Шаманка Айбала

               
                Айбала лежала в кустах на опушке леса, покрывавшего близлежащие холмы. До хижины, где она жила со старой шаманкой Баачай, рукой подать, но Айбала понимала, что не сможет до неё дотащиться. Схватки настигли её внезапно. Она перемогалась на сносях. Теперь она лежала в кустах и стонала. Ничего, схватки утихнут и у неё останется достаточно времени, чтобы доковылять домой. А там Баачай ей поможет. Айбала тоже шаманка, но молодая. Ей едва перевалило за двадцать, но односельчане уже считали её сильным и подающим надежды шаманом. В телеутской алтайской деревушке, где она родилась и выросла, всегда появлялись сильные шаманы и этим деревушка славилась в округе. Айбала никогда не ходила ни в какую школу, да и не было поблизости школ, не говоря уж о гимназиях, но дед Азынчак, очень сильный шаман, выучил её читать и писать. Он учил её всему, что, по его мнению, должен знать шаман. Православные миссии уже начали осваивать Горный Алтай, но ещё не особенно мешали местным верованиям. Шаманская болезнь у Айбалы протекала тяжело. Дед не мешал ей, но внимательно следил за тем, чтобы она не причинила себе вред, свалившись куда-нибудь, или не напугала местных. После шаманской болезни Айбала долго приходила в себя. Где её только не носило. Она побывала и в Верхнем и в Нижнем Мире, летала по всему Алтаю и дальше в виде кукушки, плавала в виде выдры по горным рекам. Всего не упомнишь. Нижний Мир ей не понравился. Она могла камлать и на Нижний Мир, но не хотела, избегала, а духи Нижнего Мира иной раз сердились на неё за это. Она не придавала значения, и как видно зря. В деревне она считалсь белым шаманом. Дед погиб шесть лет назад во время эпидемии чёрной болезни. Он камлал против её Духа. Болезнь отступила, но забрала деда с собой в виде выкупа. С тех пор Айбала жила со старой шаманкой и училась у неё тому, что не успел рассказать и показать дед. Мать не возражала. Она побаивалась дочки-колдуньи, хотя никому никакого вреда Айбала не причинила. Остальные члены семьи тоже особого интереса к её переселению не проявили. И вот неожиданная напасть. Демон Нижнего Мира подстерёг её в лесу, когда она собирала лечебные травы, и изнасиловал. Случилось это девять месяцев назад. Демон был в маске медведя и, хотя понятно было, что это маска, сидела она так, как-будто приросла к лицу. Айбала понимала, что демон просто не хотел показать лицо, чтобы Айбала потом его не нашла. Он повалил её на землю с нечеловеческой силой и ловкостью. Одной когтистой, заросшей чёрной шерстью лапой он схватил её за горло, а другой в мгновение ока сорвал одежду. Айбала не сопротивлялась. Она понимала, что только хуже будет. К тому же во время шаманской болезни она ещё и не такое пережила. Испугать её нелегко. Демон был горяч как огонь, но не обжигал, а словно навёл на несколько минут лихорадку. Всё бы ничего, но Айбала забеременела. Впрочем, старуха Баачай её предупредила. Такие вещи уже случались не раз. Баачай сказала, что это месть Нижнего Мира, и чтобы Айбала даже не думала избавляться от ребёнка. Ещё хуже сделают. И вот теперь начались роды. Айбала знала, что родится мальчик. Она и его характер и будущее себе представляла. Шаманом мальчик не станет. Но вырастет очень сильным и смелым мужчиной. Если удастся вывести его в люди и научить, будет путешествовать и даже писать книги. Этот род деятельности Айбала очень уважала. Она прочитала несколько книг про путешествия в далёкие страны. Книги ей дал миссионер. Он ей и библию дал, но библию читать было не так интересно. Если же выучить сына не удастся, что более вероятно, он может превратиться в дерзкого и безжалостного разбойника. Айбала вздыхала, думая об этом. Она прекрасно понимала, что скорее всего этим дело и кончится. Схватки утихли. Айбала с трудом поднялась и, держась за ветки, поковыляла в направлении хижины.


Рецензии