Берегиня

БЕРЕГИНЯ
Я не охотник по своей натуре. И, если уж нет возможности бродить по лесу, собирая грибы, то из двух занятий на выбор: охоты или рыбалки, я вне всяких сомнений выберу последнее.
У местной элиты в лице председателя и агронома той самой поволжской деревни, куда я с такой охотой каждое лето отправляюсь в отпуск на постой к своей неизменной хозяйке, доброй бабушке Марусе, существует традиция. Раз в месяц они всей честной компанией выезжают в выходной день развлечься, и потешить свое мужское самолюбие. Собирается человек десять мужиков, и разделившись на два лагеря, едут кто в поле на охоту за кабанами, волками и прочей дичью, а кто на реку наловить рыбки для копчения или же наваристой ухи. Примкнув к последним, я вот уже в третий раз на своей памяти, трясясь по ухабам в зеленом УАЗике и обрядившись в защитного цвета энцефалитный костюм, терпеливо ждал, когда группу рыбаков высадят на берегу извилистой реки.
Попрощавшись с пятеркой мужиков, сжимающих в руках ружья, и условившись о времени возвращения, я с любителями рыбной ловли покинул местное чудо машиностроения, прихватив с собой рюкзак и пару удилищ.
Наша компания разбилась на два лагеря, и спустя пять минут на разбитой дороге остались только я и мой местный приятель Федор. Остальные рыбаки поспешили занять свои насиженные места.
Федор ту же поставил меня в известность, что собирается рыбачить возле старого дерева, дав мне понять, что занятие, ради которого мы сюда прибыли интересует его в самую последнюю очередь.
В первый раз, когда я, не подозревая ни какого подвоха, пошел со своим знакомым к тому самому старому дереву, выяснилось, что место это представляет собой небольшую полянку, от которой до реки было еще приличных метров сорок. Федор подсуетился, и спустя несколько минут расстелил на поляне пакет, выставив на него всю свою провизию: яблоки, пучок лука, горбушку хлеба, несколько вареных яиц, фляжку с водой, и самое главное, бутылку с мутным содержимым, от употребления которого я благоразумно воздержался. Пока наши охотники и рыболовы добывали трофеи, Федор уговорил содержимое прозрачной тары, и пустился в длинную дискуссию о своей нелегкой деревенской судьбе. Не имея другого выбора, я был вынужден коротать тот длинный вечер, выслушивая жалобы Федора и считая минуты до того самого часа, когда за нами должен был подъехать УАЗик с председателем и агрономом. Свою удочку мне не пришлось тогда даже расчехлить.
Наспех сообщив Федору, что я хочу испытать удачу в месте, которое мне посчастливилось обнаружить в прошлый раз, я, оставив приунывшего друга в одиночестве, направился в противоположную от него сторону. Потеряв ко мне всякий интерес, Федор побрел в сторону своего любимого старого дерева.
Вечер выдался несколько прохладным и влажным. Я бодро шагал по тропе, заросшей по краям высокой травой, и вдыхал полной грудью чистый, не испорченный городскими продуктами жизнедеятельности, воздух. Где-то над моей головой, в кроне редких, но высоких деревьев весело пела какая-то птица, перепрыгивая  с ветки на ветку.
Вскоре мне на пути попался знакомый брод, что указывало на то, что я держу верное направление. Перебравшись через неглубокий ручей, я продолжил путь, свернув на тропинку, убегающую в левую сторону. Тропинка вывела меня на развилку, от которой я направился, на этот раз вправо. Не успел я сделать и с десяток шагов, как мне наперерез торопливо бросился ежик. Не обращая на меня ни какого внимания, колючий комок, пересек дорогу, и исчез в зарослях зеленой травы. Я улыбнулся ему в след, и с легким сердцем продолжил свой путь.
Оставшийся путь до небольшой заудины, я преодолел без особых происшествий.
Следующие полтора часа я провел в свое удовольствие. Раскладную удочку я закинул в стоячую воду, положив удилище на рогатину, которую мой предшественник воткнул в сырую землю. Поглядывая изредка на поплавок, я с берега орудовал рыболовным средством, прозванным в простонародье закидушкой или донкой, пытаясь поймать рыбу покрупнее на сверкающую блесну.
Весь мой улов в тот день составил пять окуней, пару густер и среднего размера язя.
Рыбная ловля увлекла меня до такой степени, что я не сразу обратил внимание на плотные клубы тумана, скапливающиеся над водой. И только когда, ярко-красный поплавок стал плохо различимым в молочной поволоке, я понял, что пора собираться в обратный путь, не смотря на то, что до условленного времени оставалось еще около двух часов.
Пока я собирал удочки и свой улов, туман основательно покрыл реку и плотно осел на берегу. Пелена была настолько плотной, что я едва различал очертания деревьев в радиусе пяти метров. Когда же я направился по плохо просматриваемой в тумане тропинке, видимость ухудшилась еще больше.
Помнить последовательность поворотов, и пытать отыскать обратный путь в густом тумане, совершенно разные вещи. Эту истину я понял, как только отошел от реки метров на двадцать. У меня сложилось ощущение, что я нахожусь в каком-то безграничном пространстве, не имеющем ни начала и, ни конца. Вытянув руку вперед, я тщетно пытался нащупать хоть какие-нибудь предметы. Мелко переступая небольшими шагами,  я шел практически наугад.
Я был уже близок к тому, чтобы начать аукать, как в лесу, рассчитывая на то, что кто-нибудь из нашей небольшой компании рыбачит где-нибудь поблизости, хотя своими глазами видел, как группа из четырех человек уходила совершенно в противоположную от меня сторону.
Надежда шевельнулась в моей душе, в тот момент, когда я разглядел прямо перед собой какое-то движение  в тумане.
- Эй! – позвал я: - Здесь кто-нибудь есть?
Вместо ответа я заметил, как белесые клубы пара впереди меня преобразуются в мутную фигуру. Прошло не более десяти секунд, прежде чем я мог разглядеть, что фигура принадлежит женщине. Ощущение было такое, словно я вижу туман в тумане. Женщина была облачена в белые прозрачные одежды, и имела такие же мутные очертания.
- Подождите! – попросил я, и бросился следом за фигурой.
Но как  я ни старался нагнать свое видение, женщина непостижимым образом отдалялась от меня ровно на то расстояние, которое я проходил. Поняв, всю тщетность своих попыток, я просто молча пробирался следом за незнакомкой, пытаясь не потерять ее из виду. Привыкнув к непроглядному туману, я смог разглядеть, что женщина держит  в вытянутой руке какой-то мутный шар, который слабым лунным светом освещает ей дорогу.
Так мы и шли. Впереди бесшумная прозрачная фигура, а следом за ней я, ступая на листья и ветки, которые издавали под моим весом хрустящие звуки. Неожиданно хрустящие звуки перешли в хлюпающие, и я с радостью понял, что вышел к броду, тому самому от которого широкая тропа вела к дороге, на которой мы договорились о встрече.
Я перевел взгляд со своих резиновых сапог на женскую фигуру, и хотел уже, было, поблагодарить свою спасительницу, как вдруг фигура прямо на моих глазах растворилась в тумане тем самым непостижимым образом, что и появилась. До моего слуха в ту же секунды донесся звук неровного топота, а уже спустя несколько секунд на месте прозрачной женщины возник силуэт Федора.
- Федор! – позвал я его.
- Ну, слава тебе Господи, - облегченно вздохнул мужчина: - А я уж и не знал, как тебя искать. Ушел неизвестно куда, а тут туманище такой накатил.
Без происшествий мы добрались с ним до дороги, где нас уже ждали наши коллеги по рыбной ловле. Совсем скоро прикатил и УАЗик, который забрал нас, и осторожно повез вперед по разбитой дороге с включенными противотуманными фарами.
Подбросили меня до самого дома. До деревни туман не добрался, хотя здесь протекало две реки, и было так же влажно и свежо.
Попрощавшись с попутчиками, я захлопнул железную дверь, и направился с уловом в руках в сторону знакомого крыльца.
Пока я мылся  в бане, бабушка Маруся успела разделать рыбу, и заморозила свежие тушки до лучших времен.
  Свежий чай на травах и домашние пышки с малиновым вареньем помогли мне снять усталость, и вернули к жизни.
- Представляете, со страху, что померещилось, - уплетая за обе щеки мягкую сдобу, закончил я свой рассказ о поездке на рыбалку.
- А, с чего ты взял, что померещилось это тебе? – внимательно посмотрела на меня бабушка Маруся поверх очков. Она сидели вместе со мной за столом, и перебирала гречневую крупу.
 - Так как же? – не сразу нашелся я, что ей ответить: - Не было там ни кого, когда Федор пришел.
- Федор твой и слона с трех шагов не приметит. Наверняка еще и вино он пил. Чего с него взять, - безнадежно махнула рукой старушка: - Да не о нем беспутном речь сейчас. Я о Берегине говорю.
- О ком? – уточнил я.
- О Берегине. О той, кто вывела тебя к броду, - пояснила моя хозяйка.
- А, кто она такая? Ни когда раньше не слышал такого имени, - живо заинтересовался я, предчувствуя, что мне сейчас поведают очередное народное предание.
Интуиция меня не подвела, бабушка Маруся, вернулась к крупе, попутно рассказывая мне историю: - Здесь недалече, через двор от нас жил молоденький паренек Ваня. Рукастый был, ладный, с головой на плечах. Не чета твоему Федьке, - не упустила возможность старушка отпустить очередную шпильку в адрес моего деревенского знакомого.
Я поднес ко рту кружку, и улыбнулся, прикрыв ей рот, для того, чтобы не рассердить собеседницу.
 - Посватался он к Анюте, местной красавице, - продолжила тем временем повествование бабушка Маруся: - Свадьбу они сыграли веселую. Гуляло все село. Анютка красивая была. В белом платье, как и полагается. А потом зажили они душа в душу. Ванюшка пастухом местным устроился, а Анюта в доярки подалась. Дома у них чисто, да ладно было. А у Ваньки-то слабость одна была. Рыбалку он любил, как ты грибы искать. В любой свободный вечерок на речку бегал. Вот и в тот день собрался с удочкой на берегу посидеть. Анютка-то, как чуяла что-то. Уговаривала его, не ходи, мол. Да пустое все. Посмеялся он над ее опасениями. Поцеловал на прощание, да и на речку направился. Не вернулся Ванька обратно, ни к вечеру, ни на следующий день. Анюта от горя места себе не находила. Металась из угла в угол. Мужики на речку ходили, да без толку. Не нашли они ни Ваньку, ни вещей его. Сгинул он, как и не было. Проплакала Анютка всю ночь, а на утро, до зари еще, обрядилась в платье свое белое свадебное, да к реке подалась. А тут, как на грех, туманом все заволокло, да таким плотным, что вытянутой руки не видно было. Добралась ли Анюта до реки, нет ли, о том не знаю. Но домой она больше не вернулась, так же, как и суженый ее, Ванька.
- А при чем здесь Берегиня? О которой вы упоминали? – напомнил я, бросив взгляд на кота Мишку, который удовлетворенно мурлыча, уплетал у печки рыбные потроха.
- Так с тех пор она и появилась. Как начнет рыбак в тумане плутать, тут же Берегиня появляется, да к броду его и выводит. Я так думаю, Анютка это и есть. Ваньку своего найти не сумела, так другим женихам помогает к невестам да женам своим путь обратно найти, - не отрываясь от своего занятия, пояснила мне старушка: - Обернулась она Берегиней от тоски своей.
- А откуда имя странное такое взялось? – заинтересовался я, обмакнув кусок пышки в ароматное варенье.
- Народ так ее окрестил. Не моя это выдумка. Я-то, думаю имя пошло от того, что по берегу она бродит, или же потому, что заплутавших в тумане бережет. Поди, сейчас разбери, - объяснила мне хозяйка.
- А мне она, почему помогла? Не женат я, да и невесты у меня нет, - отправил я в рот очередной кусок булки.
- Вот ведь, приставучий какой, - деланно возмутилась бабушка Маруся: - Спасибо бы Берегине сказал, а он еще диву дается. Кабы не она, кто тебе на помощь бы подоспел? Федька твой, что ли? А невесту свою найдешь еще. Как знак это прими. Сама Берегиня тебя благословила.
На некоторое время в избе повисла тишина.
Я посмотрел на кота, не обращающего на нас ни какого внимания, прислушался к тиканью настенных часов, а затем перевел взгляд на бабушку Марусю, которая водила пальцем по столу, отделяя коричневые зерна от черных. На столе горела керосиновая лампа, изредка чадя, издавая при этом потрескивающий звук. И так у меня стало на душе тепло и умиротворенно, что захотелось, чтобы этот момент продлился, как можно дольше.
На короткое мгновенье мне показалось, что бабушка Маруся, низко склонив голову над столом, одобрительно улыбнулась, будто бы подслушав мои мысли.


Рецензии
Благодарю, Артем за рассказ!
Хорошо пишите. Прочел на одном дыхании.
Честно сказать мне нравится читать такие рассказы, где в сюжете Богиня или Бог восточнославянских мифологий помогают человеку выйти из тупикового положения при этом, не приневоливая, чтобы им поклонялись….

Сам тоже люблю писать на тему о Богах славянских….

С уважением, Михаил

Михаил Илекский   29.06.2021 11:20     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отзыв, Михаил! В цикле "сказы бабушки Маруси" двадцать рассказов. Может найдете еще что-то на свой вкус. Вам желаю успехов в творчестве и вдохновения!

Артем Фадеев   29.06.2021 17:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.