И второй жизни у меня не будет!
...Вот картинка из далёкого счастливого детства. Популярный детский зарубежный сериал про мальчишку по прозвищу Кале-сыщик перекочевал с экранов чёрно-белых телевизоров в детские дворы и на улицы. С короткой стрижкой, в красных кримпленовых брюках, всегда быстрая и громкая она, как никто другой, подходила для роли мальчишки «сорвиголова». Каждый раз, когда третьеклашки собирались поиграть в сыщиков, Ритка по праву перевоплощалась в киношного героя.
В ту пору она была безоговорочным лидером одноклассников, любила покомандовать, обожала играть в прятки, крестоносцев, штандер и другие всевозможные игры с беготнёй, догонялками и озорством.
Тот же третий класс, идут занятия в любимой ею «продлёнке». Она одна из первых порешала все примеры и задачку, красивым старательным почерком вывела строчки заданного упражнения, выучила стишок и уже готова бежать играть в школьный двор. Полина Георгиевна, добрая и строгая одновременно, тоном, не терпящим возражения, обращается к Рите: «Славик без твоей помощи с математикой не справится, объясни ему, как решать второй пример, пока я проверяю у других». «Рита, проверь по учебнику упражнение у Люды, если есть исправления или ошибки, пусть переписывает», - уже следующее поручение несётся вдогонку к предыдущему.
Наконец, учительница отпускает Риту поиграть. «Ура! Долгожданная воля!». Ребята постарше вовсю носятся по футбольной площадке. Через минуту Ритка уже гоняет мяч наравне с ними. После футбола затеяли игру в погонялки: шумно, весело, здорово.
Четвероклассница Рита – звеньевая пионерского третьего звена. Её звено получилось особенным – одни девчонки, все живут в центральной части посёлка. Заводная Ритка любит быть в центре событий, всё делает быстро и стремительно. Одно в ту пору мешает ей быть абсолютно счастливой, она очень …. обидчивая.
Сейчас она даже не вспомнит, на что обижалась. Запомнилось, что после ссоры с лучшей подружкой, они шли из школы домой параллельными переулками, каждый раз встречаясь взглядами на очередной улице своего маршрута. Помнила и то, что подружка каждый раз ехидно заявляла, «нервные клетки не восстанавливаются», что злило Ритку ещё больше.
Теперь Маргарита понимала, что Светка просто повторяла слова матери, женщины чуткой, заботливой, но строгой и закалённой нелёгкой жизнью. Она растила дочку без мужа, живя с тёткой, заменившей ей мать. Мама Зои Григорьевны умерла много лет назад, не успев увидеть ни повзрослевшую умницу дочь, ни внучку. Зоя Григорьевна, обожавшая свою дочку Свету, учила её быть сильной и независимой с самого детства.
Маргарита не знала, говорила ли Зоя Григорьевна Светке напрямую о её исключительности или нет. Просто ей удалось воспитать в дочке чувство уверенности в том, что та делает, говорит, носит. Скорее всего, она не позволяла ей раскисать от неудач или чьих-то обид. Зоя Григорьевна не могла допустить, чтобы дочь без отца чувствовала какую-то обделённость и хоть в чём-то уступала девочкам из полных семей. Ей нельзя быть слабой, иначе «съедят».
Перед Новым годом в классе готовят танец марсианок. Светку не берут. Хореограф из школы категорична: «У Светы нет чувства ритма, она не попадает в такт музыки, никакой синхронности в движениях с другими девочками». На следующий же день Зоя Григорьевна (член родительского комитета класса, автор новогоднего классного сценария) придумывает для Светланы сольный танец индийской девушки. Приглашает в помощь знакомого хореографа из музыкальной школы. Изумительный танец! Светка затмевает всех танцующих!
Ритка же, несмотря на смелый и бойкий нрав, росла в тепличных условиях. Мама, папа, бабушка, старшая сестра, множество родственников и друзей семьи …. Всегда кто-нибудь пожалеет, прислушается к капризам, побалует.
Нерешительность и зависимость от морального давления окружающих стала проявляться лет с двенадцати, когда Ритке стал не нравиться сначала её внешний вид (слишком, по её мнению, большой нос, белесые ресницы, невыразительные глаза). Потом она стала стесняться своей, как ей казалось, тяжёлой походки. А дальше – больше…. Теперь перед тем, как что-то сказать или предложить, Рита долго сомневалась в правильности своего слова или действия. Её всегда волновало, а будет ли это правильно, а что, если это кого-нибудь обидит или кому-то навредит.
Возможно, в тот период взросления ещё можно было бы что-то изменить в её формирующемся характере и мироощущении. Но близкие, при всей любви к ней, были очень занятыми людьми, и Ритины «проблемы» казались мелкими и неважными. А самое, пожалуй, главное – в их семье не было принято хвалить детей, гордиться вслух их достижениями и удачами. И, несмотря на серебряную медаль и множество почётных грамот и благодарственных писем, школу Рита окончила с внушительным набором разных комплексов.
...Не расплакаться ей всё же не удалось. Рите опять стало обидно за себя, за так бездарно проходящую жизнь.
Она давно уже не Ритка, а Маргарита Андреевна, для многих – довольно удачливая самостоятельная женщина средних лет. Работа (дающая определённый социальный статус и не позволяющая помереть с голоду), взрослеющая дочь (такая родная и близкая), любимый мужчина (вернувший ей после развода с мужем чувство женского счастья), подруги и родные (всегда готовые помочь или хотя бы выслушать), - всё как у множества женщин её возраста, а, может, даже и больше.
Но всё чаще и чаще она начинала задыхаться, комок стоял в горле, и ей хотелось одного – плакать. В душе появлялось омерзительное чувство жалости к себе, такое унизительное и разрушающее. Оно захватывало её целиком и долго не отпускало. В эти «тёмные» периоды всё в её жизни выглядело просто ужасно.
Работа, казалось, давно уже не приносила ей не только удовольствия, но даже элементарного удовлетворения. Что бы Маргарита ни сделала, она всегда оглядывалась на кого-то, не позволяла себе настоять на своём, лишь робко высказывая свои доводы. Маргарита считала, что любой другой сделает всё качественнее и талантливее. В ней росла боязнь сделать что-то не так, как надо. А ведь и в институте она училась очень хорошо, и на работе пользовалась неподдельным авторитетом, искусно маскируя все свои комплексы. Но в периоды «накатывания» этой зловещей черноты она как будто оставалась совсем без сил, ей даже не хотелось сопротивляться.
В такие моменты с дочерью отношения не клеились. Маргарите казалось, что Даше до неё нет никакого дела. Любая резкая нотка в голосе дочери воспринималась как трагедия и вызывала бурю негативных эмоций со слезами и криками. В голове стучало лишь одно: «Я ей не нужна, я ей мешаю».
Любимый человек занимал большую часть её жизни. Он был её счастьем, но только благодаря её чувствам и эмоциям. Как только её эмоции меняли цвет с яркого на тёмный, а знак с плюса на минус, она видела в нём равнодушного и эгоистичного человека, который совсем не хочет и не умеет отдавать. Ей хотелось, чтобы он делил с ней её мир, её пространство. А он был обыкновенным человеком со своими желаниями, потребностями и представлениями о жизни.
Сестра, подруги, родные оказывались вдруг какими-то далёкими. Они не понимали её «сложностей», ведь внешне всё было хорошо. Да и общаться в такие моменты ей совсем не хотелось.
Умом Маргарита осознавала, не всё так плохо, прекрати копаться в себе, своих паутинах и лабиринтах. Но как остановить эту «тёмную» силу она не понимала.
В жизни Маргариты были страшные потери близких. Ей знакомы отчаяние и тоска, и такие чувства тогда были объяснимы. Как никто другой Маргарита знала, главное- здоровье и благополучие любимых и дорогих тебе людей. Но как побороть внутреннее неприятие своей сегодняшней жизни? Как «перезагрузить» себя? Она забивалась в свою скорлупу и только в ней чувствовала себя спокойно. Маргарита всеми своими клеточками понимала, что это неправильно, что так быть не должно. Но непонятно откуда и как возникающий страх загонял её в эту жуть с чудовищной силой.
Постоянные сомнения, тревоги, колебания разрушали её изнутри и мешали радоваться так стремительно убывающей жизни.
Когда «темнота» рассеивалась, а силы и желания возвращали её в нормальное жизнестойкое состояние, Маргарита даже недоумевала. Ей трудно было объяснить самой себе, почему пару дней назад всё было так катастрофично плохо и хотелось одного- выть.
Пока же день снова проходил за днём в будничной суете, с его радостями, хлопотами и житейскими проблемами. Будущее виделось оптимистичным и жизнеутверждающим. Маргарите казалось, что она может свернуть горы. Так оно и было. Она много и с интересом работала, встречалась с подругами, легко и непринуждённо общалась с коллегами и просто знакомыми. Маргарита очень надеялась, что приступы апатии и «черноты» на этот раз исчезли из её жизни окончательно. Она честно старалась не допустить их в свою жизнь.
«Не поддаваться, не хандрить, держаться! Я всё делаю правильно, я сильная, умная и успешная! У меня всё хорошо! Я счастливая женщина! Я заботливая, любящая мать и хочу стать такой же бабушкой! Жизнь просто удивительна и замечательна, и второй жизни у меня не будет!» Маргарита как заклинание изо дня в день повторяла эти строки. Она всеми силами заставляла себя поверить в то, что человек, действительно, хозяин своей судьбы, пусть даже она предначертана ему свыше!
Свидетельство о публикации №217031002185
А в Вашем рассказе в общем-то есть и ответы. Конечно, нет ничего однозначного, но, по-видимому, права в воспитании мама Светы.... Тут можно говорить и говорить. Этим-то и хорошо Ваш рассказ.
Всего Вам, Марина, доброго и светлого!
С уважением, Александр.
Александр Самунджан 07.11.2017 18:27 Заявить о нарушении
Рита не отчаивается, это главное.Понять, что ты, как и твоя жизнь, единственна и неповторима, уже победа над собой, своими комплексами и настроением (вернее, его отсутствием).
Вам всего наилучшего!И отличного настроения!
С уважением, Марина
Избицкая 07.11.2017 23:30 Заявить о нарушении