Путёвка в жизнь

Он сидел на лавке, глубоко погрузившись в свои невесёлые мысли, когда к нему подошёл Старик и, сев рядом, спросил - Что, парень, плохо?
Олег нехотя поднял голову и прямо перед собой увидел странные глаза Старика. В них было столько добра, участия и какого-то непонятного всепроникающего света, что внезапно захотелось всё рассказать.
- Рассказывай - подтвердил его мысли Старик.
- О чём вам рассказывать?
- О том, из-за чего тебе плохо.
- А, что, вы действительно хотите это услышать? - на всякий случай переспросил Олег.
- Да, я хочу тебя выслушать, понять, а если это возможно, то и помочь.
- Хорошо. Я вам расскажу, но учтите, приятного будет мало.
- Это понятно. Из-за доброго не грустят.
- Ну, слушайте. С самого детства меня влекло к себе небо. Оно притягивало своей кристально чистой красотой, необъятным простором и какой-то бесконечной свободой. Но непреодолимой преградой к небу стала моя инвалидность. Меня бы не допустили до штурвала даже самого маленького, самого лёгкого самолётика. Я же мечтал летать на тяжёлых, высокоскоростных транспортниках. Из-за инвалидности меня зачислили только в спецшколу, а с таким образованием дорога в институты закрыта. Да что там говорить об институтах, когда не во всякое училище берут.
В пятнадцать лет я познакомился с девушкой. С ней время не шло, а пролетало. Наша дружба незаметно переросла в любовь. Мы уже не могли прожить и дня, не увидев друг друга. Но однажды я понял, что Надя не для меня. Она здоровая, красивая девушка, а я инвалид. Она просто замучилась бы со мной жить. Я этого допустить не мог. И поэтому сделал всё, чтобы мы расстались.
А дальше наступила тоска. Да такая, что думал уже не выберусь из этого страшного состояния. И может быть, от отчаяния я написал в журнал объявление, где предложил свою помощь, таким как я. Хотелось уйти от своих чувств, решая чужие проблемы. Мне это почти удалось. Просто порой бывает, что чувства берут надо мной верх и тогда становится очень плохо. Как сейчас. Ибо никому ещё не удавалось полностью убежать от самого себя. Кроме того я устал. Устал от постоянного одиночества. Вокруг люди учатся, работают, влюбляются. Жизнь кипит. И только я, снова и снова, остаюсь один. Старик слегка усмехнулся.
- Парень, сколько тебе лет?
- 26.
- И ты считаешь, что во всём плохом в твоей жизни виновата инвалидность? А если бы тебе предложили начать жизнь заново и при этом быть здоровым, ты бы согласился?
Олег рассмеялся. - Конечно же! Надо быть полным идиотом, чтобы отказаться от такой возможности.
Буквально из ниоткуда в руках старика появился лист бумаги.
- Прочти и, если согласен, подпиши. - Это оказался довольно странный документ, дающий право его владельцу начать жизнь заново с изменением некоторых жизненных обстоятельств.
- И вы хотите, чтобы я это подписал? Но это же полный бред! Человек не может дважды прожить свою жизнь. Это невозможно!
- Иногда возможно.
- Ничего не понимаю... С досадой сказал Олег.
- Слушай внимательно. Подписав этот документ, ты сможешь завтра начать свою жизнь заново.
- И дата моего рождения останется прежней?
- Всё останется прежним, кроме одного — ты будешь здоровым.
- И всё-таки это бред.
- А ты попробуй. Ведь если это окажется бредом, ты ничего не потеряешь.
- А что вы хотите взамен? - с подозрением спросил инвалид.
- Твоё ПОНИМАНИЕ своих прошедших страданий.
- Вы хотите сказать, что я не буду помнить о своих прошлых мучениях? - удивился Олег.
- Ты меня не понял. Ты сможешь вспоминать о своих страданиях, но ПОНИМАТЬ ты их не будешь. Да и зачем тебе такое понимание? - снова усмехнулся Старик.
- Это всё? - недоверчиво спросил Олег.
- Нет. Я хотел бы встретиться с тобой в этот же день в 26 лет твоей новой жизни.
- Хорошо, Мы с вами встретимся. Я подписываю ваш контракт.
********

Спустя 26 лет их встреча состоялась вновь. Старик поприветствовал Олега первым.
- Привет, парень. Как дела?
- Отлично. Сами видите - майор транспортной авиации.
- Да уж... Стать майором в 26 лет под силу не каждому. Так, пожалуй, и генералом станешь. А как личная жизнь?
- Великолепно. Женился на Наде. Она оказалась потрясающей женой. Значит ты всем доволен? Олег замялся.
- Не совсем... Понимаете, меня не покидает такое чувство, будто я что-то очень важное безвозвратно упускаю. Но, что именно, сам понять не могу. Хочешь, подскажу? Подскажите.
- Помнишь своих друзей по переписке, которым ты взялся когда-то помогать и дал им надежду? Оставшись без твоей поддержки, Вера покончила с собой из-за того, что в трудный момент ей не с кем было поговорить. Лена окончательно замкнулась в себе, почувствовав, что никому не нужна со своими проблемами. Игорь в глубоком отчаянии из-за полного отсутствия надежды и понимания. Вот что с ними стало без твоего участия в их жизни.
- Неужели это всё из-за меня!? Выходит я много значил в своей прошлой жизни? Каждый человек, если захочет, может много значить. Ты, Олег, был очень нужен людям. Но и люди, нужны были тебе. Ты жил только для них. Ты был для них неисчерпаемым источником энергии. У тебя был дар - помогать людям. Став здоровым ты потерял этот дар.
- Но почему?
- Я забрал у тебя ПОНИМАНИЕ твоих страданий в прошлой жизни. А как человек, не понимая своих страданий, сможет понять чужие? Он может лишь пожалеть страдающих людей, но почувствовать их боль — нет.
- Выходит, став здоровым, я предал своих друзей? - потрясённо спросил Олег, Да. Быть лётчиком трудно. Но быть инвалидом и при этом помогать людям ещё труднее. Именно такая помощь важна больше всего. Когда человеку самому очень плохо, но он всё равно помогает другим — это сила. Сила духа, сила воли.
Олег протянул руку - Дайте мне эту путёвку в жизнь. Получив контракт назад, он решительно порвал его.
- Смотри не пожалей о том, что ты сейчас сделал. Ведь разорвав контракт, ты снова станешь инвалидом.
- Лучше быть больным инвалидом, чем здоровым предателем. Старик встал со скамейки и дружески пожал ему руку. Спасибо тебе, парень. За что?
Я встретил мальчишку, а прощаюсь с настоящим человеком. Олег грустно посмотрел на него. - Можно задать вам один вопрос? Ведь, похоже, вы всё знаете.
- Можно. Задавай.
- Надя любила меня, когда я был инвалидом?
- Она всегда любила, и будет любить только тебя. Но если в своей прежней жизни ты предал только её, то став здоровым, предал гораздо больше людей. Завтра ты снова станешь инвалидом. И завтра ты снова будешь один. Но при этом не будешь одинок. Ты не лишний в этом мире. Ты нужен ему. Каждый занимает в жизни то место, которое ему лучше всего подходит. Но не каждый делает при этом всё, что от него зависит. И ты тоже не делал всего, что мог. Но всё же ты пытался. А это уже внушает уважение. Пусть небольшое, но всё же уважение.
- Неужели это все, правда?
- Правда. Нужна будет моя помощь — обращайся.
- Как с вами связаться и, вообще, кто вы? Старик рассмеялся.
- А ты что, ещё не понял кто я?
- Неужели...
Да-да... - услышал Олег и зажмурил глаза от ослепительного блеска, исходящего от старика. А когда он снова открыл их, то никого уже не было.


Рецензии