Как стать женой генерала, губернатора или мэра?

В каждом человеке, его судьбе и поступках мы ищем и узнаём самих себя. Поэтому интерес к тому, как живут люди известные, не рядовые - не просто праздное любопытство, а еще и желание сравнить: чем их быт, семейные отношения и обычаи отличаются от наших? Когда находишь что-то общее, похожее, умиротворяешься: ну вот, и у тебя всё, как у людей...

Мои собеседницы Мария, Татьяна и Валентина - жёны известных в городе и области людей: генерала милиции, начальника УВД Анатолия Белошевского, мэра Гродно Александра Антоненко, губернатора Владимира Савченко. Нелегко было решиться на эти интервью, я боялась отказа и закрытости первых леди. И ошиблась, все три оказались приятными и очень коммуникабельными женщинами. Кое-что я знала о них и раньше, из былых интервью с их высокопоставленными мужьями.

Представлю своих героинь. Мария Белошевская - главная медсестра поликлиники. Татьяна Антоненко - начальник отдела  банка. Валентина Савченко - главный специалист экономического отдела горисполкома. Дома, как видите, не сидят, а занимаются своим делом. И находясь в тени своих начальственных мужей, тоже знают себе цену.

Беседовали мы тет-а-тет, и порой я задавала одни и те же вопросы, рассчитывая, что ответы будут разными. А ответ на вопрос «Как стать женой генерала?» я знала еще по фильму «Москва слезам не верит» - нужно выйти замуж за лейтенанта!

МАРИЯ и АНАТОЛИЙ

- Замуж я выходила даже не за лейтенанта, а за рабочего, - усмехается Мария Михайловна. - Толя работал на обувной фабрике. Образование уже потом получал. Познакомились на танцах, а через четыре месяца, как раз на Новый год, сыграли свадьбу. Сначала в моей деревне гуляли, потом в его. Мне всего восемнадцать лет было.

По натуре Толя форменный трудоголик. Работа для него - это самое важное. Работал и учился в техникуме легкой промышленности, стал старшим мастером, парторгом цеха. Всего сам добился.

Потом его сагитировали перейти на службу в милицию, в ОБХСС, там нужны были люди, которые знают производство.

А жили мы поначалу в фабричном общежитии. Комната - 9 квадратных метров. Когда родился сын, дали побольше. Вспоминаю то время с удовольствием! Всему, что нужно в жизни, я научилась в общежитии! Дружили семьями, так весело было! Мы прожили там три года. А работала я тогда в роддоме, потом в гинекологии, процедурной сестрой.

- И чем же покорил вас будущий муж?

- Думаю, честностью, обязательностью. Если сказал, пообещал что-то - обязательно сделает. Спокойный, уравновешенный, на ветер слов не бросал. И, может быть, главное - в нём не было фальши.

- Интересно, когда мужа пригласили на работу в милицию, он советовался с вами?

- Да я вообще ничего не знала! И вдруг мне приходит повестка из милиции. Не знала, что и думать!.. Прихожу туда, и мне устраивают допрос с пристрастием. Тут-то я и поняла, что Толю хотят взять на работу в милицию, а меня таким образом проверяли!..

- Если у мужа на работе проблемы, трудности, рассказывает он вам?

- На третий день!..

- ?!

- Я уже по нему вижу, если что-то не так. Молчит, о чём-то думает, весь в себя погружён... Несколько дней всё сам переваривает, пока наконец не посоветуется со мной - ну как с народом...

- А вы часто просите у мужа совета?

- То, что касается семьи, всегда вместе решаем. А по моим профессиональным вопросам, каким-то нюансам отношений с коллегами я не советуюсь, сама выхожу из положения, у него и так хлопот хватает.

- Анатолий Алексеевич посвящает вас в криминальные истории, с которыми сталкивается, вероятно, ежедневно?

- Поначалу, когда работал начальником РОВД, то, выезжая на происшествия, делился впечатлениями, и, помню, очень близко к сердцу всё принимал. Я ему даже таблетки  стала давать перед такими поездками. Постепенно он перестал мне эти ужасы рассказывать.

- Домашние обязанности только на вас лежат? Или что-то оставляете мужу?

- По молодости он и ковры чистил, и готовил: суп, картошку, котлеты, а теперь три женщины в семье (кроме меня еще дочь и невестка), так что едой заниматься есть кому. Но брюки он только сам себе утюжит, сам готовит завтрак, и в командировку я его никогда не собирала - всё сам. Денщиков или прислуги у нас никогда не было. Цветами и огородом занимаемся вместе. А вот обеды на завтра готовлю сама, по вечерам. Муж только дома обедает.

- Он строгий отец?

- Нет, он как раз мягкий, я жёстче. Если нужно с детьми строго поговорить или наказать, тут уж я должна сначала ему выговорить: «Вот, плоды твоего воспитания!»

- Вы не ревнуете мужа к сослуживицам, молоденьким секретаршам?

- В общем-то повода он не давал. Тьфу-тьфу! Но могу предположить, что мужчина с положением и хорошим жалованьем может быть кому-то соблазнителен... Даже не знаю, как бы я вела себя, случись такое... Вообще Анатолий Алексеевич - человек обходительный, внимательный к женщинам, может быть с ними галантным, улыбчивым. Но это совсем неплохо! Это нужно!

- А что должна делать женщина, чтобы муж не ходил на сторону?

- Работать над собой, читать, больше знать. Быть не клушей, а интересным для общения человеком.

- Муж знает, какой подарок вас обрадует?

- Да, он знает, какие я люблю цветы, какие духи...

- А где вы бываете вместе?

- На торжественные мероприятия всегда ходим вдвоём. Если в Минск на день милиции приглашают с жёнами, тоже еду. Осенью вместе отдыхали в Сочи, в санатории «Беларусь».

- Есть ли что-нибудь неприятное в роли жены большого начальника?

- Совершенно честно, я не чувствую своего какого-то особого положения и связанных с этим неудобств, наверное, потому, что всё в нашей жизни и его карьере происходило постепенно.



ТАТЬЯНА и АЛЕКСАНДР

- Мы вместе учились в Ленинграде, в финансово-экономическом институте. На одном курсе, - с удовольствием вспоминает годы юности Татьяна Григорьевна. - Правда, Саша был намного старше, потому что уже отслужил в армии и потом несколько лет работал на стройке. В общежитии мы жили на одном этаже, вместе учили английский. Так что всё как-то естественно сложилось.

- Когда вы обратили на него внимание?

- Да практически сразу, потому что Саша был лидером во всём - в учёбе, в общественной работе. И внешность у него была заметная - высокий, стройный. А еще мы оба были из Белоруссии, и это сближало, тянуло друг к другу.

- Где вы праздновали свадьбу?

- Расписывались в Ленинграде и отметили это событие с однокурсниками. А потом еще созывали гостей у родителей - моих и его. Мы как раз заканчивали учёбу и скоро уехали по распределению. У меня был красный диплом и право выбора. Я так хотела домой! И нас направили в Гродно.

- Помните, что вам на свадьбу подарили друзья?

- Да, кованые подсвечники, они до сих пор у нас стоят. А девчонки из нашей комнаты - набор никелированных кастрюль.

- Александр Ильич рассказывает вам о своей работе?

- Очень поверхностно. Больше я узнаю из газет, телерепортажей о жизни города. Знаю, что он активно занимается благоустройством, наведением порядка на улицах. Но со мной, как правило, не советуется и не делится планами.

- А домашние обязанности у вашего мужа есть?

- Ну разве что следит за домашними цветами, это он делает с удовольствием. Моет за собой посуду. Гвозди и лампочки - это тоже по его части. Стирка и уборка полностью на мне. Но вот на даче он главный хозяин, я там только на подсобных работах.

- Когда муж стал мэром и чаще стал появляться на людях, вам прибавилось забот? Со стиркой рубашек, например?

- Да нет, перемен я не заметила. Если нужно, он сам погладит себе рубашку, а брюки - всегда сам. И сын, он у нас уже студент, тоже сам за собой ухаживает.

- У вас есть фирменное семейное блюдо?

- Пожалуй, нет. У нас нет культа еды. Что есть в холодильнике - из того и готовим. Любим рыбу - жареную, фаршированную. Муж очень хорошо умеет делать шашлык. И открою вам тайну - готовить я училась у него.

- Вас не тревожит, что рядом с мужем работает много молоденьких и, как правило, очень ухоженных женщин?

- Думаю, в этом плане мне повезло. Для Саши семья очень много значит, и ему свойственно постоянство. Он рос в большой семье, а мать его была просто замечательная женщина...

- Волнуетесь, когда мужа долго нет с работы?

- Если волнуюсь, звоню по сотовому. Но обычно я в курсе, где он.

- Если случаются между вами размолвки, то из-за чего?

- В основном, из-за детей, из-за разных взглядов на их воспитание. Муж более строгий и требовательный, чем я. Поэтому сначала мы сами выясняем, кто же из нас двоих прав.

- А в вашу работу муж вникает, вы советуетесь с ним?

- Советуюсь порой, как вести себя в той или иной ситуации. Он подсказывает. Я доверяю его опыту.

- У вас есть общие друзья?

- Конечно. И институтские, и те, которых нашли еще в первые годы жизни в Гродно.


ВАЛЕНТИНА и ВЛАДИМИР

- Мы познакомились, когда я поступала в Горецкую сельхозакадемию. Володя тогда уже окончил первый курс. И все годы, пока вместе учились, мы общались, дружили. Потом он уехал на работу в Брянск, в техникум. А через год меня направили туда же, не без его участия, - улыбается воспоминаниям Валентина Никитична. -  Женаты мы еще не были. И я вообще хотела в Минске устроиться, но он настоял на своём. Через год мы сыграли свадьбу, комсомольскую. В столовой собрались коллеги по техникуму, приехали родители. А жили в общежитии. На свадьбу нам подарили два кресла и журнальный столик - роскошь по тем временам, а еще чайный сервиз.

Потом перебрались на родную Могилёвщину. Там у меня родители, отец был директором льнозавода. Володя работал прорабом в дорожном управлении, потом начальником. И вдруг его направляют в колхоз, за пять километров от нашего городка. А у меня малышка на руках, родители рядом. «Ну так что будем делать?» - спрашивает он у меня. «Поезжай пока один, - говорю. – Не справлюсь я там с ребёнком…» Так он восемнадцать лет приезжал домой только на ночь да по выходным.

Ну а потом уже с двумя дочками я переехала к нему в Могилёв.

- Чем вы привлекли Владимира Савченко, как думаете?

- Наверное, тем, что на виду была, общественница, активистка, да ко всему ещё и хохотушка. На мне был культмассовый сектор. Правда, Володя критически относился к общественной работе. Он любил более конкретные дела. Вообще был очень серьёзный.

- Вероятно, у вас был выбор? Почему вы сделали именно такой?

- Да, ребят в институте хватало. Но Володя подкупал меня тем, что был простой, правдивый, отзывчивый, обязательный. Может быть, не красавец, зато добрый. И очень нравилось, что всё понимает, с ним можно говорить на любые темы, и он всегда очень логично рассуждал.

- После замужества вы открыли в нём что-нибудь новое?

- Просто лучше его узнала, он еще только подумает, а я уже отвечаю. И, может быть, характер с годами становился жёстче, но дома он остаётся прежним.

- Взбучки ему устраиваете?

- Ох, бывает…

- И как он реагирует?

- Молчит. Потом: «Прости, ну забыл...»

- За пределами дома вы часто бываете вместе?

- Вчера на баскетбол вместе ходили. А вообще муж заядлый волейболист, ну а я в бассейне отвожу душу. Берёт меня с собой на торжественные мероприятия, фестивали, конкурсы или когда делегации приезжают и по этикету полагается быть с женой.

- Чем еще занимаетесь в свободное время?

- Раньше любила шить, вязать, теперь читаю, смотрю телевизор. У мужа времени хватает только на новости и газеты. Если нахожу полезные и интересные для него публикации, обязательно подсуну.

- Какие подарки он вам дарит?

- Цветы. Знает, что я люблю алые розы. На годовщину свадьбы подарил золотое кольцо с камушком, сам покупал и не угадал размер. Но я его храню как реликвию.

- У вас самой что на первом месте - работа или семья?

- Семья. По натуре я прекрасный исполнитель, и когда мне предложили должность начальника отдела - отказалась. Хватит в семье одного начальника.

- Губернатор делает что-нибудь по дому?

- Он всё умеет. Но времени хватает только на то, чтобы плафон или светильник повесить, тяжёлое что-нибудь передвинуть... Но я не наседаю особенно. Будет время - сделает.

- Вам не приходится ревновать его к другим женщинам?

- Нет. Думаю, у него не остаётся на это душевных сил.

- А вашей работой муж интересуется?

- Практически нет. Да и я стараюсь не забивать ему голову своими проблемами.

- Как думаете, вам повезло с мужем?

- Может, и повезло. Во всяком случае, я уверена, что в любую минуту он нас с детьми защитит.


ххх

Согласитесь, есть нечто общее в этих женщинах, не мешавших, а вернее, помогавших своим мужьям заниматься делом. Думаю, неслучайно именно их избрали своими спутницами жизни  молодые люди, еще не подозревавшие, какую они сделают карьеру, но уже чувствовавшие свои силы.

И вот, собственно, главный и общий вопрос для трёх дам, мужья которых, насколько знаю, не остановились в карьерном росте, а продолжили его - в немалой степени, уверена, благодаря своим жёнам.

Что же они посоветуют женщинам, ждущим от своих мужей и желающих им успехов на службе и хорошей карьеры?

МАРИЯ:

- Надо хотя бы не мешать! Если требовать от мужа, чтобы вовремя приходил, сидел рядом и всё внимание только тебе уделял, то кому нужен такой
работник?!

Помню, когда Толя поступил в милицейскую академию, ему надо было много заниматься, а времени не хватало, так я ему не давала расслабиться... Часами сидел в библиотеке, потом ездил на сессии, но я не роптала, не пилила, что вот, мол, одна вожусь с детьми. Наоборот, когда ему предлагали повышение по службе, а он начинал сомневаться (всё-таки ответственность!), я подбадривала: «А чем ты хуже других?!» И детям всегда говорю: не стесняйтесь, если чего-то не знаете, спрашивайте, всё знать невозможно!

Если хочешь, чтобы из мужа что-то вышло, готовься к ущербу для себя, к неминуемой обделённости в чём-то. К тому, что и во сне он будет говорить о работе. Что на публике будет галантен с чужими женщинами. Всё это обязательные издержки высокой должности, сказывающиеся на личной жизни жены.

ТАТЬЯНА:

- Любить мужа, быть хранительницей домашнего очага. Мужчины нуждаются в нашем внимании. Когда они его чувствуют, тогда и добиваются большего.

ВАЛЕНТИНА:

- Не держать мужа под каблуком. Принимать его таким, как он есть. Не лепить заново. Относиться к нему так, как хотелось бы, чтобы он относился к тебе.


Рецензии
Очень интересный очерк, а главное назидательный, поучительный и полезный для молодой женщины, которая хочет, чтобы карьера её мужа состоялась.

Наталия Гурина-Корбова   10.03.2017 19:31     Заявить о нарушении
Ну да, моей сверхзадачей при написании этих интервью было хоть как-то сориентировать невест или молодых жён на грамотное отношение к службе мужа. Возможно, хоть кому-то пригодится этот чужой опыт...

Татьяна Никитина 7   10.03.2017 22:04   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Татьяна Никитина! Когда вижу кого-то на страничке - отвечаю. Прочел Ваше интервью с тремя женами начальников. На мудрые вопросы получены соответствующие ответы. В принципе, что можно такого уж необычного рассказать в небольшом материале? Всё ожидаемо, всё правильно. Потому что это - жены-труженицы, из той же среды. И это советские люди. А вот взять бы теперь интервью, у современных жен и начальников с купленными дипломами и должностями. Вот бы почитать! Заходите, отвечу визитом. Василий.

Василий Храмцов   13.03.2017 09:50   Заявить о нарушении
Да, очень интересная идея- какие жёны сегодняшних начальников.
Таня, вот тебе и сигнал к действию!!!Дерзай!!1

Наталия Гурина-Корбова   13.03.2017 10:13   Заявить о нарушении
Василий, ваше желание почитать интервью с современными женами начальников лично я выполнить не могу, давно уже интервью не беру и в периодике не публикуюсь. Но думаю, что такие интервью прекрасно заменяет поток телефильмов о жизни, нравах и отношениях в этой среде. Достаточно увидеть один - и больше не захочется.
Всего доброго!

Татьяна Никитина 7   13.03.2017 16:26   Заявить о нарушении
Наташ, ответ лично тебе - с женами нынешних начальников не знакома и причин для знакомства нет. Так что дерзать в этом направлении пока не планирую. А ты не хочешь? У тебя получилось бы!

Татьяна Никитина 7   13.03.2017 16:29   Заявить о нарушении
Татьяна,ты как обычно, с юмором- польщена!!!!

Наталия Гурина-Корбова   13.03.2017 16:40   Заявить о нарушении
Да, Наташ, ты за какую тему ни возьмёшься - разработаешь ее, как Бальзак.

Татьяна Никитина 7   13.03.2017 21:56   Заявить о нарушении
Господи, ты меня уж и Толстым, и Зощенко, теперь вот Бальзаком...
Умора!!!За что???

Наталия Гурина-Корбова   13.03.2017 22:19   Заявить о нарушении
Вот уж такая ты разносторонняя и плодовитая. У меня в запасе еще есть фамилии для сравнения. Берегись! :)

Татьяна Никитина 7   13.03.2017 23:10   Заявить о нарушении
Ну хотя бы женские?

Наталия Гурина-Корбова   13.03.2017 23:31   Заявить о нарушении
Мужские престижнее. :)

Татьяна Никитина 7   14.03.2017 11:01   Заявить о нарушении