Продолжение 41 С гитарой по жизни

              Не боги горшки обжигают
У меня вновь появился ученик. Он хотел мастерить гитары, но решил, что сначала нужно изучить предмет досконально и уметь играть хотя бы не очень сложные пьесы. Я начал обучать его игре. Анатолий, так звали моего ученика, работал столяром краснодеревщиком и тонкости обработки дерева знал в совершенстве.
В то время я начал переписку с В. М. Мусатовым, гитаристом из города Орджоникидзе. Он прислал мне чертежи гитары известного испанского гитарного мастера Рамиреса. Я помог Анатолию изготовить необходимые приспособления для гибки обечаек, так называемые шаблоны, а также еще массу других инструментов. И вскоре, месяца через два, он принес мне свое первое детище.

Столярка была великолепной, но звучание гитары оставляло желать лучшего. «Первый блин комом», – успокоил я его. Скажу сразу, второй тоже был не очень. Но зато третий экземпляр мне очень понравился. Эту гитару Анатолий мне подарил, и я играл на ней очень долго.

Попутно скажу, что с древесиной у нас проблем не было. В горном Апшеронском районе Краснодарского края был небольшой заводик, снабжавший скрипичных мастеров Союза древесиной волнистого клена. Там всегда можно было купить несколько досок, а на Краснодарской фабрике пианино «Кубань» – выдержанной ели и даже эбенового дерева, благо там мастером работал мой ученик Коля Панов, бравший у меня уроки игры еще в Интернациональном клубе сельхозинститута.

Анатолий загорелся желанием изготовить скрипку. Я довольно скептически отнесся к этому. Через три четыре месяца приходит ко мне и с загадочным выражением лица разматывает укутанное в плед чудо.
– Вот, посмотри. Я ее делал по образцу, взятому у сына своего товарища по работе.
– Толик, но это же не скрипка. Это альт. Хотя, конечно, это тоже скрипка. А чем лакировал?
– Лак шеллачный. Как в учебниках. Я прочитал это в книжках...

Альт выглядел превосходно. Тогда в продаже еще было можно купить шеллак и сварить лак. Но смычка он не сделал, да и струн тоже не поставил. Пошли мы с ним в наше музучилище. Преподаватель класса скрипки долго вертел детище Анатолия, заглядывал внутрь.
– Давно увлекаетесь изготовлением скрипок?
– Это первая.
– Не может быть. Пропорции очень правильные.
Заметив, что у него в классе нет комплекта струн, добавил:
– Оставьте мне инструмент. Я натяну струны и опробую.

В следующую нерабочую субботу мы с Анатолием пришли в училище. Преподаватель пригласил ученицу, скрипачку, и они сыграли дуэтом. К моему удивлению, альт не портил музыку, хотя звучал резковато.
– Ну, что я могу сказать, это, конечно, не Амати, не Добрянский, но не так уж и совсем плох. На инструменте нужно поиграть, чтобы он начал звучать прилично. Если хотите, оставьте и приходите через месяц, – сказал он в заключение.
В конечном итоге альт был куплен училищем для учащихся. Анатолий вскоре уехал в загранкомандировку на работу в Ирак, и связь с ним я надолго потерял.

               Новая работа
            А проблемы старые

В то время в Краснодаре начал свою работу клуб любителей бардовской песни. Меня пригласили поиграть там классику. После концерта несколько человек захотели расширить свои знания помимо «трех аккордов» и попросили меня дать им несколько уроков, чтобы более качественно аккомпанировать себе в пении. Я согласился. Один из моих новых учеников, геолог, узнав, что я работаю мастером на ХБК, предложил перейти работать в его организацию:
– Нашей организации (институт «Севкавтисиз») сейчас нужен начальник участка. Ни одно строительство не может начаться без нашего заключения. У нас крупный участок по ремонту бурового оборудования и автотранспорта. Мы называем его базой. Если хотите, я переговорю со своим руководством.

Я согласился. Мне порядком надоела работа на ХБК, особенно чистка каналов. Через неделю меня пригласил директор «Севкавтисиза» и предложил должность начальника участка. Никакого членства в КПСС не потребовалось, и оклад меня устроил – вдвое выше, чем оклад мастера ХБК. Дети мои были уже определены в детсад, и я не боялся, что их не станут принимать, если я уйду с комбината. Три года работы мастером на тяжелейшем участке стоили этого. Рабочие моего участка, правда, огорчились, но тепло меня проводили.

Через две недели я приступил к работе в новой организации. Начальник базы имел очень интересную фамилию – в переводе на русский «сын грека» и выглядел весьма импозантно. Высокий брюнет с раскосыми глазами и зычным голосом. Знал досконально все тонкости бурения и ремонта автотранспорта. «Сын грека» встретил меня довольно приветливо.
– Будешь моим помощником, думаю, что сработаемся. Бывший начальник участка по болезни попросил перевести его работать слесарем, он работает у тебя. Он обучит тебя всем тонкостям нашей работы. А пока пойдем, я тебя представлю коллективу.

Коллектив оказался небольшим. Вопросов никаких не задавали, и я приступил к работе. По сравнению с моей бывшей мастерской здесь были просто хоромы. В огромном зале для ремонта буровых машин имелась перегородка с дверью в механическую мастерскую. В ней было светло и тепло. Не было того раздирающего уши шума, какой издавал ткацкий цех ворсовой фабрики по соседству с моей бывшей мастерской. Ритм жизни здесь был совершенно другим. Никто никуда не спешил. Все были заняты определенной работой. А работу задавал в основном институт. Геологи и топографы разрабатывали различные приспособления для взятия проб грунтов и отдавали чертежи на нашу базу. По этим чертежам и надо было претворять в металле их идеи.

Впоследствии я убедился, что многие замыслы оказывались бредовыми, но в науке отрицательный результат – тоже результат. Бывший начальник участка взял надо мной шефство и вводил меня в курс дел. Поскольку я был не новичок в металлообработке и чтении технических чертежей, то освоился довольно быстро. А что касалось паро- водоснабжения и канализации базы, то я показал свои знания, устранив несколько технических ляпов, которые были заложены еще проектировщиками базы.

Если на ХБК в моей работе все крутилось вокруг сварщика, то здесь главным действующим лицом был токарь. Это был мой ровесник, звали его Виктором. В отличие от Анатолия, который пил только водку, Виктор пил все, что имело хоть какие то градусы. О его пьянстве знало все руководство, но закрывали глаза потому, что такого специалиста по нарезанию резьбы на буровых трубах не было нигде в городе.  Он выполнял её идеально. Всю остальную мелкую токарную работу приходилось делать мне.

Здесь я едва не потерял правую руку. В мастерской имелось два токарных станка. Один большой российский, другой поменьше, выпущенный каким -то армянским станкостроительным заводом. Если у первого имелись две кнопки аварийного выключения, выполненных в виде большого грибка с ярко -красной головкой и располагались они под левую и правую руки в разных концах станка, то у второго – только одна и только под правую руку.

Вздумалось мне полировать какую- то деталь в виде стержня с резьбой на конце. Для полировки нужна большая скорость вращения патрона, в котором зажата деталь. Начал полировку мелкой наждачной бумагой и тут рукав халата правой руки вдруг стал стремительно наматываться на резьбу стержня. Если бы аварийный «грибок» был слева, то проблемы с остановкой станка не было бы. Но он был справа! Халат и рубаха были из прочной ткани – не рвались, я отчаянно тянул руку к себе, а вращающийся стержень все сильнее её сжимал, силы покидали меня, и я должен быть через мгновение переброшенным через станину с вывернутой наизнанку рукой. Вот тут и сработала моя «футбольная реакция». Я ногой сумел попасть по аварийному «грибку». Станок остановился. Рука потом долго болела. И скажу еще вот что. Если Вы потратили минуту на чтение это случая в моей токарной работе, то сам случай длился не более трех четырех секунд.

Эта «футбольная реакция», видимо, была у меня, как говорят, «божьим даром». Как будто внутри меня сидел кто- то другой, который мгновенно принимал нужные решения независимо от меня. Не зря футбольные тренеры меня выделяли по владению своим далеко не гигантским телом и координации движений из числа других футболистов. Я мог, выражаясь футбольным термином, «один в один» – обыграть любого защитника, а порой и двоих, пробить по мячу из любого положения, причем, достаточно метко. И только травма и, в дальнейшем серьезная болезнь, помешали мне стать известным футболистом. Хотя кандидатом в мастера спорта я все же успел стать. Мне было строжайше запрещено врачами играть в футбол из- за перелом челюстно височной кости.

Моя борьба с пьянством Виктора ни к чему не привела, и я попросил руководство принять в штат еще одного токаря фрезеровщика. Вскоре такого специалиста нашли, что немного разгрузило мою занятость.

                В университете
              Педагог– это звучит гордо

Новое местожительство рядом с Кубанским университетом (КубГУ) определило дальнейшую мою педагогическую гитарную деятельность. В то время университет готовил в основном преподавателей для сельских школ. Считалось, что сельский преподаватель должен не только учить детей, но и способствовать развитию культуры на селе. Поэтому в КубГУ существовал факультет общественных профессий (ФОП). Здесь обучали студентов второй профессии. Преподавателей гитары на ФОПе не было. Получив рекомендательное письмо из нашего музучилища, декан факультета принял меня на работу по договору без записи в трудовую книжку.

Число студентов, пожелавших освоить гитару и в первый, и в последующие годы было достаточным. Их приходилось разбивать на две группы. С каждой группой я занимался два раза в неделю. Опыт группового преподавания у меня был, но в отличие от студентов сельхозинститута здесь не у каждого моего ученика имелись гитары. Хотя те, кто очень хотел обучиться, были с гитарами. Впоследствии все ученики инструмент приобретали, правда, качество многих гитар оставляло желать лучшего.
Обучение игре на любом инструменте – дело индивидуальное. Одни ученики более способные, другие менее, поэтому после курса нотной грамоты приходилось учеников вновь делить на группы в зависимости от их способностей. Скажу сразу: не все те, кто вначале был очень способным, в дальнейшем станут гитаристами. Как показала практика, именно те, кому обучение давалось с большим трудом, в дальнейшем становятся «фанатами гитары».

Для обучающихся на ФОПе выбранный предмет котировался точно так же, как и основные. На освоение гитары отпускалось четыре семестра. А у меня были ученики, которые посещали занятия на протяжении всей учебы. Передо мной ставилась задача – научить студентов не только игре на гитаре, но и методике её преподавания будущим ученикам. Поэтому мои лекции по методике преподавания студенты конспектировали и в конце каждой сессии сдавали зачеты, а после окончания курса – экзамен. Это накладывало на меня большую ответственность.

У меня уже были наработки, дававшие ученикам возможность продвигаться вперед и не топтаться на месте. Но, повторюсь, обучение игре на инструменте – сугубо индивидуальное дело. Для каждого ученика зачастую приходится подбирать, а большей частью сочинять упражнения и этюды. Ошибка многих педагогов гитаристов в том, что они следят за правильностью исполнения нотного текста, абсолютно не обращая внимания на правильность звукоизвлечения. Ученика нужно постоянно контролировать, заставлять правильно держать гитару, руки. Часто ученик в статике ставит руки правильно, а в динамике рука сваливается, основание ладони приближается к струнам, кисть напрягается, а пальцы вместо защипывания струн дергают их. Все эти ошибки педагог должен замечать и немедленно устранять. Сейчас есть много вспомогательной хрестоматийной литературы, помогающей педагогам и ученикам, а в то время ничего не было.

В КубГУ я проработал около 10 лет. То поколение студентов не имело соблазна интернета и других современных достижений науки и техники, видимо, по этой причине они отдавали больше времени гитаре. Скажу даже больше: несколько человек из числа занимающихся на ФОПе перевелись на заочное отделение университета и поступили на дневные отделения музучилищ по классу гитары; теперь они преподают гитару в музыкальных школах. То время, которое у меня оставалось после работы и занятий со своими детьми, я отдавал гитаре и встречам с гитаристами Краснодара. У меня было много друзей гитаристов. Я тепло вспоминаю тех, кого уже нет, и радуюсь встречам с теми, кто еще жив.

Их сейчас осталось всего несколько человек. Часто звоним по телефону друг другу. Разговоры, в основном, о здоровье и опять же, о гитаре. С Александром, моим однокашником по музучилищу, иногда спорим до хрипоты на политические темы, здесь у нас с ним нет никакого консенсуса. Да и в вопросах техники игры часто случаются разногласия. Он никак не может освоить тремоло. Занимается по собственной методике, советов не принимает, но дело продвигается довольно туго. Не помню, то ли в шутку, то ли всерьез, мы с ним заключили устный договор: если кто то из нас умрет, то оставшийся живым должен прийти и у гроба сыграть пьесу Франсиско Тарреги «Воспоминание об Альгамбре». Эта красивейшая пьеса из золотого фонда гитарной музыки основана как раз на использовании тремоло. Глядя на его довольно слабые успехи, я не без сарказма замечал:
– Саша, при таких темпах освоении тобой тремоло, я буду просто вынужден жить еще не менее 20 лет.

Но шутки шутками, а у меня действительно однажды была дилемма: выполнить или не выполнить просьбу умирающего гитариста. Был у меня хороший товарищ Василий, о котором я расскажу ниже. Он долго болел. Я часто бывал у него дома. Играл на его гитаре. Когда он уже не мог держать гитару в руках, то каждый раз просил меня сыграть одну и ту же пьесу: «Этюд в форме менуэта» Ф. Тарреги. Она вызывала у него ассоциацию с храмом. в котором шло богослужение. Он просил меня исполнить ее на его похоронах. Я был на похоронах, но сыграть не решился. До сих пор не уверен – правильно ли я поступил?


Рецензии
Отлично написано!

Григорий Аванесов   15.03.2019 22:23     Заявить о нарушении