Личным примером

Муравьи  всегда поражали меня своим коллективизмом. В обществе неутомимых тружеников постоянно  прослеживается что-то новое, необычное. Вот и сейчас, стоя у магазина в ожидании супруги с покупками, наблюдаю их кипучую деятельность.
Маленькие землекопы прокладывают подземный ход через тропинку.  На утрамбованной земле хорошо видно, как из отверстия выползают чёрные муравьи и выносят почву в своих сильных клешнях наружу.
Подавляющее большинство муравьёв складывают песчинки  на расстоянии  около пяти сантиметров от входа. Они знают, что если положить их ближе, то почва скоро осыплется в прокоп. И толку от такой работы не будет.
Но, оказывается, не все муравьи знают об этом. Или делают вид, что не знают. Некоторые, их значительно меньше, кладут  комочки прямо у отверстия. 
- Куда  смотрят старейшины? Почему в таком дружном, трудолюбивом  коллективе есть муравьи, недобросовестно  выполняющие свою работу? – рассуждаю я, с интересом наблюдая за происходящим.
Единственно верным  решением мне кажется - наказать нерадивых муравьёв: укусить, потыкать носом в неправильно уложенную почву... Но делать этого никто из добросовестных тружеников не собирается.
Холмик, тем временем, из вытащенной наружу земли, продолжает расти.  Опасно накапливается и почва, брошенная бездумно неумелыми муравьями, непосредственно у выходного отверстия.
Но, вдруг, случается то, чего я ни как не ожидал увидеть.  У отверстия, где трудились неумелые муравьи, появляется муравей, который начинает быстро переносить комочки почвы от края отверстия дальше в стороны. Работает он без перерыва,  усердно. И вскоре площадка у выхода из подземелья  становится чистой.
Меня это очень удивило. Спокойно переделывать работу за других - для этого надо обладать большим терпением.
Но вот супруга выходит из магазина. И мне тоже пора уходить.
Сможет ли добрый, трудолюбивый муравей своим личный примером перевоспитать нерадивых собратьев? Или в муравьином сообществе действуют совсем иные, чем у людей воспитательные правила? В этом мне ещё предстоит разобраться.


Рецензии