Позиционная игра. Общак

За четыреста лет развитием представлений о шахматной игре занимались десятки тысяч талантливейших исследователей. Десятилетиями мастера оттачивали своё видение шахматных проблем.
Время от времени то один, то другой исследователь находил свою «жемчужину». Затем наступала пора систематизировать накопленный материал, обнаружить закономерности и соответствия, придать выводам воспринимаемую форму.

Поскольку шахматами увлекались не в последнюю очередь люди военные, и сама игра поначалу была именно астрологическим инструментом для предсказаний исхода намечаемого военного мероприятия (например, завоевательного похода или подготовки к отражению вторжения),в идеологему шахмат изначально вносилась военная терминология.
Собственно сама игра иногда представляется как комбинационная, а иногда как позиционная. И шахматистов делят условно на две группы: представителей либо ясной позиционной, либо мутной комбинационной игры. Иногда употребляется термин «стиль». Так Михаила Таля воспринимали как величайшего представителя острокомбинационного стиля, а Тиграна Петросяна, как классика позиционного стиля.
В силу глубинного недопонимания сути самой игры, люди далёкие от профессиональных шахмат воспринимая подобные дефиниции далеко не всегда понимают, что с точки зрения рядового любителя никакой разницы между большими мастерами здесь нет.
В личной встрече и с тем и с другим любитель проиграет «в одну калитку», «в одни ворота», «в один присест» «без шансов». Просто потому, что его элементарно пересчитают. Пересчитают легко и непринуждённо.
Слава Богу, современные компьютерные программы позволили, по сути, визуализировать сам процесс счётной работы.
Однако сегодня мы поведём речь об азах позиционной игры.
Для старта достаточно понимать, что есть тактика и стратегия.
Счетная игра и игра «из общих принципов».
Стратег исходит из общих принципов, а тактик тупо считает варианты.
Стратег знает, что на фланговую атаку эффективен контрудар в центре.
Стратег понимает, что открытая линия порой стоит ладьи.
Стратег не спешит расстаться с парой слонов.
Стратег придаёт огромное значение пешечной конфигурации.
Стратег жертвует пешку за инициативу.
Стратег помнит великое: имеющий преимущество обязан атаковать под угрозой потери этого преимущества.
Стратег знает, что развитие фигур, контроль центра и захват открытых линий – главная задача в дебюте.
Для тактика истина конкретна.
Нет никаких вечных общеустановленных принципов и абсолютных истин.
Каждая позиция конкретна, уникальна, неповторима и в ней необходимо просто найти тот самый единственный ход, ведущий к конкретному успеху.
Стратег знает, что конь на краю доски – скверно!
Тактик может показать вам тысячи примеров, когда именно ход конём на край доски – единственно верное решение.
Любой мало-мальски разбирающийся в шахматах любитель скажет вам – тактика и стратегия неразрывно взаимосвязаны. Если достигнут позиционный перевес, то неизбежно находится и конкретное тактическое разрешение вопроса.
Уже давным-давно устоялось трёхчастное деление шахматной партии: начало, середина и конец игры.
Начальная стадия – дебют.
Середина игры – миттельшпиль (по-немецки именно «середина игры»!)
Окончание – эндшпиль.
Огромное внимание было уделено фазам перехода из дебюта в миттельшпиль и из миттельшпиля в эндшпиль.
При этом особый интерес вызывали случаи катастроф, когда вместо перехода и закономерного протекания одной из стадий наступала внезапная клиническая смерть одного из королей партнёров.
Огромно число партий, в которых один из партнеров так и не увидел ни миттельшпиля, ни эндшпиля.
Несметно число партий, в которых катастрофа случилась в фазе миттельшпиля.
И множество партий в эндшпиле представляли собой лишь фазу технической реализации громадного перевеса, достигнутого в миттельшпиле или даже дебюте.
Соответственно трём фазам, трём частям, трём стадиям, можно говорить о пакетах стратегических идей, которые различны для каждой из фаз.
В качестве крошечного, но давно уже классического примера приведу знаменитую антиномию положения короля.
В дебюте король должен держаться подальше от центра, а в эндшпиле – поближе к центру.
Ещё раз подчеркну: в дальнейшем я буду рассказывать на абсолютно конкретных примерах только о некоторых принципах, приёмах и техниках оценки. Потому что это как раз то, чего так остро не хватает широкой родительской массе, решающейся приобщать детей к шахматной культуре.
Здесь же я даю некий общий экскурс в категорию «позиционная игра».
Сразу отмечу, что на мой взгляд, наилучшим пособием для начинающих является великий учебник Макса Эйве. По качеству он превосходит все иные подобные руководства. Но это если Вам доведётся его добыть.
С точки зрения тактической начальной подготовки у родителей есть два пути: либо решение задач в превосходном задачнике украинца Ищенко (ныне подобных задачников несколько, но у Ищенко самый качественный), либо активное решение шахматных задач и этюдов, предлагаемых самыми разными авторами. Дополняя эти практики попытками самостоятельно составить шахматную композицию (этюд или задачу) можно продвинуться достаточно далеко в своём шахматном становлении.
Итак, позиционная игра, это игра на достижение четкого и ясного позиционного перевеса. Игра «по позиции». Игра, основанная на понимании требований позиции. И если позиция требует расставлять пешки на полях цвета, противоположного цвету полей неприятельского слона, это одна игра, а если позиция требует расставляться по полям того же самого цвета, что и поля, по которым блуждает слон неприятеля, то это уже другая игра.
В этой серии мы постараемся рассмотреть позиционную игру именно как универсальную стратагему мастера.


Рецензии