8-е марта, Православие, Пурим и Андрей Кураев

8-го марта встретив свою знакомую, поздравил её с праздником. Та неожиданно надула губы и заявила, что православные женщины этот праздник не признают, и что у них другой женский праздник – День святых жен-мироносиц. Зная о реакции православных женщин на заявление о том, что они к женам-мироносицам не имеют никакого отношения, я ничего не стал говорить своей знакомой и всё обратил в шутку.

И на самом деле, какое отношение современные женщины, посещающие храм, имеют к святым жёнам, которые, в то время, когда ученики Христа в страхе разбежались, пошли вслед за жуткой процессией, идущей к Голгофе? Не испугались, а шли плача, подвергаясь опасности быть арестованными за сочувствие Христу, Которого вели на казнь как преступника. И в воскресный день (день после субботы покоя) не побоялись пойти к гробу, в котором был похоронен Иисус, чтобы помазать Его тело благовонным миром (отсюда и название – мироносицы).

А чего опасаться современным христианкам, когда православным нынче быть даже модно? Тем более не имеют отношения к женам-мироносицам служащие в храмах женщины, получающие там регулярно зарплату, невысокий размер которой компенсируется бесплатным питанием и продуктами с панихидного стола. О тех, кто хлещет шваброй по ногам прихожан и тушит только что зажжённые свечи, и разговора нет.

Но откуда эта всеобщая нелюбовь православных к празднику 8-е марта? Заложил основу этой нелюбви некогда сверхпопулярный, а ныне опальный диакон Андрей Кураев, выпустив в 1998 году книгу «Как делают антисемитом», в которой утверждал, что праздник 8-е марта придумала еврейка Клара Цеткин, дабы приобщить весь христианский мир к празднованию иудейского праздника Пурим.

В этой антисемитской книжке видный богослов дезавуировал неотъемлемую часть Ветхого Завета Книгу Есфири, саму же православную святую Есфирь (Эстер) назвал Женщиной-Разрушительницей и Женщиной-Воительницей, почитание которой для диакона Православной Церкви кажется весьма странным.

Мало того, в главе "Можно ли не праздновать 8 марта?" Кураев выдвинул версию, что еврейка Клара Цеткин, придумав праздник 8-е марта, который, возможно, в то время совпал с праздником Пурим, решила посмеяться над христианами и заставить их праздновать воспоминание о жутком кровавом событии, когда, благодаря хитрости Есфири, вместо евреев были уничтожены их враги.

Странно, что видный православный богослов забыл о центральной идее Ветхого Завета – Бог спасал евреев, так как из их среды должен был явиться Спаситель мира – Христос. Это, во-первых. Во-вторых, никогда в начале ХХ века, когда появился праздник Международный женского дня, Пурим не приходился на 8-е марта. Такое совпадение произошло лишь в 1917 году. И третье, пожалуй, самое главное. Клара Цеткин (в девичестве Айснер) вовсе не еврейка, а чистокровная немка, дочь учителя приходской лютеранской сельской школы, а потому не могла знать с детства из рассказов бабушки о празднике Пурим, как это утверждал Кураев в своей книге.

В переизданной книге «Как делают антисемитом» информация о еврействе Клары Цеткин исчезла, то есть исчезла сама причина связывания 8-го марта с иудейским Пуримом, но неприятие этого праздника в православной среде засело прочно. Как в том анекдоте о якобы украденных серебряных ложечках: «Ложечки-то нашлись, но осадок остался».

P.S.
Разговор о 8-м Марте и Андрее Кураеве был бы не полным, если не рассказать об анекдотичной ситуации, связанной с этим не любимым им днём. С некоторых пор в православных храмах стали торжественно отмечать день 8-го марта. Но не как Международный женский день, а как обретение мощей блаженной Матроны Московской. Той самой Матроны, которую Андрей Кураев резко и отметим, что справедливо, раскритиковал в своей книге «Оккультизм в православии», выпущенной в 1998 году. Суть этой критики можно охарактеризовать фразой: «Как деревенского экстрасенса пророчат в православные святые». Тем не менее, в 1999 году, несмотря на возражения здравомыслящих иерархов, по настоянию патриарха Алексия II Матрона была канонизирована как местночтимая московская святая, а в 2004 году произошла её общецерковная канонизация. А вскоре после того, как в популярном телевизионном шоу прозвучал рассказ о том, как был спасён от неминуемой гибели бизнесмен, в машине которого была икона блаженной Матроны, в православные храмы ринулся народ за иконой этой святой. Россию охватил продолжающийся до сих пор (слава телевидению!) бум, получивший в церковной среде название "феномен Матроны". Этот феномен коснулся и дьякона Кураева, который критику в её адрес резко сократил. Оно и понятно. Ссориться с жаждущим чудес и знамений православным людом чревато. Другое дело – евреи. Против них можно выступать сколько угодно. Это привычнее, а главное безопасно – времена царицы Есфирь давно канули в Лету. 


Рецензии
Очень и очень толково. Увы, многие еще не поняли, что выпускник кафедры атеизма философского факультета МГУ болтушка и популист. Правда у него есть важное достоинство он предвосхитил сеть, как средство болтовни и фейков

Павел Троицкий   09.03.2020 00:17     Заявить о нарушении