Сместил интересы

 В 1988 году  в  стране Советов произошло событие, как будто, не имеющее прецедента за всю ее историю –  на волне горбачевской гластности и перестройки директор московского  Иститута космических исследований, Роальд Сагдеев(р.1932), обласканный  высшими государственными наградами и премиями, ушел в отставку по собственному желанию, после 15-летней работы на указанном посту.

  Напомним, что если в космических программах США, в свое время, нацелились на детальное изучение поверхности Марса сначала с помощью аппаратов, облетающих планету, затем  с помощью марсоходов, управляемых с Земли, то в Советском Союзе нацелились на ближайшую к Солнцу, после Меркурия,  Венеру, тяжелейший кислотный атмосферный покров которой, в отличии от "легкой" атмосферы Марса, скрывает  поверхность планеты от  телескопов.   
 Реализация этой труднейшей, но увлекательной программы, которая, была претворена в жизнь с определенной степенью успешности, возложили, в свое время, именно на институт, возглавляемый  Сагдеевым.

   Свое просьбу об отставке, Сагдеев обосновал тем, что 15 лет заниматься одним и тем же вполне достаточно, чтобы возникло желание сместить интересы.

 Между тем "желание сместить интересы" не в меньшей  степени  было связано с тем, что на одной из международных научных конференций Сагдеев познакомился с внучкой 34-презедента США, Сьюзен Эйзенхауэр, подвизающейся в сфере финансирования научных проектов, и понял, что встретил свою вторую половину.
 
  В 1990 году Сагдеев, воспользовавшись возникшей возможностью покинуть страну Советов,  переехал в США, оформил брак с Сьюзен, и  возглавил Космический научный центр при  университете штата Мэриленд.

 Приспособившись к иной, грантовой системе финансирования науки, он добился финансирования ряда предложенных им проектов.

 Среди них уникальный детектор космических лучей, установленный на Международной Космической Станции в надежде, что именно в космических лучах будет зарегистрировано нечто, проливающее свет на так называемое темное вещество во Вселенной. Эта пока непонятная физикам  форма материи, проявляющая себя исключительно как гравитирующая масса, в  разы превышающая видимую массу Веленной, обеспечивает  сохранение галактической структуры последней, но не предсказывается так называемой теорией суперструн и ее обобщением, которые претендовали на роль Теории ВСЕГО.   
 
 Уже в США, Роальд Сагдеев, как первоклассный физик-теоретик,  был удостоен целым букетом именных премий:  Максвелла, Карла Сагана, Этторе Майораны, Лео Сцилларда.


Рецензии
Интересная статья.

Сусо Казарян   27.01.2018 11:54     Заявить о нарушении