C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Помни предков своих. Небольшое отступление

Работая над книгой и встречаясь с разными людьми, я пришел к печальному выводу, что некоторая часть нашего общества страдает эрозией памяти, патриотизма, духа причастности к нашей истории и славным делам наших предков.
Люди «тонкой душевной организации», обязанные по своему чиновному положению блюсти и хранить наше общее историческое достояние, вдруг становятся слепыми и глухими к самому чувству ответственности за порученное им дело. Они либо не хотят, либо не могут исполнять то, что от них требуется по закону и совести.
За примерами далеко ходить не надо. В Интернете на сайте  Колледжа прикладного искусства МГХПА им. С.Г.Строганова (бывшего МХПУ им. М.И.Калинина) описана история  основания училища. Перечислены практически все педагоги первой волны, которые принимали участие в его создании. Но нет Н.Г.Тихонова, одного из первых его преподавателей, отдавшего этому училищу  более 35 лет жизни. Вроде бы пустяк –  позабыли упомянуть. Но с таких пустяков и начинается эта самая эрозия.
В Музее декоративно-прикладного и промышленного искусства при МГХПА им. С.Г.Строганова работают превосходные специалисты своего дела, душевные и отзывчивые люди. Но вот какая незадача получается.
В музее хранятся документы и работы моего дедушки, безвозмездно переданные туда его дочкой, художником и педагогом Т.Н.Тихоновой. Я сам лично по ее просьбе принимал участие в передаче в музей его объемной дипломной работы 1916 года в надежде на то, что она обретет достойное пристанище и со временем будет отреставрирована, чтобы послужить еще не одному поколению воспитанников прославленного училища, являя пример беззаветного служения искусству.
В 2007 году Т.Н.Тихонова получила благодарственное письмо от руководства Академии
с выражением огромной признательности за переданные материалы, которые имеют большое значение и ценность, с заверением того, что они станут экспонатами музея.
И что же? Уже около 10 лет работа, которой через год исполнится столетие, лежит мертвым грузом и постепенно умирает, приходя в полную негодность. Сейчас этот рулон нельзя даже развернуть – края бумаги начинают крошиться и осыпаться под грузом прошедших лет.
Говорят, что нет средств на реставрацию этого уникального раритетного полотна, несомненно, имеющего большую историческую и художественную ценность. Уважаемую женщину – реставратора, которая работает с  музеем, ждали целый год, ввиду ее большой загруженности другими работами. В итоге она отказалась от реставрации,  ввиду технологической сложности восстановления диплома дедушки.
И винить в этом сотрудников музея нельзя – нет денег на финансирование не только на эту уникальную работу, но и на фундаментальные исследования, которые сейчас кое-как еще ведутся, благодаря искреннему энтузиазму и самоотверженной преданности ученых-бессеребряников идеям о сохранении и преумножении национального богатства нашей необъятной России.
А самой нашей «народной» власти в лице Минобра РФ и Председателя правительства Д.А.Медведева все это как-то «до лампочки», лишь бы в очередной раз бесполезно и с «умным» видом засветиться на каком-нибудь бестолковом междусобойчике вроде «важного» для народа заседания правительства. Но Бог им судья…
Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, где хранятся дедушкины работы, и с предтечей которого он активно сотрудничал не один десяток лет, тоже  работают прекрасные искусствоведы, милые и добрые люди. В Отделе дерева и кости они с радостью предоставили мне возможность ознакомиться с произведениями дедушки 1920-х годов.
А когда я издал на свои кровные два альбома с произведениями дедушки, они были просто ошарашены результатами такой кропотливой работы и долго не могли поверить, чтобы кто-то сейчас в нашей стране мог это сделать – нет таких больше примеров, но это опять отдельная тема для доверительного разговора.
Но и там, в музее, есть такие люди, которые, то ли по недоумию, то ли от природной своей злости, «выдают», например, такие перлы. Одна околонаучная музейная дама прямо и без обиняков заявил мне, что я затеял написание этой книги лишь для того, чтобы как можно дороже продать то, что осталось от моего дедушки. Поясняю, кому непонятно – продать свою память о предке, а заодно совесть и душу. 
Даже такой радетель государства Российского и его исторической памяти, как народный художник СССР, академик, ректор собственной академии художеств, И.С. Глазунов, оказался подвержен этой самой эрозии. Мое письмо на его имя об оказании творческой помощи в написании данной книги с точки зрения искусствоведения так и осталось без ответа.
Никак не ответили мне на письма и лидеры всех фракций нашей «славной» Госдумы, которых я просил сломать лед безразличия и бездушного отношения к нашей общей истории и принять активное участие в увековечивании светлой памяти достойного сына России и Москвы, художника и педагога Н.Г. Тихонова. Только лидер СР Миронов не посчитал за труд и «выдал» мне «дельный» совет обратиться в те организации, в которых работал мой дедушка, за и получил от меня «благодарственный» ответ с соответствующими пожеланиями. 
Несколько другой эффект дало мое обращение в Правительство города Москвы. В Год культуры в России я послал письмо лично Мэру (как звучит-то!) столицы С.С.Собянину с просьбой оказать помощь в деле увековечивания памяти моего дедушки, в частности, получить грант на издание этой книги.
И, естественно, получил формальный ответ, составленный в духе лучших традиций советского времени. Оказывается, я ошибся и обратился не туда, куда нужно. А если бы и обратился туда куда надо, то все равно бы помощи никакой не получил, поскольку у меня, как частного лица, по московским законам нет на это никаких оснований и прав.
И неважно, что Н.Г.Тихонов более 70 лет активно трудился на благо и во имя процветания и прославления Москвы и России!
Но верхом «совершенства и отточенности» стилевого руководства страной продемонстрировали клерки Министерства культуры. Я направил электронное письмо на имя Президента РФ с просьбой выделить мне грант на издание монографии о художнике и педагоге Н.Г.Тихонове, верном сыне и патриоте России и Москвы, и на дальнейшую популяризацию его напрочь забытого имени.
Президент такой мелочевкой заниматься не стал – не его это уровень – и его клерки перенаправили меня в Минкульт в целях объективного и всестороннего рассмотрения моего вопроса с просьбой информировать меня о результатах рассмотрения.
Минкульт «жевать резину» долго не стал и отписал мне «маляву», что Гранты Президента это не какая-то там чепуха на постном масле, а дело серьезное и общенародное с рекомендацией смотреть что это такое на официальном сайте Минкульта в разделе «Формы государственной поддержки». И все… Как говорится: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!».
Помыкавшись по всяким «ответственным» лицам Минкульта типа руководителя Департамента господдержки искусства и народного творчества, я выяснил, что они работают только с самими авторами, а не их законными наследниками, и что автор должен им принести «на блюдечке» свою конкретную работу, то есть показать себя во всех ракурсах и товар лицом.
А одна дама, не буду называть ее фамилии, так прямо и заявила, что они «с мертвыми?!» не работают, не было такого прецедента. Обещали все выяснить через Интернет. Жду вот уже третий год. И наплевать им с высокой колокольни на слова нашего загруженного Президента о том, что надо поддерживать проекты по сохранению, созданию, распространению и освоению имеющихся у нас культурных ценностей всех времен и народов!
В общем, плюнул я на все их извращенные понимания о честной, добросовестной и ответственной работе на доверенном им месте, и в этом году подал заявку аж на 2018 на выделение мне гранта на создание и выпуск иллюстрированного альбом с работами моего дедушки. Поживем-увидим…
То есть, как говорил мой дедушка: «Каждый догоняет, как может».
Это я про эрозию памяти, духа и совести говорю. А сказать, по-моему, больше нечего, и так все ясно.
Чтобы не заканчивать на грустной ноте, спешу сообщить читателям, что при написании этой книги я встретился и познакомился со многими простыми людьми, которые с открытой душой и чистым сердцем были рады оказать мне помощью, за что я искренне и безмерно благодарен. По стародавнему русскому обычаю кланяюсь всем им в пояс.
И это, в первую очередь, относится к ответственным ученым его «альма-матер» -Строгановскому училищу, ныне МГХПА им. С.Г.Строганова. Но это уже особый разговор…

 Произведение создано 02.02.15 в 09:04 по местному времени.

Дополнено и откорректировано 09.03.17 в 08:08 по местному времени.


Рецензии