Ученый-великан Федор Федорович Аристов

Федор;Федорович Аристов (псевд.:;Сатин,;Славянолюбов,;Ф.Ф.,;Ф.Ф.А.) – ученый-иcследователь в трех, на первый взгляд сильно различных, но смежных областях знания: карпатоведения, славяноведения и востоковедения.
Ф.Ф. Аристов родился 14/26 октября 1888г. в г. Варнавино Костромской губернии. Родившись в семье заслуженного врача - профессора Петербургской военно-медицинской академии, оставившего кафедру ради практической деятельности, Федор Федорович унаследовал честное, бескорыстное и гуманное отношение к людям, стремление всесторонне отыскивать причины их бедствий и устанавливать максимально правильный «диагноз» различных научных проблем. Мать, Александра Александровна Кубинская была всесторонне образованной женщиной, прекрасно знавшая русскую и иностранную литературу, ряд европейских языков, музицировала на фортепьяно. В воспитании Ф. Аристова большую роль сыграла его старшая сестра Мария Федоровна, которая учила брата первым шагам в области русского языка и подготовила его к поступлению в кадетский корпус.
В 1907г. Ф.Ф. Аристов закончил Первый Московский кадетский корпус. Высшее образование получил, занимаясь одновременно в Московском университете на Историко-филологическом факультете и (в качестве слушателя) в Московском коммерческом институте на экономическом отделении (где изучил несколько восточных языков).;
В 1907 году – в девятнадцатилетнем возрасте, Ф.Ф. Аристов приступил к основанию в Москве Карпато-русского музея, просуществовавшего 10 лет и бесследно погибшего в 1917г. Это был не только единственный в России, но и во всем мире музей, содержащий 100000 всевозможных экспонатов, а также уникальные исторические, этнографические и литературные материалы и иллюстрации о бывшей Карпатской Руси, о ее крупнейших деятелях науки и культуры.;
В 1908 году издатель С.О. Коничек пригласил молодого ученого редактировать иллюстрированный журнал-альманах "Славянский путешественник". Ф.Ф. Аристов был не только редактором этого издания, но и его составителем. В этом издании печатались его этнографическо-статистические очерки о южных и западных славянах.
Когда Ф.Ф. Аристову исполнилось двадцать лет, он выступил в Москве с идеей создания студенческого общества Славия. В 1908 году Славия начала свою оживленную деятельность, в которой Ф.Ф. Аристов являлся душой, главной тягой и руководителем. Ф.Ф. Аристов был председателем Общества от момента его возникновения до закрытия.
В 1910 году Ф.Ф. Аристов женился на Софии Иосифовне Овакимян, которая стала ему не только верным другом, но и большим помощником во всех его трудах и начинаниях. София Иосифовна была одаренным художником-скульптором, её кисти принадлежит эскиз обложки первого тома "Карпато-русских писателей".
В 1911 году московское издательство Славия организовало серию выпусков под заголовком: “Славянская Дума. Ряд статей по важнейшим для сознательного Славянства вопросам”. Выпуски 2 и 4 написал Ф.Ф. Аристов, соответственно: Общеславянский язык;;Галицко-русские писатели В.Д. Залозецкий, Д.Н. Вергун, М.Ф. Глушкевич.
В 1913г. Ф.Ф. Аристова пригласили в популярный журнал "Русский Архив", где он руководил славянским отделом. Во втором номере за 1913 год появляется его статья об Александре Васильевиче Духновиче. Еще об одном политическом и культурном деятеле из Угорской Руси - Адольфе Ивановиче Добрянском он пишет в третьем и четвёртом номерах за 1913 год. "Русский Архив" печатает в том же году в 6-7 номерах статью Ф.Ф. Аристова "Иван Григорьевич Наумович".
Война на Балканах, борьба славянских народов с турецким игом, снова пробудили славянофильские настроения. В этих условиях начинает работать в Москве политическое общество Славия, возникшее на базе ликвидированного студенческого общества действовавшего по той-же программе и под таким же названием. В новом обществе Ф.Ф. Аристов занял пост генерального секретаря и фактически руководил всей работой - как издательской так и лекционной. В новом обществе Ф.Ф. Аристов двоился и троился организуя доклады не только в самой Москве, но и в других городах. Доклады Ф.Ф. Аристова пользовались большим успехом и их нередко приходилось повторять. Много шуму в Москве наделало знаменитое письмо Л.Н. Толстому адресованное от имени общества Славии и написанное Ф.Ф. Аристовым.
Как вспоминает о своем отце Т.Ф. Аристова, он принимал деятельное участие в работе многочисленных славянских организаций, созданных при его ближайшем содействии, в том числе в Галицко-русском обществе, Славянском вспомогательном обществе, Обществе имени Яна Гуса, Словацко-русском обществе имени Л. Штура, Русско-хорватском обществе имени Крижанича и др.
Так широко развернутая деятельность не мешала Ф.Ф. Аристову принимать в тоже время самое деятельное участие в "Всероссийском попечительстве о пленных славянах", где он занимал пост секретаря московского отделения этого общества, руководя, как секретарь, организацией "общеславянских трапез".
"Общеславянские трапезы” возникли перед Первой;мировой войной с целью обсуждения славянского вопроса и объяснения русскому образованному обществу значения роли России;в славянском мире. Таким славянским собраниям придали характер трапез, на которых могли бы объединиться участники;московских славянских обществ. На каждой трапезе Ф.Ф. Аристов читал доклад по славянскому вопросу, а речи участников;публиковались в журнале "Славянское объединение", выходившем в 1915 году под его редакцией.
В 1916 году в Москве Галицко-Русское общество издает тиражом две тысячи экземпляров главный труд жизни Ф.Ф. Аристова: “Карпато-русские писатели. Исследования по неизданным источникам”. Том 1.
Еще в 1914 году Ф.Ф. Аристов ушел добровольцем на Карпатский фронт. По окончании Александровского военного училища, он был оставлен при нем на краткое время в качестве курсового офицера, а затем снова пошел на фронт.;Став позже военным корреспондентом, он смог наблюдать жизнь и быт населения Карпат, узнать его насущные интересы. Собранные здесь материалы были впоследствии использованы им в его трудах.;
Демобилизовался уже после октябрьского переворота.
Длительное время не имел ни малейшего заработка, являясь единственным кормильцем семьи из 8 человек. Затем устроился сначала в должности библиотекаря школы ФЗУ на фабрике Трехгорной мануфактуры, потом работал завучем в мастерских Гжельской керамической школы, затем экономистом в НИИ сахарной промышленности и т.п.
Но и в это время Ф.Ф. Аристов продолжая создавать оригинальные научные труды, хотя и нигде не мог их опубликовать, т.к. их судьбу обычно решали партийные малограмотные выдвиженцы.
В 1918 году вынужден был уехать в Тбилиси. В Грузии наряду с преподаванием в университете, участвовал в работе Закавказского общества деятелей русской культуры и школы и Организационном комитете Кавказского библиографического института. Являясь одним из первых организаторов Тбилисского университета и преподавателем в нем, Ф.Ф. Аристов перешел к глубокому изучению истории, этнографии, географии Закавказья, создан труды не только о грузинах, армянах, азербайджанцах, но и о нацменьшинствах: курдах, греках, ассирийцах и др. Однако больше внимание он уделял русскому и русскоязычному населению, опубликовав в 1918г. брошюры: “Русское религиозное и национальное самосознание” (переиздано в Москве в 1993г.); “Русский национальный вопрос в Закавказье” и книгу “Основы национальной политики. Теория, история, практика”. Эти проблемы Ф.Ф. Аристов продолжал развивать и после перевода на работу в Крым, в Феодосию в 1920г. в Народный университет просвещения.
От монографии «Основы национальной политики» («Национальный вопрос в России и вне ее»), вышедшей в 1918г. в Тифлисе осталась одна обложка с предисловием, из которого можно сделать вывод, что исследование, включающее теоретическую, историческую и практическую части, представляет огромный интерес для ученых и политиков и в наши дни. В подтверждении следует привести небольшую цитату: «Всемирная война и русская революция 1917 года вновь выдвинули во всем объеме национальный вопрос и снова показали, что русское общество для решения этого вопроса оказалось малоподготовленным. В целях всестороннего освещения этого жгучего вопроса автор и решает выпустить в свет свою книгу. Настоящая книга является исследованием, которое представляет первую попытку не только у нас, но и за границей дать систематическое изложение национальной проблемы во всем ее объеме».
В Феодосии Ф.Ф. Аристов являлся лектором местного Народного университета, потом читал лекции на военных курсах для командного состава.
В августе 1922г. был освобожден от военной службы и переведен на педагогическую работу в Москву.
С 1922г. Ф.Ф. Аристов - профессор Московского университета.
В 1928г. Ф.Ф. Аристов обращался в своем письме;к М. Горькому с предложением о популяризации карпато-русской литературы в России.
В Москве, в течение десяти лет, до дня своей смерти, читал лекции на Промышленно-экономических курсах, в Московском Государственном Университете, в Московском Институте Журналистики, в Московском Институте Востоковедения и во многих других учебных заведениях.
Курс лекций был посвящен главным образом вопросам славяноведения. В частности Ф.Ф. Аристов читал по славянскому вопросу лекции и доклады в Московском лекционном бюро, которое организовывало лекции Ф.Ф. Аристова также и во многих крупных городах России.
После смерти ученого, в домашнем архиве семьи Аристовых сохранились многочисленные конспекты лекций, читанных им в высших учебных заведениях.
Жизнь Ф.Ф. Аристова складывалась трагически: ему пришлось пережить репрессии, включая осуждение военным трибуналом к расстрелу в г. Феодосии, а также многочисленные обыски, доносы, конфискации трудов, тюрьмы и допросы в HКВД.
Конфискация опубликованных и рукописных трудов означала для ученого смерть, к тому же в 1930 году он простился со старшим сыном Юрием - учащимся средней школы, отправленным из Бутырской тюрьмы в далекую ссылку за отстаивание идей отца - идей общерусского национально-культурного единства. А в 1931 году в Бутырской тюрьме сидел в последний раз сам Ф.Ф. Аристов.;
Тяжело больной профессор Ф.Ф. Аристов скончался у себя на квартире 5 ноября 1932 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Т.Ф. Аристова помнит, что отец последние месяцы серьезно болел, лежал в Боткинской больнице, знал, что положение его безнадежно, и выписался чтобы умереть дома. Она помнит, как бывшие студенты несли гроб на руках до Ваганьковского кладбища, а их, детей, везли на коляске...;
Большая часть законченных рукописных работ Ф.Ф. Аристова, преимущественно созданных им безвозмездно, как по славяноведению, так и по востоковедению, была конфискована в сталинское время при неоднократных обысках на квартире ученого. Это, например: рукописи книг “Восток и Россия”, “Европа и Азия”; монографии о выдающихся путешественниках В.К. Арсеньеве, авторе бессмертных произведений “Дерсу Узала”, “Сквозь тайгу” и др.; П.К. Козлове - ученике Н.М. Пржевальского и др.;Ф.Ф. Аристов успел напечатать до 200 работ и около тысячи заметок (последние - обычно без подписи), посвященных многообразным проблемам общерусской культуры, славянского мира и народов Востока.;
Никто из ученых не посвятил так много времени, труда и знаний исследованию жизни и творчества карпато-русских писателей, как это сделал проф. Ф.Ф. Аристов. Ф.Ф. Аристов является в полном смысле слова создателем научного карпато-русского литературоведения, основателем Карпатоведения.;
Образцовая точность, ширина и глубина исследования, новизна идей, использование неизданных источников, редкое умение сочетать древность и современность, а равно прекрасный литературный язык и чарующая задушевность изложения - все это является отличительной особенностью трудов проф. Ф.Ф. Аристова.;
В течение десяти лет (1907-1917) Ф.Ф. Аристов собирал и систематизировал самые различные материалы, из которых был составлен Карпато-русский музей в Москве. В нем находились редчайшие рукописи и письма выдающихся карпаторусских писателей, ученых, священников; музей содержал множество книг, не имевшихся даже в библиотеках Российской Академии Наук, Румянцевского и Исторического музеев, а также в зарубежных книгохранилищах. В музее было собрано до 100 тысяч различных экспонатов, в т.ч. отпечатанные портреты и нигде не опубликованные материалы об экономическом, историческом, религиозном, литературном, этно-территориальном, этно-культурном, географическом развитии Галичины, Угорской Руси, Буковины. Карпато-русский музей имел следующие отделы:;
- рукописный, содержавший около пяти тысяч всевозможных рукописей: биографий и автобиографий, воспоминаний, дневников, исторических, литературных, языковедческих географических научных сочинений и писем;;
- книгохранилище, содержавшее всю важнейшую печатную научную и художественную литературу о Карпатской Руси;;
- художественно-иконографичесхий, представлявший собрание рисунков, связанных с русским религиозным и национальным движением в Карпатах: портреты священников и деятелей истории, литературы, религии, искусства; виды городов, сел, этнографические типы, а также карты, схемы, диаграммы;;
- научно-справочный, предназначавшийся для выдачи разного рода библиографических справок о книгах, рукописях и рисунках; с этой целью составлялась аннотированная картотека;;
- кабинеты писателей. Каждому писателю в музее отводился отдельный кабинет, дававший полное представление о его рабочей комнате.;
Летом 1917г. экспонаты музея были сданы на хранение в ломбард, и с тех пор судьба их неизвестна, очевидно, они погибли в Гражданскую войну.
Главнейшим трудом Ф.Ф. Аристова является книга, посвященная изучению Карпатской Руси: “Карпато-русские писатели. Исследование по неизданным источникам в трех томах”.
Содержание этого трехтомного труд следующее:;
Том I. История Карпатской Руси. Денис Иванович Зубрицкий (1777-1862), Александр Васильевич Духнович (1803-1865), Николай Леонтьевич Устианович (1811-1885), Яков Федорович Головацкий (1814-1888), Иван Иванович Раковский (1815-1885), Адольф Иванович Добрянский (1817-1901), Александр Иванович Павлович (1819-1900), Антоний Степанович Петрушевич (1821-1913), Иван Николаевич Гушалевич (1823-1903).;
Том II. Иван Григорьевич Наумович (1826-1891), Богдан Андреевич Дедицкий (1827-1909), Исидор Иванович Шараневич (1829-1901), Василий Дмитриевич Залозецкий (1833-1915), Анатолий Федорович Кралицкий (1835-1894), Иван Антонович Сильвай (1838-1904), Владимир Игнатьевич Хиляк (1843-1893), Евгений Андреевич Фенцик (1844-1903), Филипп Иванович Свистун (1844-1916), Осип Андреевич Марков (1849-1909), Григорий Иванович Купчанко (1849-1902), Юлий Иванович Ставровский (1850-1899), Владимир Осипович Щавинский (1852-1913), Амвросий Афанасьевич Полянский (род. в 1854).;
Том III. Осип Андреевич Мончаловский (1858-1909), Владимир Федорович Луцык (1858-1909), Евмений Иванович Сабов (род. в 1859), Иван Ильич Процык (1864-1911), Дмитрий Андреевич Марков (род. в 1863), Дмитрий Николаевич Вергун (род. в 1871), Юлиан Андреевич Яворский (род. в 1873), Николай Павлович Глебовицкий (1876-1918), Мариан Феофилович Глушкевич (род. в 1877). - История общерусской литературы в Карпатской Руси.;
Трехтомное исследование Карпато-русские писатели содержало сто печатных листов или 1.600 страниц текста. Первый том вышел в свет в Москве в 1916 году в количестве двух тысяч экземпляров и в течение одного месяца был раскуплен целиком. В 1918г. был удостоен премии Российской Академии наук. Два другие тома были набраны и отчасти сверстаны, но издать их не удалось вследствие событий мировой войны.;
Одновременно с трехтомным исследованием “Карпато-русские писатели”, Ф.Ф. Аристовым было предпринято издание 30-томной “Библиотеки карпато-русских писателей”, ;боровшихся за русскую идею, русское имя, русскую;веру, язык и литературу в Карпатской Руси. Эта “Библиотека” представляла собой уже не биографии-характеристики деятелей общерусской литературы в Карпатской Руси, а самые тексты произведений галицких, буковинских и;угро-русских авторов, научно-проверенные и;откомментированные.;
Успело выйти Полное Собрание Сочинений (с критико-биографическим очерком, вступительными статьями и примечаниями, портретами писателя, хронологическим и алфавитными перечнями всех его сочинений) А.В. Духновича, В.Д. Залозецкого, избранные произведения A.A. Полянского, главнейшие произведения О.A. Мончаловского, Д.А. Маркова, Ф.И. Свистуна.
Ф.Ф. Аристов много занимался духовной культурой славянских народов; исследовал их этническое самосознание, этнонимику, язык, фольклор, верования, традиционное музыкальное и прикладное искусство и т.д. В своих трудах «Словацкая литература» и «Словенские поэты», до сих пор полностью не опубликованных, он посвятил специальные главы демографии и этнографии, литературе и языкам славянских народов. Кропотливо собирал ученый и материалы о значении для зарубежных славян русского языка и творчества классиков русской литературы - Гоголя, Некрасова, Толстого, Тургеньева, Пушкина и др.;
Занимаясь комплексно историей, литературой, географией, этнографией, искусством, библиографией советского и Зарубежного Востока (Ближнего и Дальнего) и ведя специальные курсы в Московских институтах востоковедения и журналистики, Федор Федорович немало сил вложил именно в этнографические исследования. Сферой его интересов являлись главным образом малые народы и этнографические группы, их этническая история, духовная культура. Фундаментальными, но, к сожалению, опубликованными только частично остались труды Ф.Ф. Аристова: “Восток и Россия”; “Европа и Азия”, равным образом как и несколько обстоятельных работ с большим числом карт, схем, иллюстраций о русских исследователях Азии, а также специальные биобиблиографические словари.;
Став биографом В.К. Арсеньева и П.К. Козлова, он создал монографии об этих замечательных ученых.
Сегодня, фактически из небытия, вышли на свободу некоторые уцелевшие труды Ф.Ф. Аристова, а с ними и его школа карпатоведения, раскрылись наконец глубокие следы исследователя, о которых не ведали современные российские ученые.;;
Карпато-русский деятель Иван Шлепецкий в письме к дочери Ф.Ф. Аристова, Татьяне Федоровне написал: Имя Вашего отца останется жить вечно в наших дремучих Карпатах. Это был ученый-великан, богатырь Руси начала XX века. Видимо, никому не удастся сделать столько, сколько он создал в жизни для русского-советского народа.;
Печатные работы Ф.Ф. Аристова;
Русско-славянский ежегодник на 1908г. М., 1907 (В этом издании Ф.Ф. Аристову принадлежат все этнографическо-статистические очерки о южных и западных славянах, указатель литературы по славяноведению и ряд заметок);
Славянский путешественник. Редактор и составитель Ф.Ф. Аристов. М., 1908. Общеславянский съезд. Славянский путешественник. М., 1908, N1;
Славянская идея. Славия, М., 1909, вып.1;
Пятидесятилетие литературного фонда. Прикарпатская Русь. Львов, 1909, N50;
Национальный вопрос. Прикарпатская Русь. Львов, 1909, N55,57;
Национальный вопрос и его разрешение. Прикарпатская Русь. Львов. 1909, N75-76;
Славянскому съезду в Софии. Прикарпатская Русь. Львов, 1910, N231;
Обсуждение русского вопроса в обществе Славия. Прикарпатская Русь. Львову 1910, N345,346;
Л.Н. Толстой и славянский вопрос. Прикарпатская Русь. Львов, 1910, N347;
Малорусский вопрос. Обзор новейшей русской литературы. Прикарпатская Русь. Львов, 1910, N353-354;
Вечер студенческого общества Славия в честь русских галичан. Прикарпатская Русь. Львов, 1910, N368;
Галицко-русский вопрос в обществе Славянской культуры в Москве. Прикарпатская Русь. Львов, 1911, N375-376;
Доклад академика Ф.Е. Корша по малорусскому вопросу (подпись Москвич). Прикарпатская Русь. Львов, 1911, N409-410;
Новая чешская литература. Славянское Возрождение (с конца XVIII в. и до 1848). Прикарпатская Русь. Львов, 1911, N517-523;
Чешская литература. Новейшая литература (1848-1910). Прикарпатская Русь. Львов, 1911, N524-526;
Чешская литература. Гуситское движение и Золотой век, Прикарпатская Русь. Львов, 1911, N617-620;
Общеславянский язык. М., Изд-во Славия. 1911;
Общеславянский язык. Прикарпатская Русь. Львов, 1911, N552;
Сущность сокольства. Прикарпатская Русь, Львов, 1911, N594;
Сербо-лужицкая литература. Прикарпатская Русь. Львов, 1911, N656-659;
Галицко-русские писатели В.Д. Залозецкий, Д.Н. Вергун, М.Ф. Глушкевич. М., Изд-во Славия, 1911;
Доклад В.А. Бобринского и концерт галицко-русской крестьянской певческой дружины. Лекция С.О. Коничка об Угорском крае (корреспонденция Ф. Аристова, из Москвы). Прикарпатская Русь. Львов, 1912, N736;
Годичное собрание всеславянского общества Славия. Прикарпатская Русь. Львов, 1912, N757;
Черногорский гимн короля Николая. Вечерние известия, М., 1912, N20;
И. В. Голечек. Утро России, М., 1913, N48;
Карпато-русский писатель. Прикарпатская Русь, Львов, 1913, N986; Галичанин, Львов, 1913, N27;
Московские вести (подпись Славянолюбов). Славянин, СПб., 14 февраля 1913;
Славянская идея в XX веке. Славянин, СПб., 24 февраля 1913;
М.Ф. Глушкевич (К десятилетию со времени выхода первого сборника его стихов). Славянин. СПб., 28 февраля 1913;
Славенская Матица в Москве (подпись Славянолюбов). Славянин, СПб., 28 февраля 1913;
Московская печать о славянских делах (подпись Славянолюбов). Славянин, СПб., 7 марта 1913;
В.Д. Залозецкий. К 80-летию со дня рождения. Славянин. СПб., 24 марта 1913;
В.Д. Залозецкий. Славянин, Прага, 1913, N3-4 (на русском и чешском языках);
Д.И. Зубрицкий (К 50-летию со дня смерти). Известия Общества славянской культуры, М., 1913, т.X, кн.2;
Александр Васильевич Духнович. Русский архив, М., 1913, кн. 1, N2, с.277-292. О славянском социализме (статья без подписи). Славянин. СПб., 7 апреля 1913;
Адольф Иванович Добрянский-Сачуров. Русский архив, М., 1913, кн. 1-2, N3, с. 377-411, кн.1-2, N4-5, с. 663-706;
Иван Григорьевич Наумович. Русский архив. М., 1913, кн.2, N6-7, с.126-143;
Галицко-русские деятели (без подписи). Утро России, М., 1913;
Гонения на православное движение в Угорской Руси. Итоги жизни. М., 1914, N5-6, с.12-19;
История Карпатской Руси. Прикарпатская Русь, Киев, 1914, N7. Истинная история карпато-россов или угорских руссинов. Издана народолюбцем А. Духновичем в 1853г. Русский архив, М., N4, кн.1, с.528-559;
Значение А.В. Духновича как угро-русского историка. Русский архив. М., 1914, N5, кн.2, с.144-155;
Славянский вопрос. Россия и судьба Чехии. Московский листок, 1914, N29;
Россия и чешский вопрос. М., 1914;
Славянский вопрос. Нужды Галицкой Руси. Московский листок, 1915, N21;
Славянское объединение. Редактор Ф.Ф. Аристов. М., 1915.;
Что должна получить Россия от войны. Славянское объединение. М., 1915, N1-2, с.1-9;
Карпато-русские писатели. Славянское объединение. М., 1915, NN1-2, с.11-16;
Памяти В.Д. Залозецкого. Славянское объединение. М., 1915, N3-4, с.65-79;
Новейшая болгарская литература. Славянское объединение. М., 1915, N3-4, с.74-79;
Угро-русская литература. Славянское объединение. М., 1915, N5-6, с.99-112;
Библиотека карпато-русских писателей под редакцией Ф.Ф. Аристова: О.А. Мончаловский. Положение и нужды Галицкой Руси; Д.А. Марков. Русская и украинская идея в Австрии. С портретами авторов и критико-биографическими очерками, составленными Ф.Ф. Аристовым. М., 1915;
Библиотека карпато-русских писателей под редакцией Ф.Ф. Аристова: А.А. Полянский. Избранные сочинения. М., 1915;
Библиотека карпато-русских писателей под редакцией Ф.Ф. Аристова: А.В. Духнович. Полное собрание сочинений. М., 1915;
Библиотека карпато-русских писателей под редакцией Ф.Ф. Аристова: Ф.И. Свистун. История Карпатской Руси. М., 1916;
Карпато-русские писатели. Исследование по неизданным источникам в трех томах. Т.1. М. 1916;
Русские национальные социалисты. М., 1917 ;;
Лев Толстой и славянский вопрос. Республика, Тифлис, 1917, N101;
М.А. Бакунин и федерализм. Республика, Тифлис, 1917, N101;
М.П. Драгоманов и национальный вопрос. Республика, Тифлис, 1917, N105-106;
Славянская идея (подпись Всеславянский). Республика, Тифлис, 1917, N109;
Проф. А.Д. Градовский и национальный вопрос. Республика, Тифлис, 1917, N122;
Русский вопрос. Республика, Тифлис, 1917, N129;
Институт славяноведения. Республика, Тифлис, 1917, N121;
Книги - друзья. Республика, Тифлис, 1918, N139;
Русский национальный вопрос в Закавказье. Тифлис, 1918;
Русское религиозное и национальное самосознание. Тифлис, изд-во Закавказская Русь; Независимая Чехословакия, Речь, Тифлис, 1918, N43;
Национальный вопрос в России и вне ее. Тифлис, 1918. Создание Югославии. Речь, Тифлис, 1918, N41;
А.И. Добрянский. Ужгород, 1924;
Г.А. Дедицкий. Львов, 1927;
М.Ф. Глушкевич. К 30-летию его литературной деятельности, Львов, 1928; Русский Голос, 1929, N37;
Ю.А. Яворский. Львов, 1928;
И.И. Шараневич. К 100-летию со дня рождения. Львов, 1929;
Карпато-русские писатели. А.В. Духнович, Ужгород, 1929;
А.А. Полянский. Львов, 1930;
А.Ф. Кралицкий. Ужгород, 1930;
Владимир Клавдиевич Арсеньев (Уссурийский). Землеведение, 1930, т.XXXII, в.3-4, с.208-243
Карпато-русская библиография. Аннотированная библиотека. Львов, 1931; Временник Ставропигийского института. Львов, 1932
Рукописи Ф.Ф. Аристова посвященные Славянству
В семейном архиве Аристовых (на год 1977г.) сохраняется ряд неопубликованных работ покойного профессора. В большинстве случаев - это статьи довольно большого объема, среди них имеется несколько работ энциклопедического типа.
Федор Федорович Аристов широко интересовался историей славянских народов. Двадцать лет своей жизни он посвятил изучению словацкой литературы. Словакии проф. Ф.Ф. Аристов посвятил целый цикл своих лекций, статей и приготовленных к печати книг.
История словацкого народа нашла свое широкое и полное отображение в цикл лекций прочитанных ученым на собраниях "Русско-Чешского Общества им. Яна Гуса", проводившихся в Москве. Сохранились полностью конспекты этих лекций. Еще и сегодня они не утратили своего научного значения.
Среди отдельных рукописей, посвященных словацкому народу, находим между иными:
"Словакия и перспективы ее национального развития",
"Словаки - их история и литература",
"Словацкая литература".
О значимости этих трудов говорить и их объем. Так работа "Словацкая литература" насчитывает семь авторских листов и является пионерской в прямом смысл этого понятия.
Истории славянских народов посвящен ряд других, по счастью тоже уцелевших, рукописей. Среди них:
"Сравнительный обзор истории славянства",
"Славяно-католики и православные тенденции в их среде",
"История Болгарии",
"История Польши",
"История Сербии",
"История чешского народа",
"История чешской литературы",
"История хорватов",
"История Словенцев",
"Черногорцы и их прошлое",
и другие рукописи этого-же рода.
С темой славянства непосредственно связаны следующие работы Федора Федоровича Аристова:
"Сравнительный обзор истории славянства",
"Россия и славянство",
"Славянская взаимность",
"Славяно-монгольские отношения",
"Славянофильство и западничество в русской литературе",
"Заветные мысли Крыжанича".
Некоторый работы посвящены вопросу взаимоотношений славян с неславянскими народами. К числу этих работ, наряду с уже упомянутой выше статьей "Славяно-монгольские отношения" принадлежат обзоры, написанные с глубоким знанием рассматриваемого вопроса: "Немецко-славянские отношения", "Мадьяро-славянские отношения". С тематикой этих работ в некоторой степени соприкасается и очерк "Восточный вопрос". Вопросы общеславянского объединения были рассматриваемы Ф.Ф. Аристовым в самых разнообразных аспектах. В его рукописях находим такие материалы как "Роль женщины в славянском движении", "Экономические основы славянского объединения", "Вопросы междуславянских внутренних прониканий", "Значение деятельности св.св. Кирилла и Мефодия для славянства и всего человечества".
В рукописях остаются также работы замечательного ученого, посвященные таким темам как "Историческое развитие славяноведения", "Ян Каменский - великий чешский педагог и гуманист", "История русской скульптуры" и т.п.
Ряд работ Ф.Ф. Аристова посвящен изучению междунациональных отношений и политической проблематике. К их числу можем отнести такие работы как:
"Грузинский вопрос",
"Армянский вопрос" (жена Аристова была армянкой),
"Внешняя и внутренняя политика России с национальной точки зрения".
Архивы:
Ф.Ф. Аристов. Российский архив литературы и искусства (РГАЛИ), фонд 196;
Литература о Ф.Ф. Аристове:
П.С. Федор. Проф. Федор Федорович Аристов. К 25-летию его научно-литературной деятельности. Издание культурно-просветительн. Об-ва им. Александра Духновича. Ужгород 1930г. Типография Школьной Помощи. Выпуск 86
Т.Ф. Аристова, В.Р. Ваврик. Ф.Ф. Аристов. 1888-1932. Краткие Сообщения. Институт Славяноведения Академии Наук СССР, N27, 1959, с.87-93;
П.В. Юрьев. Федор Федорович Аристов. Опыт литературной биографии писателя и историка литературы (опубликована как предисловие к репринтному изданию Карпаторусские писатели. США 1974);;;
Н.М. Пашаева (Москва). Заседание, посвященное памяти Ф.Ф. Аристова. Советская этнография. 1983(6). с.131-133
Т.Ф. Аристова. Федор Федорович Аристов и карпаторусская проблема. 1993
Валерий Разгулов. Ф.Ф. Аристов и Карпатороссия. 2001;;
Образы:
 
Аристов Федор Иванович и Кубинская Александра Александровна (родители);
 
Федор Федорович со своими детьми Николаем, Татьяной и Тамарой во дворе своей квартиры по Трубниковскому переулку в Москве;
 
Федор Федорович Аристов с женой Сатеник Иосифовной (урожденная Авакимян) и старшим сыном Юрием (Семейный архив Аристовых 1913-1915гг.)
 
Обложка книги Ф.Ф. Аристова: Карпато-русские писатели. Исследование по неизданным источникам. В трех томах. Том первый. Москва 1916
Изображены (слева сверху по часовой стрелке): A.И. Добрянский, Д.И. Зубрицкий, Я.Ф. Головацкий, А.С. Петрушевич, И.Г. Наумович, В.Д. Залозецкий, Н.Л. Устианович, И.Н. Гушалевич, Б.А. Дедицкий, В.И. Хиляк, А.А. Полянский, Ф.И. Свистун, О.А. Марков, Д.А. Марков, М.Ф. Глушкевич, Ю.А. Яворский, О.А. Мончаловский, Д.Н. Вергун, И.И. Процык, В.Ф. Луцык, Г.И. Купчанко, Е.А. Фенцик, И.А. Сильвай, А.Ф. Кралицкий, И.И. Раковский, А.В. Духнович.;
Составил Игорь Бабанов. Март 2017
Ф.Ф. Аристов. Карпаты - общеславянская прародина
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_669.htm
Карпато-русские писатели. Ф.Ф. Аристов
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_414.htm
КарпатоВедение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_755.htm


Рецензии