Карламанская пещера

(21 - 22 июля 1984 г.)

Мой путь к Карламанской пещере начался от станции Карламан железной дороги Белорецк - Чишмы. Часто, проезжая мимо этой станции на электричке, я невольно задумывался: неужели на этих равнинах есть вообще какие-либо пещеры? Однако, в старом путеводителе чётко описывался маршрут, и надо было просто выбрать время, чтобы его пройти, тем более, что памятник природы - это одно, а комплексный памятник, каковым была объявлена Карламанская - это уже, как представлялось, нечто особенное...
Компанию мне никто не составил. Пошёл один. Лето было в самом разгаре - июль месяц. В станковом рюкзаке продуктов на два дня и всё, что нужно для ночёвки. Без особых усилий, по равнине, за два часа дошёл до Кармаскалов. Большое село осталось справа. К этом времени перевалило за полдень, и началась жара, какая редко случается. Это когда ни облачка, ни ветерка, и как назло - никакой тени. С рюкзаком на плечах я чувствовал себя на открытых пространствах, как на сковородке!
Набрав воды в Кармаскалах, направился к селу Старый Карламан. Надо сказать, что дорога шла вдоль небольшой речушки с "оригинальным" названием Карламан, вода в которой для питья была не пригодна. И не совсем из-за "сильной минерализации", как остроумно сказано в путеводителе. Просто здесь разводят крупный рогатый скот. У Старого Карламана я обогнул животноводческую ферму, где было ещё достаточно сырья для дальнейшей "минерализации" речки. Так я оказался на краю сухого лога. Суходол назывался Сагыр-Елга. Возможно, вода в этом суходоле иногда бывает. Я видел две полувысохшие лужи, грязь вокруг которых была сплошь истоптана множеством копыт.
Поиск пещеры упростился, так как речка, которая здесь когда-то протекала, и создала в своё время Карламанскую пещеру.
Я взял ориентир на высокую гору, маячившую в верховьях суходола, и долго шёл к ней через бесконечные поля. Часам к пяти, наконец. ступил в тень черёмух у входа в пещеру. Сквозь кроны деревьев увидел отвесную, освещённую солнцем, гипсовую скалу. Вот тебе и равнина! У подножия скалы и был лаз в пещеру, куда можно было зайти, согнувшись, но дальше можно было идти и в полный рост.
Освещение у меня было самое примитивное - свечка. Оставив рюкзак у входа, сразу окунулся в прохладную, приятную после испепеляющего зноя, темноту. Конечно, лазить по пещерам в одиночку противоречит всем правилам безопасности. Как писал Наоми Уэмура: "Пренебрежение мерами безопасности достойно дурака, а не героя". Это, впрочем, не помешало этому замечательному японскому путешественнику, покорившему все вольмитысячники мира и высочайшие вершины всех континентов пропасть без вести на склонах горы Мак-Кинли (6193 м), на Аляске 16 февраля 1984 года. Но в данном случае я ничем не рисковал: по описаниям Карламанская пещера была более чем простой, и заблудиться в ней было просто невозможно, а погибнуть - негде. Так оно и оказалось. Около двухсот метров я шёл по прямому коридору в полный рост. Это такой тоннель, чем-то напоминающий заброшенную ветку метро. Потолок то понижался, то повышался, стены тоже - то расширялись, то сужались. Даже сравнение смешное пришло на ум: будто это положена на бок заводская труба. Возможно, в былые времена ход продолжался и дальше, ведь Сагыр-Елга растянулась вдоль горы не на один километр. Но сейчас этот ход завален. Упёршись в завал, и не найдя боковых ходов, я повернул назад.
Что действительно здорово, так это прохлада, из которой в пекло выходить просто не хотелось. Как оказалось, не мне одному...
Вечерело; пастухи гнали в село скот. Стадо было смешанное - овцы и коровы. Обратила на себя внимание одна овца, первая выскочившая на лужайку перед пещерой. Она весело заблеяла, и это оказалось призывом для остальных овец. Надо было видеть, как овцы, мирно щипавшие травку, вдруг как по команде бросили это занятие, и устремились вслед за той овцой не куда-нибудь, а прямиком в пещеру! Причем так резво, что сомнений не оставалось: они наверняка знают, что долго наслаждаться прохладой им не придётся. Так оно и вышло. Я собирал черёмуху, когда услышал ругань пастухов, глухие удары, как по боксёрской груше, и жалобное блеянье униженных и оскорблённых. В пещере шло тотальное оскорбление действием и овцы пулей вылетали из пещеры обратно на лужайку. Можно было представить, каково им было в шубах на таком солнцепёке.
Между тем, у меня кончилась вода. Дело не шуточное. Пока добрёл до Старого Карламана во рту совершенно пересохло. Словно мираж в пустыне, впереди возникла колонка. Рядом, у забора, с открытыми клювами сидели гуси. У колонки было сухо, как в центре Сахары. Сначала я вволю напился, набрал воду во флягу и котелок, потом сунул голову под струю воды, после чего обильно полил землю, чтоб образовались лужи. Гуси тут же, вытянув шеи, засеменили к этим лужицам...Зной мучил всех.
На полпути до Кармаскалов встал на ночёвку на берегу Карламана. Подъехал верхом местный абориген - пастух, и узнав, куда я ходил, начал: "О! теперь там плохо стало! Раньше лучше было..."
Но узнать, как там было раньше, мне не удалось. Пастух вдруг дико заорал и, пришпорив коня, понёсся выгонять из воды бычков. Они стояли по брюхо в воде и явно наслаждались прохладой.
Где-то у Паустовского пастух ласково обращается к коровам: "Алло, красавицы, алло!" Этим бычкам не повезло. Наездник крыл их шестиэтажным матом. Бычки, нехотя прощаясь со спасительной прохладой, останавливались и поворачивали головы в мою сторону, будто хотели сказать: "Во зверь, да! Вот это животное!"
Впрочем, о прежней пещере в путеводителе кое-что было. Говорят, раньше там был такой огромный вход, что в него можно было въехать на тройке! Сейчас в это трудно поверить...
Наступила душная, без единого ветерка, ночь. Под полиэтилен, из которого я с помощью верёвки, растянутой между деревьями, сделал шалаш, стали набиваться комары, невесть как уцелевшие после дневного пекла. По опыту знаю, что лучшее средство против них - это уснуть, пока они ещё не успели надоесть - всего не съедят.
Утром, допив остатки вчерашнего чая, направился в сторону Кармаскалов. По пути не удержался, и несмотря на сильную "минерализацию" искупался в Карламане. А часа через два уже сидел в автобусе, увозящем меня в городскую суету.

Впервые опубликован:
Журнал "Табигат" (Природа) № 5 (88) 2009г.
09.03.17.


Рецензии
Помню анекдот одна колхозница на съезде ЦКА КПСС закричала когда же выпустят Луиса из Карламана!
=======================================================================
Я бывал в Карламане ,но до пещеры не дошёл давно дело было, а в Кармаскалах у меня живёт лучший друг по художественному училищу 1949 года рождения он был среди нас самый старый и лучший по росписи по дереву потом долго преподавал , а когда училище от Агидели закрыли он стал главным художником оформителем на заводе имени Кирова.

Сейчас постарел с памятью что то даже не помнит тех с кем он паралельно преподавал во Дворце пионеров Уфы.

Он трудоголик не удивлюсь если и там работу нашёл.
Где ты только не был чего ты не отведал не человек легенда
пора тебе мраморную статую напротив горсовета ставить ,
а того что раньше там стоял увезти в село Темясово на место бывшего спец-интерната психушки для политических шизофреников ему там самое место он уже не котируется.

Игорь Степанов-Зорин 2   24.03.2017 11:23     Заявить о нарушении
так мы с тобой коллеги, по росписи по дереву...я в 80-м учился на самой Агидели, 4-й разряд дали, которого из всей группы двое удостоились...но безбожно мало платили, сделка, не зарабатывал ни фига, ушёл...но, как говорится, руки помнят и иногда "чешутся" чего-нибудь расписать:)
помню какой дебилизм пережили с поклонением идолу и как вся эта показуха мне не нравилось...

Игорь Прицко   25.03.2017 09:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.