Числа и идентичность. Глава 9

1. В трех предшествующих главах (6-8) мы познакомились с числовыми формами нескольких парадигм (прежде всего этономики СЕВ, энергономики DAB и трансферономики DEB). Мы обнаружили что числовые формы этих парадигм и их отдельных элементов тесно связаны между собой и с физическими и математическими числовыми соотношениями и константами, такими как золотое сечение, число Пи и соотношение между длиной и шириной общего сектора пересекающихся (специфическим образом)окружностей 265/153=1,73.

2. В следующих главах мы расширим набор таких констант и парадигм идентичности, числовой анализ которых может дать интересные результаты. Но помимо этого такой анализ также позволяет сделать некоторые важные наблюдения по поводу социальной и культурной динамики идентичности. Эти наблюдения возможно и есть наиболее существенное из того, что я хотел бы сообщить своим читателям в этих главах. Ведь сами по себе, вне понятийного контекста и его логики числовые соответствия, даже самые поразительные из них, не могут помочь нам всерьез осмыслить знаковую реальность.

3. В 6-7 главах я уделил главное внимание числовым формам этономики СЕВ, главной парадигмой горизонтального нравственного общения (знаменитое золотое правило Конфуция, Гиллеля и Иисуса)как альтернативе распаду общественных связей, росту социального неравенства и вертикальной консолидации капитала характерным для экзистенциальных общественных кризисов, как в древности и в средние века, так и в период 18-21 веков (от кризиса феодального европейского общества накануне Французской революции вплоть до наших дней). Мы убедились что числовые соотношения , так или иначе связанные с этономикой, включают в себя распространенные в природе пропорциональные соотношения (например золотое сечение и числа Фибоначчи, а также число Пи) и циклы (цикл солнечного года/обращения земли вокруг солнца).

4. Но мы пока практически не занимались числовым анализом вертикалей матрицы и социального кризиса, связанного с вертикализацией. В следующих главах мы сделаем первые шаги в направлении такого анализа.

5. Начнем с того, чтобы, используя предшествующие разработки (прежде всего в моей первой и основной философско-исторической работе Время смыслов) наметить, хотя бы в самых общих чертах некую модель такого кризиса, потом документировать и иллюстрировать ее основные аспекты свидетельствами современников, а затем попробовать с помощью числового анализа выявить математические и физические соответствия этой модели. Если есть (как мы только что убедились на примере этономики) природные/математические соответствия состоянию смысловой интеграции и взаимоопосредованности противоположностей, то по логике вещей должны существовать и некие математические/природные соответствия фрагментации и конфликту противоположностей или же их разделению и противопоставлению.
.
6. Теория экзистенциальных общественных кризисов разрабатывалась мною с помощью матричного анализа на обширном историческом материале в книгах Время смыслов (Древняя Греция, позднеимперская и раннесоветская Россия, США накануне Гражданской войны между Севером и Югом), Реальность смысла, Свиток и сапог (ранняя Римская империя).

7. Из этой теории и сопутствующего ей исторического материала мы возьмем здесь только немногое, самое необходимое для понимания того, что такое смысловая энтропия, как происходит смысловая редукция и связанный с нею распад общества на враждующие лагеря, каждый из которых держится за ту часть редуцированного смысла, которая ему наиболее близка и доступна и верит,что ради спасения этого смысла и связанных с ним ценностей и учреждений можно и нужно пожертвовать жизнями, как собственными, так и своих демонизируемых противников, отстаивающих иную часть того же смысла.

8. Но при этом очень важно не впасть в абстрактное теоретизирование и сохранить понимание того, что за каждой из этих матричных конструкций стоит мучительный жизненный опыт поколений людей, действительно переживших разлом своего общества, страны и культуры.


Рецензии