Фонари

ФОНАРИ

Воинский эшелон с 3–й ротой отдельного автомобильного батальона 1355  уверенно шел на восток от места формирования к месту назначения для  уборки урожая 1984 г.
Около ста  автомобилей были погружены на платформы. Три линейных взвода и хозяйственный взвод размещались в двух плацкартных и одном грузовом вагоне-телятнике. Мой взвод был сборным от разных частей дивизии, а два других каждый от отдельных воинских частей. Один от автомобильного батальона дивизии, другой от технической ракетной базы. А хозвзвод от базы тылового обеспечения. Вот моему сборному взводу и достался телятник. Я отказался ехать в офицерском купе и разместился вместе со своими солдатами в телятнике. Тесновато было для 50 человек в этом вагоне, зато не в обиде. У двери поставил солдатскую кровать. На ней и спали мы по очереди с замкомвзводом. Так и ехали без приключений. На третьи сутки заступил дежурить по эшелону. Место дежурное  мое было в плацкарте. Утром, проконтролировав заправку эшелона водой и прием пищи ротой, отправился спать в свой телятник. За себя оставил замкомвзвода. Он с радостью перебрался в плацкарт. Плановых остановок не предвиделось, поэтому я спокойно заснул. Сквозь сон услышал, что поезд остановился. Спал я и не предчувствовал неприятностей. А они уже начали появляться. Было у меня во взводе пара прапорщиков. Были они вороватые по натуре. А на железной дороге соблазнов много. Вот и тут возник такой соблазн. На соседнем пути стоял состав с автомобильными прицепами. Новенькие прицепы, только что сошедшие с конвейера Красноярского завода автомобильных прицепов. У прапоров моих, как только они увидели прицепы, возникло желание поснимать с этих прицепов габаритные фонари, стоп сигналы и фонари заднего хода. Отрядили они несколько бойцов для этого дела, снабдив их необходимым инструментом.
Да вот, уверовав в то, что на железной дороге, как и на почте ничего не теряется, они очень сильно ошибались в своей вере. Фонари с прицепов были сняты уже до них, но не все. Оставалось там всего шесть комплектов. На этих остатках и попались под наблюдение охраны мои горе - грабители.
Слышу – стучат в вагон и просят старшего. Продрав глаза, выглянул из вагона. Тормознулись  мы на станции Камень на Оби. Между путями стоял охранник с овчаркой. На поясе в кобуре болтался наган. Охранник представился начальником смены охраны и сообщил мне о своих наблюдениях. Поднырнув под закладную доску дверного проема, выпрыгнул из вагона. Охранник мне сообщил, что он придержал отправку эшелона для разбирательства. Показал мне машину на платформе, в которую спрятали бойцы, снятые фонари. Заглянув в кузов, обнаружил вещественные доказательства. Было их шесть комплектов. Осмотрели с охранником все прицепы – ни одного фонаря на них не было. Охранник понимал, что сняли остатки. Но, как гласит народная мудрость «кто последний – тот и папа», то и оказались мы крайними.
Договорились мы с охраной, что максимально восстановим эти прицепы. Эшелон был официально задержан. Задержка в пути  начисто срывала все планы опергруппы Министерства Обороны по организации передислокации группировки.
Дабы уменьшить время простоя отдал взводу приказ снять все фонари с машин взвода. А прапоров вороватых послал руководить этой работой. Фонари на взводных машинах были разной конструкции, поэтому прапорам пришлось попотеть при установке этих раритетов. Весело сверлили они отверстия ручной дрелью. Через пару часов все фонари переместились на прицепы. Далее пришлось оформлять акты задержания эшелона. Уже тогда мздоимство начало развращать должностных лиц. Отстегнул свой тревожный денежный запас начальнику охраны. В заначке каждого офицера было 25 р. Деньги, по тем временам, хорошие (минимальная зарплата была 80 р.). Обрадовался он очень этим денежкам. А мне было очень стыдно за всученную мною взятку. Но, выполнить приказ на передислокацию я должен быть, не считаясь ни с чем.
В акте задержания написали номер несуществующей воинской части и номер эшелона, тоже мною придуманный, но похожий на настоящий. Уладив все дела и договорился, что бы нас побыстрее вернули в график движения. И в ближайшее окно наш поезд покатил дальше. А я пошел в штабное купе докладывать о происшедшем и о принятых мерах.
Надо сказать, что пока шли разборки, из вагона не появились ни начальник эшелона майор Купцов, ни сопровождающий нас помощник начальника штаба дивизии по ж/д перевозкам подполковник Котельников. Увидев меня, сходу спросили, сколько я дал начальнику охраны. Получив ответ мой, бросили реплику, что надо было дать в три раза больше. Пришлось парировать, что дал бы и больше, но с их помощью. Они удивленно переглянулись.
В график движения мы все же вписались. О том, как дальше происходила передислокация можно узнать из рассказа «Сухари».
А машины мои всю уборочную и пробегали без фонарей. Правда, вороватым прапорам удалось к концу целины доукомплектовать машины и вернуть их в свои воинские части.

п. Быстрый Исток                1984 г.
п. Звездный                2017 г.


Рецензии