Операция кот. Морская быль

Темно-синий океан дышал. Как огромное животное, медленно перекатывая тяжелые волны.
Июльское солнце ласкало его, проникая в глубину игривыми лучами. А на промысле своим чередом шла работа. «Ураган» принимал в трюма рыбу, консервы, муку. День и ночь, сутки  за сетками таскали на своих плечах матросы паки с консервами да мешки с мукой. Работали по двенадцать часов и к концу смены валились с ног от усталости. До красоты ли им тогда было? До этого ли очаровательного летнего пейзажа? Поскорее бы в койку, да отоспаться до следующей смены.
Но даже в эти напряженные дни были на пароходе люди, которых горячка промысла обходила стороной. Потому что попали они сюда случайно, не имея никакого отношения к морской жизни.  В частности к таким  случайным людям относились учителя заочных школ.
Обязательное среднее образование, провозглашенное нормой в Стране Советов, должен был получить каждый, независимо от профессии и собственного желания. И  первые помощники капитанов скрупулёзно выявляли   «неучей» (а  среди моряков немало было с  восьмилеткой) и, так сказать, «оформляли»  их  на учебу. Понятно, что заставлять моряка посещать вечернюю школу – не реально; слишком мало бывает он  на берегу.
Требовать, чтобы осваивали науки сами, а в школу ходили  экзамены сдавать? Попробуй – уследи за всеми.
Короче, стали на промысел учителей - последить. Как самостоятельно занимаются их взрослые ученики, проконсультировать, принять экзамены.
Учителя от таких командировок не отказывались: тут тебе и бесплатное путешествие на Канары, и командировочные в валюте, и пальмасовские магазины, набитые всем, чего душа пожелает. В общем, как говорится, приятное с полезным вполне совмещается.
Вот таким образом и попал на «Ураган» Юрий Васильевич Крутой. Двадцать пять лет преподавал он физику с математикой, не помышляя о море. А тут – на тебе: отправился на промысел к заочникам, попробуй, что такое моряцкая жизнь. Хотя и сугубо береговым человеком был учитель, но понял, что грех  отказываться от такого предложения. И он решился.
Времени на сборы было мало, и  Юрий Васильевич решил, прежде всего, посоветоваться с соседом (тот полжизни  в море провел, и расставаться  с ним не  собирался).
-Послушай, Остапыч, - обратился начинающий мореход к приятелю, – что с собой-то брать? Ведь не на один месяц отправляют. И вообще, как она там,  жизнь?
- Ты, Васильевич, не робей. Самое главное – сухарей побольше бери. Там, знаешь, борщи варят, а вот с хлебом туго. А в море, сам понимаешь, его не купишь, - охотно разъяснил сосед. – А об остальном не беспокойся: все дают вплоть до носков. Помни главное – сухари.
Всей семьей сушили для Юрия Васильевича хлеб. И отправился наш учитель в рейс  с двумя полнехонькими чемоданами сухарей.
Первым судном, на которое попал Юрий Васильевич был «Шквал». Хорошо на пароходе! Обосновался учитель в каюте. Сразу постельные принадлежности выдали. Кормят сытно и вкусно. Кстати, и хлеб в столовой есть, «на берегу закупили, - решил Крутой.- Интересно насколько его хватит? Ничего, у меня вон сухари есть». В общем, красота!...
Как только вышли в море, старпом пригласил к себе всех новичков, в том числе и учителя. Рассказал, что можно и чего нельзя, ознакомил с правилами поведения. А в заключение, почему-то пристально посмотрев на Юрия Васильевича, добавил:
- В целях безопасности рекомендую спать в спасательном жилете и в каску.
Моряки, хоть и новички на судне, - народ бывалый, и на последние слова не обратили никакого внимания. Только матрос первого класса Новиков их прокомментировал:
-Ну и шутник наш старпом!
На том и разошлись. Для Юрия Васильевича началась новая, непривычная жизнь, полная всяких неожиданностей.
Поздно вечером готовясь ко сну, вспомнил Крутой старпомовскую рекомендацию. Раздевшись, напялил  он на себя жилет, нахлобучил на голову каску и начал укладываться поудобнее. Но не тут - то было. Жилет мешал. «Интересно, как спят в жилетах моряки? – размышлял Юрий Васильевич. – Наверное, привыкли. Это просто поначалу неудобно».
До утра ворочался учитель, переворачиваясь с одного бока на другой. В конце. Концов пришлось спать сидя. Да разве это сон?
Около четырех часов утра измученный новоиспеченный моряк, проснувшись в очередной раз, отправился в туалет. Так в жилете да в каске и пошел. И надо же  случиться, что как раз в это время по коридору шел рулевой матрос, заступавший в 4.00 на вахту. В такую рань он, естественно, еще от сна не отошел – как говорится, поднять подняли, а разбудить забыли.
И тут они и встретились. Увидев вывернувшего на него из-за угла оранжевого монстра, рулевой моментально проснулся. Несколько секунд он стоял, оцепенев. И лихорадочно размышляя, что ему делать – бежать прочь или звать на помощь. Но разглядев «чудовище». Стал… истошно хохотать, прислонившись к переборке и схватившись руками за живот.
_Эй, ты  чего? – испугался за матроса Юрий  Васильевич.
А у того  от хохота уже слезы по лицу градом катились. Разбуженные громким смехом, начали выглядывать из кают матросы. Послышались недовольные возгласы. А так как рулевой все не мог успокоиться, моряки начали по одному выходить в коридор – разобраться, что же там происходит. А увидев Юрия Васильевича во всей красе, тоже не могли удержаться от смеха.

Вскоре хохотала  вся нижняя палуба. А учитель стоял растерянный, в тапочках на босу ногу, в трусах и в жилете, а венчала «наряд» каска.
Он часто моргал белесыми ресницами, не понимая, причины всеобщего веселья. И только через какое-то время до него начал доходить смысл происходящего: ни жилетов, ни касок, ни на ком не было!
- Значит, разыграли?
-обиженно вопрошал, ни к кому не обращаясь, учитель. – А я ведь чувствовал, что  тут что-то нке так. Чувствовал!
Весь день Юрий Васильевичу было не по себе. Как это его, учителя, вот так запросто обвели вокруг пальца? Ну ладно, впредь он будет умнее и не попадется на матросские хитрости.
Все казалось, успокоилось и шло своим чередом. За несколько дней Юрий Васильевич честно отработал свой хлеб, проэкзаменовав судовых заочников, и с чувством выполненного долга важно расхаживал по судну, покуривая на корме, любуясь морскою гладью. В общем, все было хорошо. Вот только мучал его один вопрос: как быть с сухарями?
Посещая  кают- компанию, учитель не раз обращал внимание, что на столах всегда стоят тарелки с сухарями. А у него  их два чемодана. Надо переговорить с буфетчицей, думал он. Но, помня прокол с жилетом, решил действовать осторожно.
Как - то, после полдника, когда в кают-компании никого из экипажа уже не было, он подошел
К буфетчице. Екатерина Даниловна, добродушная женина преклонного возраста. Посмотрела на Юрия Васильевича с крошечными бусинками глаз, так не вязавшихся с ее почти квадратным лицом с двойным подбородком:- Что, за добавочкой пожаловали? Так мы вас быстро откормим, Юрий Васильевич.
Голос у нее был ласковый, как у мамаши, разговаривающей со своим ребенком. И учитель даже растерялся.
-Да нет, Екатерина Даниловна. Что вы, я сыт. Я вот насчет сухарей…
Прервав его, буфетчица вновь зачастила:
- Берите, берите, касатик. Чего стесняться-то? Они и от качки помогают…
Екатерина Даниловна тараторила, одновременно быстро расправляюсь с посудой.
Юрий Васильевич хотел было спросить, как на пароходе заведено: сдавать сухари в общий котел или каждый приносит для себя? Но вовремя передумал и равнодушным голосом осведомиться:
- А вам сухари кто приносит?
- Как кто? – удивилась Екатерина Даниловна, и ее глазки - бусинки даже увеличились в размере. – Сами делаем, естественно. – И она еще раз как – то странно  посмотрела на учителя.
А тот, поняв, что снова чуть не попал впросак, боком, боком выскользнул из кают – компании.
«Черт бы их побрал, эти сухари, - размышлял про себя Юрий Васильевич, нервно вышагивая по каюте. – Из-за них едва не влип. Куда же я теперь с ними? Не приведи господи, кто-нибудь увидит - сраму не оберешься».
В конце концов, он придумал, как избавиться от сухарей. От всех сразу.
Дождался Юрий Васильевич ночи. Вышел на палубу. Все спят. Тишина. Учитель быстренько нырнул к себе в каюту, схватил чемоданы и стрелой кинулся на правый борт.
Оглядываясь.
Словно воришка, начал вытряхивать запасы прямо в море, приговаривая:
- Кушайте, рыбки, Юрия Крутого угощение. Будет вам чем полакомиться. – считай, три дня сухарики сушили…
А море, ворча, принимало дары, и они исчезли в его бездне.
Опорожнив оба чемодана, учитель почувствовал себя счастливым. Подхватил «тару» под мышки и, напевая что-то вроде: «Плыли по морю сухари на волю», отправился в свою каюту.
Но как видно, радость его была преждевременна.
В этот ночной час вздумалось вахтенному помощнику послать матроса осмотреть судно. И – пожалуйста: пару шагов осталось Юрию Васильевичу сделать до каюты, как перед ним возник матрос. Последний буквально остолбенел. Увидев учителя с чемоданом в руках.
-Товарищ учитель, вы что, переселяетесь?! А почему ночью?
Тот, не отвечая, шмыгнул в свою каюту и повернул ключ в замке. Матрос обалдело посмотрел на дверь и, качая головой, двинулся дальше.
На следующий день об этом знал весь экипаж.
Но Юрий Васильевич на вопросы не отвечал и стойко хранил свою «сухаринскую» тайну. И только буфетчица, казалось, о чем-то догадалась. Во всяком случае, наиболее настойчивым она говорила:
-Ну, чего пристаете к человеку? Сон ему, наверное, какой-то приснился. Вот он и ходил с чемоданами. С кем не бывает…
Так и отстали моряки от учителя. И только через несколько месяцев, уже на промысле, поведал Юрий Васильевич о своих приключениях второму механику.
Перекуривали они как – то на корме, слушали, как ревет океан между бортами двух пришвартованных судов, смотрели, как брызги ударяются о стекла иллюминаторов. Тут и разоткровенничался учитель, поведал свои морские тайны. Вместе посмеялись. Но с этого все и началось…
Не знал учитель, что Николай Петрович, второй механик, - большой любитель пошутить. А тот моментально смекнул. Что к чему. И – начал действовать. Да не сразу, а постепенно, подводя почву под ноги.
Для начала подготовил Петрович стармеха, рассказав ему смешные истории новичка и выложив все свои карты. «Дед» заинтересовался и решил подсобить второму, в свою очередь, договорившись со старпомом. И началась «психологическая обработка» пассажира…
Как - то раз, когда учитель разговаривал со старпомом, к ним подошел старший механик и, «наезжать» на старпома.
- Леонид  Матвеевич, в конце – то концов, вы, когда из трюма кота вытащите? Никакой возможности работать!
Старпом, стараясь скрыть улыбку ответил:
-Юрий Алексеевич, вы должны понимать, нет у меня людей, и до конца промысла не предвидится. Или вы не в курсе? Все люди заняты на погрузке. Подождите со своим котом, не до него сейчас.
-Дождетесь! Посидите денек -  другой без вентиляции, по-другому запоете.
- Ну, хорошо – остановил разгорячившегося стармеха Леонид Матвеевич. – Разберемся.
Юрий Васильевич слышал разговор, но ничего не спросил. Решил никуда больше не лезть, раз его это не касается.

Через некоторое время, увидев Крутого неподалеку от старпома, уже второй механик обратился к Леониду Матвеевичу с призывом о помощи.
Старпом отвечал как обычно:
-Нет людей – и не просите. Тогда  второй, искоса глядя на учителя, порекомендовал:
-Нет, так привлекайте пассажира, чего зря баклуши бить, здесь все равны! – И, повернувшись, пошел прочь.
Услышав, что речь о нем, Юрий Васильевич забеспокоился и решил узнать, в чем  собственно дело. Подойдя к старпому, он спросил:
-Какие проблемы, Леонид Матвеевич?
_ Да кот, понимаете, у нас на судне завелся, вот в нем и проблема, - И, не выдержав, засмеялся. Учитель, конечно не поверил.
- Рассказывайте басенки! Ждите – так я  вам и поверил. Оставьте сказочки про кошечек для других, изрек Юрий Васильевич, жестикулируя руками.
- Верьте – не верьте, дело хозяйское, а кот существует. Да спросите любого. И привлечь вас к работе в случае необходимости имеем право. Поинтересуйтесь  у инженера по  технике безопасности. Он вам расскажет.
К тому времени на пароходе большинство уже знали о готовящейся «операции» под названием «Кот» и с интересом наблюдали за развитием событий. Знала об этом и флагманский технолог Нина Григорьевна. Симпатичная женщина с озорными глазами. Вот она-то и решила подлить масло в огонь.
За обедом, когда Юрий Васильевич доедал второе, она заговорила про кота, обращаясь к рефмеханику:
-А вы знаете, Иван Никитич, что того кота совсем затравили? Он уже и носа не показывает. Не люди – звери собрались на пароходе. Юрий Васильевич чуть не подавился.
- Не верьте им Нина Григорьевна! Нет никакого кота. Эти интриганы и вам лапшу на уши навесили. Женщину легко обмануть.
- Недавно я сама слышала, как он мяукал в трюме, - запротестовала технолог.
-Вам просто показалось, - пытался переубедить ее учитель.
- Да что с вами разговаривать! И вы с ними заодно против несчастного кота. Вот из-за таких живодеров животные и звереют!
Сказав это, Инна Григорьевна запила все компотом и гордой походкой вышла из кают – компании. Следом за ней выскочил второй механик. – Ну, Ниночка, честно говоря, не ожидал, не ожидал, - с восторгам глядя на технолога, восхищался он. – Как настоящая актриса сыграла. Честное слово.
Нина улыбнулась:
- Не о чем пока говорить. Подождем результатов.
Между тем Юрий Васильевич никак не хотел верить в историю с котом. И поэтому коллективная обработка продолжалась.
Такова уж человеческая натура: слыша везде одно и тоже, учитель начал потихонечку поддаваться. Хоть и сильно он сомневался, но общее давление подействовало. «Черт его знает может, и правда попал он каким-то образом на судно. Надо поговорить со вторым», - решил, наконец, Юрий Васильевич.
Подкараулил он Николая на спортплощадке и, среди прочих «светских» разговоров, так как бы, между прочим, поинтересовался котом. Второй механик внутренне ликовал: наконец достали тебя, голубчик!
А вслух сказал несколько грустновато:
- Вы вот ходите, нечем вам заняться, а мы вентиляцию не можем отремонтировать, знаете, что с мукой будет? – И  сам ответил на свой вопрос: - Она, дружочек вы наш, может самовозгореться. И тогда тю-тю – поминай, как звали.
-Кого звали? – не понял Юрий Васильевич.
-Да всех нас. Сгорим – и пикнуть не успеем.
Ну, так ремонтируйте ее поскорее эту вашу вентиляцию  - будь она трижды неладна! Я тут при чем! – вскипел учитель.
-«Ремонтируйте»! передразнил его Николай.
-Вы что, про кота не слышали? Поймите же, дубовая ваша голова: кот поселился в колодце. Колодец в трюме, а трюм уже загрузили рыбой, поэтому включен холод. Но вылазить оттуда кот, скотина безмозглая, не хочет. Потрошит себе паки с рыбой… А тут еще и мешок с мукой разодрал – могу показать.
Коля подвел пассажира к открытому люку, и, заглянув внутрь. Они действительно увидели разорванный мешок с мукой. Видимо когда носили муку в твиндек. Один мешок за что-то зацепился и мука из него просыпалась. Так все и осталось, словно специально, чтобы убедить Юрия Васильевича.
А Николай, между тем, начал расписывать учителю. Как собственными глазами видел кота:
- Не кот – людоед настоящий: огромный, рычит…
Но Юрий Васильевич, хотя и поверил уже в существование «зверюги»,  стоя на своем: в трюм добровольно не полезет, а заставить его не имеют права.
И тут, словно чтобы развеять всякие сомнения учителя насчет его прав и обязанностей, к ним подошли старпом и инженер по технике безопасности.
- Юрий Васильевич,
- обратился к учителю старший помощник, - готовьтесь. Во избежание дальнейших неприятностей завтра и начнем…
- Извините, но…
-Возражения учителя прервал инженер, ткнув ему под нос Устав, которым разрешается привлечение пассажиров к авральным работам.
- Сами понимаете: ситуация экстремальная, поэтому я даю разрешение на привлечение вас к этой работе.
…И все с нетерпением начали ждать утро.
А учителю не спалось… Он представлял схватку с котом – людоедом и, забыв о красоте величественного океана, проклинал тот день. Когда согласился отвратительное плавание. И он решил, что больше ни за что, ни за какие деньги не подвергнет себя подобному испытанию.
Утром за пассажиром зашел боцман.
-Юрий Васильевич, вы готовы? Пора приступать Мы вам спецодежду выдадим. Пойдемте, я помогу одеться.
И он повел пассажира к каюте, где горкой лежали предназначенные для Юрия Васильевича вещи. Сначала надели ватный костюм, затем, сверху резиновый фартук.(2Чтобы не поцарапал когтями», - пояснил боцман). Потом сапоги, варежки, подшлемник и каску. В руку учителю дали пожарный топор (для успокоения души). И завершал комплект самообороны страховой пояс.

-Готово! – внимательно осмотрев получившееся произведение, сказал боцман. – Вам теперь не только на кота, на крокодила можно ходить.
- Ограничимся котом, - пробурчал взмокший в ватнике Юрий Васильевич. В тропиках лето жарковатое. Что не говори.
Вывел боцман неуклюжее, спотыкающееся чудо и повел с кормы через всю надстройку к первому трюму, держа за страховочный пояс, как за поводок. Старпом, стармех, второй механик и весь штаб промысла били начеку и поджили их у трапа. Народ, кто еще не знал о проделке, заинтересовался, увидев, что в такую жару ведут пассажира, одетого как на Северном полюсе.
-Эй, вы это куда направились? – крикнул кто-то с палубы.
-Кота вылавливать! – ответил боцман, усилием воли сохраняя строгий вид. – Вам некогда, вот и приходится пассажира привлекать.
Юрий Васильевич только тяжело вздохнул.
Толпа, давясь от смеха, а там было над чем посмеяться, побросав все дела, следовала за ними.
Даже повара с камбуза прибежали посмотреть на зрелище: не каждый день такое бывает.
Вся процессия подошла к трюму, где уже поджидала другая компания.
И тут из трюма вылез матрос Шевченко в обыкновенных рабочих брюках и курточке. Юрий Васильевич вытаращил из – под каски глаза.
А…а…а… Где кот? – запинаясь, произнес он.
Матрос моментально смекнул, что это розыгрыш, и, подыгрывая присутствующим, махнул рукой в сторону надстройки, безразличным тоном произнес:
- Он у меня в каюте.
Шевченко еще не успел докончить фразу, как пассажир тут же у трюма моментально разделся и был таков.
На следующий день после розыгрыша комедии смеялся весь пароход. Да и не только «Ураган» - и соседние тоже. А Юрий Васильевич ходил за матросом и требовал показать ему кота. Наконец Швечков, разразившись хохотом, объяснил, что никакого кота нет. И тогда потребовалось опять некоторое время, чтобы убедить учителя в обратном.
Пробежался Юрий Васильевич – да на кого обижаться, коли сам попался на удочку. И не один раз. Понял тогда он, что не место ему на флоте. Вспомнил учитель любимую школу и решил больше никогда не расставаться со своим родным городом и с семьей.
А по пароходам и сейчас ходят истории, произошедшие с Юрием Васильевичем Крутым. И так же хохочут моряки, вспоминая их.




 


Рецензии