможные векторные варианты. Я стараюсь выбирать такие векторные прочтения, которые с одной стороны являются наиболее значимыми в плане символического смысла числовых величин, а с другой учитывают накопленный предшествующими историческими и философскими разработками (в других книгах)опыт интерпретации данных линий и парадигм. Иногда необходимо также иметь в виду другие возможные векторные интерпретации, поскольку они могут отображать другие смысловые отношения.

14. Под "восходящей" интерпретацией векторных направлений я здесь имею в виду направленность этих линий от контекстных полей, находящихся в нижней или средней части матричного квадрата к контекстным полям расположенным выше их внутри этого квадрата. Так в данном случае С (в правом углу нижней репрезентационной горизонтали CD) ниже Е (в левом конце средней коммуникативной горизонтали GE), Е ниже В (в правом конце верхней сигнификативной горизонтали АВ), а С соответственно ниже В.

15. "Нисходящая" интерпретация векторных направлений, которую я буду использовать там где она имеет смысл (конкретный пример такой ситуации см. ниже)предполагает движение сверху вниз внутри матричного квадрата.

16. Поскольку верхняя сигнификативная горизонтальная ось АВ и нижняя репрезентационная CA ось идентичности это два различных аспекта развития знаковых систем (семиозиса), движение действительно имеет различный смысл в зависимости от его направления, хотя не так легко определить с точностью это различие. Можно например предположить, что восходящее движение идет от материального воплощения данной знаковости к ее символическому источнику (извне внутрь), тогда как нисходящее векторное направление наоборот выражает движение изнутри наружу. Так или иначе только более детальное изучение конкретных парадигм может дать лучшее представление об этих различиях.

17. Возвращаясь к этономике напомним, что ее неполная (сумма числовых значений двух сторон в восходящей векторной интерпретации СЕ 46+ ЕВ 63=109=108+1)суммарная числовые форма связана с числом 108, которое играет роль ключевого символа внутри солнечной системы (диаметр солнца равен примерно 108 диаметрам земли, расстояние между солнцем и землей равняется примерно 108 диаметрам солнца, среднее расстояние между землей и луной равняется 108 диаметрам луны)и в физиологическом соотношении между человеком/микрокосмом и макрокосмом (человек делает в среднем 2Х 10800=21,600 дыханий в сутки).


18. Ну а полная суммарная числовая форма этономики того же восходящего векторного направления соответствует 153-1=17х9-1=152. Это число в свою очередь связывает этономику с упомянутым в Евангелии от Иоанна (21.11) числом 153 рыб, т. е. кодом "рыбы" как символа идеального диалогического соотношения между человеком и Богом представленного в виде двух окружностей, центр одной из которых находится на орбите другой). Формула Архимеда для соотношения высоты и ширины такого пересечения двух окружностей представляет собой дробь 265/153=примерно 1,73.

19. Циклическая (круговая и бесконечно обновляющаяся) природа этономного взаимоотношения обнаруживается и в нисходящей нумерационной форме этономики, которую мы можем получить поставив друг за другом числовые значения соответствующих контекстных полей В (3), Е (6) и С (4). Это число не только связано с циклом солнечного года 365-1, но и само является суммой двенадцати следующих друг за другом простых чисел (ср. 12 месяцев) 11+13+17+23+29 и т. д.

20. Фундаментальная связь круга, как символа смысловой интеграции конечного и бесконечного с идеей Бога, как символического центра I идеального взаимноопосредования между "своими" G и "чужими" E (см. упомянутое выше золотое сечение и золотое правило), обнаруживается в том, что половина IG этой центральной оси GE этономики, где числовая форма обнаруживает код золотого сечения 1, 618, в матрице является осью оригономики (от лат. origo начало) BIC, то есть меньшей, производной от этономики парадигмы, которая получается в результате контракции/стяжения этономики по центральной оси до центра I. Нисходящая нумерационная форма оригономики В (3), I (1), C (4) дает нам числовое значение самой известной математической константы числа Пи.

21. Но является ли такое интенсивное насыщение этономики числовым символизмом чем то абсолютно исключительным? Как обстоит дело с другими природными константами и другими парадигмами идентичности? На эти вопросы мы постараемся ответить в следующей главе.


Рецензии