Народное у-шу

Народное Ушу

Термин «Народное ушу» знаком тем, кто интересуется восточными единоборствами. «Народными» называют школы, основанные на семейной преемственности, когда секреты техники передаются от отца к сыну, и чужакам закрыт доступ к тайнам, переходящим по наследству. Кроме «народного» и «монастырского» (Шаолинь) ушу в последнее время возник такой термин, как «светское ушу» - стили, изучаемые в учебных заведениях, созданные для зрелищных и соревновательных целей. Нечто подобное клановости «народного ушу» представляет «тухумность» в передаче мастерства у кубачинских златокузнецов. К примеру, когда каждый мастер стремится сохранить в тайне свою технику работы, но наш рассказ не об этом. Мы хотим рассказать об ушу, «народность» которого совсем в другом.
            Высоко в горах Дагестана, в окрестностях самого высокого в Европе плато Шунудаг, в селении Бикала-махи, находящемся далеко от оживленных трасс и райцентра, люди строят своими силами и за свой счет культурно-спортивный комплекс. Название, данное ему – «Дагестанский Шаолинь», после взгляда на фотографию может показаться смешным: небольшой, (6 на 11 метров) спортзал, наспех покрытый шифером и ниже по склону – незаконченные жилые и хозяйственные помещения; но ведь все великое начинается с малого, и путь в тысячу шагов начинается лишь с одного шага. Что же побудило людей прибегнуть к методу «народной стройки»? – Да простая необустроенность.
            В Бикала-махи и ближайших селах полно ребятишек, которым нечем заняться в свободное время, да и взрослые парни не отказались бы от возможности «поработать с железом» или просто побороться на досуге. А подходящего помещения нет. Поначалу пробовали ребята заниматься в сельском клубе, но их оттуда выперли – какая от них выгода? А мальчишки могли добиться немалого – на традиционных первомайских празднествах пару лет назад они продемонстрировали сельчанам не только обычное для показательных выступлений исполнение формальных упражнений – «ката» («тао-лу» по-китайски), но и «бой вслепую», свободный поединок с завязанными глазами, а это уже признак серьезного уровня занятий.
            А после летних каникул оказалось, что их самодельные боксерские груши и прочие спортивные снаряды выброшены и бесследно исчезли, а на дверях клуба висит новый замок, навсегда лишивший их доступа в более-менее подходящее для тренировок помещение. Ребята не сдались, продолжали заниматься на улице, но горы это не Махачкала.
             Сургинский территориальный участок Акушинского района, к которому относится Бикала-махи и еще двадцать два селения, расположен в горной, очень влажной котловине, и заниматься на свежем воздухе из-за холодной погоды удается не чаще, чем раз в неделю. А какие могут быть результаты при столь нерегулярных тренировках?
             По инерции, на том, что успели наработать, мальчишки сумели выехать за пределы своего района, выступить в клубном первенстве Махачкалы, приняли участие в чемпионате Дагестана по ушу-саньда, вернулись с грамотами и с благодарственным письмом от Дагестанской федерации боевых искусств на имя главы администрации района, но на этом развитие и закончилось, так как без зала, в грязи и снегу многого не достигнешь. Вот и родилась у ребят мысль: раз никому до нас нет дела, надо построить свой зал, чтобы вновь начать с нуля, но уже на своей территории, откуда никто не выгонит.
             Спасибо тем, кто откликнулся на эту идею – это директор школы Омар Гаджиевич Омаров, преподаватель литературы Курбанов Омар Гусейнович и Султанов Гасан Шахбанович – мастер на все руки, который нашел время, чтобы приложить свое умение на кладке стен.          Откуда средства? «С миру по нитке», кто пожертвовал овцу или ягненка, кто теленка, кто корову. Огромное спасибо двум главным спонсорам – Амутинову А.М. и Гамзатову Г.М. Их знает весь Дагестан как людей, искренне болеющих за духовность и культурность наших сограждан, без их помощи стройка наверняка сейчас находилась бы на стадии фундаментных работ. Обращались к руководству района с просьбой оказать помощь и содействие председатель Госсовета М.М. Магомедов и председатель Союза местных властей С.Д. Амиров. Интересно, что не среагировали обеспеченные сургинцы – тут, видимо, вмешалась и ревность: - «Почему в Бикала-махи, а не у нас?».
              К счастью, людская память не так практична. Например, если уйдут из жизни «нувориши», и никто про них через несколько лет и не вспомнит, а уважение и добрая память останется в сердцах потомков лишь о тех, кто старался ради общего блага, а не трясся за собственный кошелек, при этом транжиря тысячи и тысячи по саунам и ресторанам.
             Не будем, как говорится, о грустном. Почему же ребята предпочли ушу-саньда другим видам спорта? Они не одиноки в своем выборе. К примеру, в США этот вид единоборств вышел на первое место по популярности, оставив далеко позади и борьбу, и бокс, и карате, и тхеквондо.     С чем это связано? Дело в том, что китайские ушу стали «рассекречиваться» гораздо позже японского карате и корейского тхеквондо. И специалисты Китайской Академии ушу решили учесть мировую коньюктуру, избежав упущений своих коллег из Японии и Кореи. Так как ушу в чистом виде, вершина мастерства в котором носит название гунфу (кунг-фу, конфу и т.д.) – это искусство убивать, которое невозможно адаптировать к спортивным играм на ринге, то новый вид спорта решили скомпоновать из наиболее популярных в западном мире единоборств – борьбы, бокса и кикбоксинга.    Отсюда и успехи дагестанских бойцов на международной арене – ведь все они в той или иной степени прошли школу вольной борьбы, учащей твердо стоять на ногах.
             Эта «универсальность» ушу-саньда привлекла и сургинских ребятишек. Когда их лишили возможности отрабатывать боксерскую технику, выбросив весь скудный спортивный инвентарь, им осталось лишь бороться, ведь горные луга не выбросить, как их боксерские груши. На турнире Сургинского участка по вольной борьбе 2002 года двое ушу-саньдистов заняли первые места – Магомедов Руслан и Магомедов Магомед. А в 2003 году на этом же турнире, кроме этих двоих, которые опять заняли первые места, третье место занял Рабаданов Мирзахан, второклассник из Бикала-махи. Ребята, конечно, понимают, что их успехи это «остатки былой роскоши», когда они могли регулярно заниматься в сельском клубе.
             Теперь, когда их будущий зал это всего лишь стены и крыша, они идут не вперед, а назад в своем мастерстве. Ведь надо еще утеплить помещение, чтобы не дрожать от холода в зимние дни, как в те времена, когда они боролись в снегу, или махали ногами с налипшими «валенками» грязи. И надо раздобыть борцовские маты, боксерские груши и перчатки, тренажеры, чтобы всерьез взяться за работу – ушу-саньда. Ушу-саньда признали предолимпийским видом спорта, а на Олимпиаде, которая пройдет в 2008 году в Пекине, может стать равноправным олимпийским видом спорта. Кто знает, может кто-то из сургинских мальчишек поедет туда защищать честь сборной России?
               В заключение материала хочется сказать, что в наше «продуманное» время рассчитывать на помощь собратьев по роду людскому слишком наивно, но конечное слово всегда за Всевышним, и если Ему угодно, то жалкий пока культурно-спортивный комплекс под громким названием «Дагестанский Шаолинь» будет построен несмотря ни на что.

             «Прессинг», 18 ноября 2003 года


Рецензии