9. 23. В пути

Если верить все тому же архиву погоды на одном из сайтов, 7 апреля было минус четыре, шел небольшой снег.

Соскучившись по прессе, командиры купили в киоске «Союзпечати» газеты не первой свежести.
В те дни Совинформбюро публиковало «Итоги зимней кампании Красной Армии (с 10 ноября 1942 года
по 31 марта 1943 года)».
Пока решался комендантом вокзала вопрос об их отправке, успели проштудировать это сообщение.

В нем отмечалось:
«За время зимней кампании советские войска нанесли вражеским армиям тяжёлые военные поражения.
Красная Армия нанесла немецко-фашистским войскам крупнейшее в истории войн поражение под Сталинградом,
разгромила немецкие войска на Северном Кавказе и Кубани, нанесла ряд тяжёлых поражений врагу
в районе Среднего Дона и Воронежа, ликвидировала вражеские плацдармы на Центральном фронте
(Ржев — Гжатск — Вязьма) и в районе Демянска, прорвала блокаду Ленинграда.

За 4 месяца и 20 дней наступления Красная Армия в труднейших условиях зимы продвинулась на запад
на некоторых участках до 600—700 километров.
Советские войска освободили от немецких захватчиков огромную территорию в 480.000 квадратных километров.
В результате наступления Красной Армии были очищены от врага районы страны, имеющие важное экономическое
и военно-стратегическое значение…»

Далее подробно перечислялись наши трофеи: сколько захвачено и уничтожено самолётов, танков, орудий,
миномётов, пулемётов, винтовок, снарядов, патронов, автомашин, паровозов, вагонов и другого военного имущества.

Внушительными были цифры потерь противника: свыше пяти тысяч самолётов, более девяти тысяч танков
и двадцати тысяч орудий.
С 10 ноября 1942 года по 31 марта 1943 года захвачено в плен 343.525 вражеских солдат и офицеров.
За это же время противник потерял только убитыми более 850.000 солдат и офицеров.

Комендант на железнодорожном вокзале в Котельниче отправил фронтовиков на Горький (Нижний Новгород).
И снова лейтенант Пискунов проехал родные места – Саранск и Рузаевку.
Постоял, покурил на одном перроне, потом на другом.
И там и там по платформе прохаживался офицер ВОСО (военных сообщений), военный железнодорожник.

Навстречу шли санитарные поезда.

Не исключено, что команда возвращавшихся на фронт могла увидеть на запасном пути какой-нибудь небольшой станции
такую вот картину.
Она живописно изображена в романе Акулова «Крещение»:
«бесконечная вереница платформ, загруженных внавал искалеченными пушками, тягачами и автомашинами
с измятыми кабинами и кузовами.
 
Вся техника была выкрашена в непривычный, дикий серо-мышиный цвет и уж только поэтому казалась враждебно-чужой.

На одной из платформ лежала расколотая башня танка с чудовищно толстой броней и расщепленной на конце пушкой.
На задымленном боку башни был хорошо виден крест – черное с белым.»
{14.67, с.16}


Рецензии