Обретшие веру

Живя в Израиле в начале 90-х, я иногда встречал очень интересных олим*. Они отличались ясным взглядом, ровной осанкой, возвышенными речами и успокаивающим, почти укачивающим голосом.

Они с благоговением говорили о религии, обрядах, о длине юбки, о кошруте, святости субботы...

Они, снисходительно улыбаясь, рассказывали о письмах, которые получали от дальних родственников ОТТУДА.
Умилялись тем, что те заканчивали свои письма словами 'Да поможет вам бог'. А ведь когда они уезжали - их считали предателями, боялись прийти на проводы, боялись за свой партбилет, свою комсомольскую характеристику.

...
Вокруг таких людей в поселениях 'на территориях' обычно бегают ребятишки с длиннющими пейсами, которые, казалось, прилеплены к ним с самого рождения.
Их родители первые дни жизни своих дитятей встречают словами Алеф, Бет, Гимел... Первыми буквами ивритского алфавита - теми первокирпичиками, на которых будет строиться их вера, почерпнутая из бесконечного количества книг.

И всё-таки, верующие, впитавшие веру вместе с молоком матери, вместе с первыми словами, услышанными от родителей - отличаются от Обретших Веру.

Для первых - поклонение богу идентично поклонению солнцу. Он, как и солнце, был всегда. Таким же далёким, огромным и загадочным. С самого рождения. И никто не ставил это под сомнение.

Для олим хадашим*, вырванных из совка - с его партийной дисциплиной, ежедневной повсеместной ложью и лицемерием, гонением инакомыслящих - принятие и осознание новой для них религии, религии их отцов и дедов, между прочим - было душевной ломкой. Ломкой в хорошем смысле слова. Ломкой наоборот. Излечением.

Нужно было видеть эту вчерашнюю комсомолку, спрятавшую свои роскошные волосы под шапочку, а то и под парик. Эту готовность каждый год рожать, упоение святой субботой, миквой. Благоговейное ступание по святой земле - каменистой и суровой, но по которой ступали её далёкие предки, когда-то изгнанные, и вот теперь вернувшиеся в её лице. Да, у неё будет очень много детей. Её муж, пришедший к врачу на последнюю перед обрезанием проверку и консультацию, с упоением рассказывает об истории квартала, где находится поликлиника. Называет целую вереницу каких-то равов, цадиков, живших прямо здесь, за углом. В этом веке, в прошлом, в позапрошлом. Длинный список фамилий. И как он их запомнил? В глазах и какая-то загипнотизированность, и... страх перед союзом с богом.**

Я у врача по поводу только-что выведенного из моих внутренностей через капельницу небольшого камушка. Он обещает какие-то лекарства, слушает, щупает. Потом, заметив непорядок в моём бренном теле, спрашивает - планирую ли я сделать обрезание. Я говорю - нет, мне это не нужно. Он с подозрением смотрит на меня: Еврейка ли моя мать?
Нет говорю, не еврейка. Он с облегчением вздыхает и кричит:
- Следующий!
- Доктор, а лекарство?!
- А-а, да-да-да, сейчас выпишу.

Он тоже из Обретших Веру. И, как и другие, ищет себе подобных, он им рад, он их приветствует. Он их к себе притягивает, он тянется к ним. Он кромсает их плоть и душу по своему образу и подобию. Он счастлив - своей жизнью, своей работой, своим высоким предназначением. Он - как апостол Пётр у врат рая, только вместо ключей - у него резак моэля.

Но постепенно все они - Обретшие веру, сливаются с остальными верующими. Их уже почти невозможно отличить. Наверное, человеку дано правильно распоряжаться своим телом, своим временем, распорядком дня, следованию ритуалам и молитвам. Но невозможно полностью распоряжаться своей душой. Править душу, как длину юбки или длину крайней плоти. Не в состоянии человек бесконечно долго хранить в глазах этакий блеск - блеск перед новизной, перед откровением. Наверняка такие люди есть, но они тогда - и не совсем люди, немножко чокнутые, юродивые - как их называют в православном народе, цадики. А многие считают их душевно больными!
Я бы назвал их - с душевными отклонениями. Вопрос - отклонениями в какую сторону - лучшую или худшую, праведную или неправильную?

--------------------------------
* Олим - Взошедшие или Олим Хадашим - Новые Взошедшие. Т.е. вновь прибывшие в Израиль, взошедшие к нему.
** Обрезание, или Брит-Мила, т.е. союз слова, союз со Вс-вышним.


Рецензии
Приятно было послушать интеллигентного человека, способного делиться мыслями и впечатлениями без экзальтации и ангажированности.
Спасибо Вам.
С уважением,

Томас Твин   10.03.2017 08:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Томас.

В Вас чувствуется интеллигентный человек :)

Владимир Узланер   13.03.2017 14:50   Заявить о нарушении