Водители

 
   Вырастить и убрать урожай-задача большой важности, это трудный и ответственный экзамен для всех тружеников села, от повара до главного агронома, инженера и председателя.
      Кстати, в 1973г. медалью «За трудовое отличие» была награждена Щербина Матрена Карповна, повар.
   
    От слаженной работы комбайнера и водителя зависит успех в уборке урожая. Первые шофера колхоза «Наш ответ» Герман Алексей Евменович, Бевза Петр Калинович, Липа Максим Денисович, Нечипоренко Иван Федорович и Иванец Константин Петрович, несмотря на трудности сибирского бездорожья, выполняли поставленные задания.  Проехали немало фронтовых дорог.

   А какие эти дороги, мы хорошо знаем из песни.  Возили горючее, запчасти, боеприпасы. Попадали под бомбежки, чудом оставаясь в живых.
    Бевза П.К. был сержантом, 293 авторота, 573 автобатальон, Ленинградский Фронт.   Всю войну возил Пётр Калинович офицеров штаба. В какие только переделки не попадали.  Награждён орденом Славы-3ст.   
 
   Липа М.Д. – 246 стрелковый полк, шофер, Дальневосточный Фронт Награждён медалью «За отвагу».
,
   Нечипоренко И.Ф. был сержантом, 38 автобатальон Прибалтийский фронт Награждён медалью «За боевые заслуги».
,
   Иванец К.П. был шофером и на Финской войне, и на Отечественной Награждён медалью  «За боевые заслуги».
.
   Куликов Иван Ильич-1923г.р. старший сержант, 9-я авиаэскадрилия, Забайкальский военный округ, ДВФ.
   
  Опрышко Василий Кондратьевич-1917г.р. минометный батальон, Прибалтийский фронт, Награждён медалью «За боевые заслуги».
 
   Пикало Алексей Семёнович-1915г.р.ДВФ.
 
  Вернулись. Всю свою жизнь посвятили любимому делу, ответственному и опасному. В 1945г. уже убирали урожай, отвозили зерно на элеваторы. Я думаю, нет необходимости рассказывать, как в осеннюю пору вывозили зерно с токов по нашему сибирскому бездорожью.   

  А зимние дороги, вернее, бездорожье!    Грузы важные: корм для скота, лес для строительства. Надо было обладать терпением и выдержкой, сноровкой и выучкой, чтобы доставить груз без потерь. 

  В 1950году Константин Петрович был награжден медалью « За трудовую доблесть»,  Панов Иван Маркович - медалью «За трудовое отличие»,  в 1957г. - орденом Трудового  Красного Знамени.
 
   В 1940г. сбылась мечта Галины Савельевны Матюковой-(1917р.): на отлично окончила курсы шоферов, до 1942г. на «газончике» исколесила тысячи километров:  горючее, запчасти для тракторов и комбайнов, зерно на элеватор.  В 1943г. Галине пришлось пересесть на комбайн: рабочих рук не хватало, сначала была помощником на сцепе 2-х комбайнов, затем самостоятельно работала комбайнёром. 

  Только в 1945г. Галина Савельевна вернулась к любимому делу, сначала на бензовозе два раза в день в Исилькуль, по 90 километров,  за горючим. Затем возила механика,  колесила по полям к тракторам и комбайнам с запчастями.  Случались в поле поломки, была и слесарем.   Исполнительная, ответственная, трудолюбивая. Была награждена медалями «За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны», 1945г.
 
  Для села водитель – женщина  - большая редкость.   Христофорова (Пономарёва) Татьяна Демьяновна (1943р.)  и есть та самая редкость. С детства любила Татьяна  автомобиль. Бывало, едет машина, Таня провожает её взглядом, пока автомобиль  не скроется.   

  В годы её детства машин не так уж много было. Закончила шесть классов, работала дояркой. Но мечту хотела осуществить.  Мать была против её желания, отца она не помнила:  был на финской войне, вернулся по ранению, умер в 1943г.   

  В 1962г. без разрешения уехала с подругой в Казахстан. Узнала, что нужны сварщики в автопарке.  Окончила курсы электросварщиков, была зачислена на должность слесаря-сварщика Чигринского автопарка.  Затем получила водительские права.
   В 1964г. вернулась домой, стала работать водителем, а когда была необходимость, электросварщиком в МТМ.  32 года (1966-1998) проработала на пожарной машине шофёром-слесарем.   
   
   Горючее для машин, тракторов возили из Исилькуля: Матюкова Галина Савельевна,  Койло Влас Яковлевич, Калиниченко Иван Емельянович, Полторацкий Иван Федосеевич, Тищенко Николай Дмитриевич.
 
    На нефтебазе долгое время работали: Свистунова Татьяна Артёмовна-участник Великой Отечественной войны,  рядовая, 62 дивизия,  1 отдельная женская добровольная  стрелковая бригада, телеграфист. Победу встретила в Румынии. Награды: орден Отечественной войны-2ст., медали «За  взятие Будапешта», «За Победу  над  Германией»,
 
  Продолжительное время на нефтебазе работали: заведующий- Хомяков Пётр Гаврилович, участник Великой Отечественной войны, награждён: медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», орденом Красной Звезды. Его сестра-   Мартынова Надежда Гавриловна, Бондаренко Дина Семёновна,  Даркина Вера Михайловна, Цветкова Нина Васильевна, Кумпан Галина Егоровна и др.
   
   Братья Свириденко Степан Иванович и Иван Иванович, Гайдабура Иван Александрович на фронте не были водителями,  а водительские права получили уже после войны и колесили по сибирским дорогам с мирными грузами: зерном, сеном, лесом, кирпичом, строительным камнем. К боевым орденам прибавились награды трудовые. 

  У  Ивана Ивановича - медаль  «За трудовое отличие», а у Степана Ивановича-орден Трудового Красного Знамени, медали «За трудовую доблесть», «За освоение целинных земель», «За доблестный  труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», значки «Победитель соцсоревнования», «Ударник коммунистического труда».
   
   В 1942 году ушел  Степан Иванович на фронт. Сначала были  кур сы танкистов,  затем обучал молодых бойцов вождению танков. Служил сержантом в танковых частях на   Прибалтийском фронте до 1950 года. Степан Иванович награжден Орденом Отечественной Войны-2ст.,  медалями  «За Победу над Германией», медалью Жукова, юбилейными медалями ко дню  Победы.
 
   В 1951 году окончил курсы шоферов и начал трудиться в Ольгино. Какие  только грузы не приходилось перевозить Степану Ивановичу. Изъездил не одну тысячу километров по российским и казахстанским дорогам. До самой пенсии был верен своему делу, работал добросовестно, без аварий.
 
   У Гайдабуры И. А. к боевым медалям «За боевые заслуги», «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», трудовая награда -  медаль «За доблестный труд».
       
   Около 40 лет за баранкой ГАЗ, ЗИЛ-154, ГАЗ-53 водители, дети военного времени, рано познавшие тяжелый труд. С 14 лет пасли телят, в сенокосную пору собирали скошенное сено в копны, торопились: надо успеть до дождей сухое сено сложить в скирды. 

  В уборку работали на быках или лошадях, стараясь быстрее отвозить намолоченное зерно от комбайнов  и  возвращаться, чтобы комбайны не простаивали. Стали постарше -  сели на лобогрейки.  Работа требовала сноровки и трудолюбия. Осенью подростки  работали прицепщиками, всю смену в клубах пыли.  Пахали и в заморозки, когда пальцы коченели от холода. Это поколение с детства познало цену хлеба. 
  Шоферами стали во время службы в армии: Неделько Григорий Антонович-1927г/р, Панов Дмитрий Маркович- 1928г/р,  Веселов Леонид Павлович- 1929г/р, Полторацкий Иван Федосеевич-1928г/р., Романюк Пётр Фёдорович-1928г.р., Федосов Сергей Григорьевич-1940г.р.    Вернулись со службы в армии   и   наравне с ветеранами войны  трудились в родном хозяйстве.

  Летом и после уборочной страды они выполняли и более трудную работу. В 60-е, 70-е годы началось интенсивное строительство жилья, дорог, животноводческих помещений. Нужен был лес. Рейсы за тысячи километров в  Ханты-Мансийск, в Кондинский район через болота (часто проваливались под лед)   за строительным лесом,  за камнем в казахстанские карьеры, в неурожайные годы за соломой в Ставрополье.
 
   Полторацкий И. Ф. более 30 лет за баранкой, награжден орденом  Трудового Красного Знамени-1971г., медалями «За освоение целинных земель»-1957г., « За доблестный труд. В ознаменование  100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Значки «Ударник 9-й, 10-й пятилетки»-1976г.1980г., «Победитель соцсоревнования»-1974,1975,1977годы.
 
  Нечипоренко Григорий Иванович-(1933г/р)    сначала работал лафетчиком, помощником комбайнера, в 1956г. окончил курсы шоферов;  за баранкой 38 лет, награждён  двумя  орденами «Знак Почета»-1957г. и 1973г., большой Серебряной медалью ВДНХ, медалью «За освоение целинных земель»,  несколькими значками:  «Победитель соцсоревнований», «Ударник коммунистического труда», «За работу без аварий».

  Цветков Василий Борисович-(1932г/р) работал механизатором, затем шофёром. Стаж водителя  Ткачёва  Ивана Васильевича-(1930г/р) начинался с 1954г., когда он стажировался  у первого шофёра села Германа Алексея Евменовича.
 
  Веселов Леонид Павлович-(1928г/р) награждён многочисленными Почётными грамотами, значками «Победитель соцсоревнования», «Ударник коммунистического труда», «За работу без аварий».
   
   В 70-е годы профессия водителя  была особенно популярна среди молодёжи села. . Каждый молодой человек мечтал водить машину,благо в Ольгинской средней школе на уроках "Основы производства" изучали автомобиль, и учащиеся по окончании средней школы получали водительские права.   

   В селе  родились целые династии: Белокур Михаил Емельянович – водитель с конца 50-х годов, награждён орденом «Знак почёта»в 1972г., его сыновья   Пётр, Михаил, Василий – водители, неоднократно были победителями в районном соревновании. 

  Не отставали от них другие династии: Синицкие-Анатолий Фёдорович, с 1972г. брат- Алексей Фёдорович, его сын – Александр с 1997г;
  братья  Цегика- Николай Алексеевич с 1989г., Анатолий Алексеевич с 1993г.; Куликовы- отец Иван Алексеевич, Алексей Иванович с 1988г.,Владимир Алексеевич с 1999г.;
  братья Кесаевы-Олег с 1996г., Сергей с 1987г.;
  Кумпан - Виктор Михайлович с 1970 г.,   его сын-Сергей- водитель с 1995г.
 
 Автопарк  пополнялся новыми большегрузными автомобилями. Грузоперевозки увеличились и ответственность возросла. Среди водителей есть добросовестные, бескорыстные труженики.
     Ежегодно в первых рядах Кумпан Виктор Михайлович-1949г/р - Заслуженный работник транспорта РФ, награжден орденом «Трудовой Славы-3-й ст.»-1976г. Не отставали от него   «старожилы» Ольгинского автопарка: Куликов Алексей Иванович, Василина Алексей Андреевич,  Шиш Виктор Николаевич,

    Синицкий Анатолий Фёдорови-(1942г/р) награжден медалью «За трудовое отличие»-1980г., значками «Ударник 10-й пятилетки», «Ударник коммунистического труда», «Победитель соцсоревнования»-1979г.   

   Четверть века за рулем Гулий Николай Иванович-(1959г/р), неоднократный победитель в трудовом соперничестве на уборке урожая среди водителей. В 1986г. Николай Иванович награжден орденом «Трудовая Слава"-3-й ст. И сегодня его имя на  районной Доске Почёта.   

   Опыт, трудолюбие, профессионализм позволяли  водителям: Трояну Александру Ивановичу,  Тупице Анатолию Алексеевичу, Милашенко Николаю Петровичу - добиваться высоких трудовых результатов, содержать вверенные автомобили  в хорошем состоянии, экономить на ремонте и техническом обслуживании.
   
   Приятно, что не выводятся наследники добрых традиций среди молодежи. В числе первых водители:  Кумпан Сергей, Куликов Владимир, Цегика Анатолий, Калиниченко Владимир, Щербина Сергей, братья Кесаевы Олег и  Сергей, Синицкий Александр, Нечипоренко Сергей.
 
   Особо хочется отметить водителя, который возил директоров совхоза.
  Бобырь Иван Андреевич-1934г/р. Водителем Иван Андреевич стал в армии, прослужил в Автобате 3,5 года. Вернулся, работал в автогараже  Полтавского  КБО, а с 1958года - в Ольгино.
 
   Сначала возил различные грузы из Омска, Исилькуля, Казахстана на самосвале, на газончике; затем, сменив Холкина Бориса, более 30 лет был водителем легковых машин, возил директора совхоза (Кучерова С.И.,Колесникова Л.В., Корнейчика В. Н.). 

  Кажется, престижно возить начальство, но, поверьте, очень хлопотно. В любой день,  в любую погоду, с раннего утра до полуночи, водитель должен быть готовым  выехать из гаража и везти руководителя на поля, на выпаса, на фермы отделений совхоза; в районный  или областной центры и ждать его возвращения, чтобы везти в другое место. И машина должна быть на ходу.   

  Надо сказать, что Иван Андреевич был добрым, отзывчивым, готовым прийти на помощь людям. В 70-80 годы, когда мало было легковых машин на селе, к нему часто приходили за помощью,например, отвезти больного в больницу. Он никому не отказывал.
 
  Заведующие гаражом в разные годы:
 Герман Алексей Евменович, Иванов Александр Фёдорович, Самсоненко Николай  Тихонович, награждён орденом "Знак почёта", медалью "За освоение целинных земель", Вишня Анатолий Григорьевич;
  механики: Заброда Александр Трофимович, Быков Василий.

   От их усердия, отношения к своим обязанностям зависела работа автомобильного парка. Коллектив Ольгинского гаража неоднократно был признан
победителем в районном соревновании.
 
 


Рецензии