Сумбурно два года

Наше двухлетнее проживание в Варшаве я отметила очередным посещением магазина с компьютерными услугами. Опять к знакомому нам уже Пану я иду распечатывать мое СV (резюме). Снова поиски работы, собеседования, надежды и разочарования…

  Есть разные типы эмигрантов в Польшу.  Кто-то приезжает заработать побольше денег, чтобы отвезти домой, где надо отдать долги, построить дом или сделать близкому операцию. Такие люди обычно не учат специально язык страны, не снимают отдельную квартиру, а живут в комнате с такими же эмигрантами – для экономии. Они устраиваются на тяжелый физический труд, где платят немного, но много часов работы позволяют получить высокую зарплату.
   Есть другие: квалифицированные эмигранты. Они приезжают с деньгами, учат язык, ищут работу по специальности или открывают свой бизнес. Так как с языком дело не идет быстро, они ищут работу со знанием английского, если таковой  знают. Денежный запас помогает им удержаться на плаву, пока получат финансовую почву под ногами.
   Наш семейный случай другой: у нас не было большого запаса денег. Мы учили полгода язык до приезда в Польшу. Здесь мы продолжили активно учить язык на курсах и в общении в поляками. С самого начала мы искали работу, на которую идут обычные поляки – с нормальной зарплатой и оформлением. Что в итоге имеем по истечении двух лет?

   За эти два года я научилась свободно говорить (с небольшими ошибками), понимать, читать и сносно писать по-польски. Я прошла поварской курс обучения  и получила сертификат, что я повар. Поработала поваром около года в ресторане. Хорошо знаю польскую кухню, но  не идеально… Из-за тяжелой работы, частых стрессов ухудшилось моё здоровье (чаще стали мигрени и недомогания). Получила вид на жительство и собираюсь подавать на новый (он привязан к месту работы, меняя работу, меняешь этот документ).
Читаю уже двадцать шестую книгу на польском языке, из которых только три были художественными, остальные – публицистика или научно-популярные…

   Достижением можно назвать то, что у меня окрепли дружеские отношения с дочкой и мужем. Трудности закаляют и испытывают любовь!  У меня есть несколько друзей, включая полек. Мы прожили весь период в одной квартире, хотя она не идеальная! Я знаю: как оформлять бумаги на вид на жительство, могу брать за это деньги, но не хочу этим заниматься (стресс огромный). Я бывала в поликлиниках, частных и государственных, больнице, когда муж туда попал. Могу сказать, что медицинская система Польши - очень печальная тема.

  Например, чтобы попасть на визит к врачу-специалисту, надо сначала попасть на прием к терапевту, который Вас выслушает, если надо пошлет делать анализы, а только затем определит – нужно ли Вам направление к специалисту. Если у иностранца нет ПЕСЕЛЯ (типа кода индификационного в Украине), тогда в регистратуре надо показывать Вашу страховку (без нее Вас не обслужат в государственной поликлинике или больнице). Каждый месяц надо иметь распечатку, что за прошлый месяц были уплачены страховые взносы. Наша дочка имеет рабочий контракт, который оплачивает страховку, включая нас, ее родителей.

  Мои лекарства от мигрени продают только по рецепту, как впрочем все основные лекарства.  У меня на днях они закончатся. Что мне надо сделать? УХ! Глубокий вдох-выдох!... Звоню дочери, чтобы она взяла в бухгалтерии (которая работает только до 12) распечатку, что были уплачены взносы в прошлом месяце. В выходные я встречусь с дочерью, заберу бумаги и смогу в понедельник пойти в пшыходню (поликлиника). В регистратуре я покажу бумаги, возьму карточку и пойду на прием к терапевту. Там я расскажу о своему проблеме – головных болях, и скажу, что мне надо рецепт от невропатолога. Она выпишет мне скерованнье (направление). Я пойду в регистратуру и запишусь на прием к этому врачу. Хорошо, что к нему в моей поликлинике недолго ждать. А вот к окулисту люди в очередь на полгода вперед записываются… Одна женщина в регистратуре воскликнула: «Так я же ослепну за эти полгода!» Другой вариант идти – в частную клинику, где за прием берут от ста до триста злотых! У невропатолога я попрошу только рецепт. Но он не сможет мне выписать рецепт больше, чем на три упаковки. Поэтому я должна, когда закончатся лекарства, опять к нему идти! А мигрень, по сути не лечится. Таблетки только облегчают и сокращают приступы…

  Я была в частной клинике  у невропатолога. Красиво, фонтанчик в холле. Улыбчивый вежливый, все записывает сразу в компьютер, всегда производит свой классический осмотр, заглядывая даже в зрачки!!! Но мигрень не проходит. Как не проходят стрессы эмигрантской жизни. Нестабильность, неуверенность в будущем – вечные спутники подобных нам. Хотя…

  Подруга из Украины уже полтора года работает без единого случая стресса, ухаживая за больной старушкой. Она проживает с ней в квартире, ей оплачивают отпуск, оформили контракт, на полном обеспечении, и еще деньги получает. К ней приезжают родные, они имеют отдельную комнату, - все довольны. Но не у всех опекунов жизнь в таком розовом цвете. Так же, как на Родине, все имеют разные условия работы и жизни. И стресса там, похоже, не меньше…

  Несмотря на все трудности, материально мы чувствуем себя хорошо. Имеем с мужем по два выходных в неделю. Я даже отпуск недельный имела, но увы, мой ресторан продали, и с января я ищу себе пристанище. Пока только были временные, разочаровавшие  меня в профессии повара…
  В свободном периоде времени сейчас я готовлю и пеку то, что давно не могла сделать – не было времени. Много читаю, борюсь с хандрой, которая неминуема, когда ищешь работу.

  Поляки говорят, что все больше и больше украинцев, не считая белорусов и русских приезжают на ПМЖ. В центре Варшавы практически все рестораны обслуживают украинцы. Много ресторанов открывают сами украинцы. Украинцы работают продавцами в магазинах, научились говорить по-польски. Я на улицах и в транспорте  все больше слышу русский или украинский языки. Мы для Польши спасение, т.к. море поляков уехало из страны работать в другие страны Европы. Поэтому работы много, а работников не хватает. Со мной работал коллега- повар, который не раз прогуливал работу или опаздывал из-за выпивок своих. И его не уволили! С мужем в бригаде работает электриком коллега, который прямо на работе часто пьет, а пиво – три раза в день, и его не увольняют. У них просто не хватает рабочих рук!

  Все мы ждем весны, тепла и решения наших проблем. Здесь, в эмиграции, или там, на Родине. Все нуждаются в нормальных материальных и бытовых условиях. Вот только кто и каким образом пытается это решить – дело личное каждого. Главное ведь – путь!

(Фото автора - часть Старого города в Варшаве)


Рецензии
Да... Елена, уже два года... Трудно, но уж точно не скучно. Вы очень верно заметили, что трудности сплотили Вашу семью, а это дорогого стоит. Уверен, что Вы очень многого достигли и идёте по верному пути. Прекрасно, что Вы стали читать на польском и уже столько книг прочли. Восхищаюсь Вами. Желаю Вам избавиться от головных болей. Мне для здоровья очень помогает ходьба по утрам по часу. Хожу по утрам и молюсь Богу. Бегать у меня не получается, зато начал ходить пешком час утром. Держитесь, Елена, верю в Вас и Вашу семью, что у Вас всё будет хорошо.

Юрий Андрущук   04.04.2017 10:48     Заявить о нарушении
Спасибо за совет и поддержку, Юрий! Сейчас у меня новая работа, на которую я хожу пешком - 20 мин туда и 20 мин обратно. Т.к. устроилась работать няней, то еще едежневно прогулки на свежем воздухе - игры на площадке с детьми. Голова стала реже болеть! Зато времени для чтенияб болььше, когдаребенок спит!

Корсакова Елена   05.04.2017 21:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.