Любить по-русски?

Почему в России девушки заводят "романтические отношения" с осуждёнными

"Дозвольте обменяться мнением..."
Каждой женщине хочется любви. Желательно - большой и светлой. Но вот незадача: на всех этого нежного чувства не хватает. И возникает горький вопрос: ну почему "в пролёте" именно я?! Разве я хуже (далее перечисление) или хотя бы той страхолюдины, которая идёт навстречу в обнимку с высоким спортивным красавцем? Не говоря о тех, кто пролетает мимо в "мерсах", "ауди" и "бентли". Конечно, немало случаев, когда твои несчастные подруги по два раза развелись, а многих колотят пьяные сожители. И всё же: почему я, почему я? - стучит в голове. Я же хорошая (да ладно, у каждого есть недостатки), добрая (когда не достают), ласковая, страстная...

И представьте, нет у большинства на эти вопросы вразумительного ответа.

Вообще-то проблема - всемирного масштаба. Не обошла она и самые благополучные страны. Но, пожалуй, лишь у нас в России женский пол находит необычный выход из ситуации. Внимательно следите за ходом мысли. Девушка-неудачница выстраивает простую схему. В жизни есть люди богатые и везучие. Ну, вот так им карта легла. Они ищут себе подобных, и какая бы растакая ты ни была, на серьёзные отношения с такими мужиками даже не рассчитывай. Так, поматросил и бросил. Поэтому лови таких же, как ты, - несчастных и неудачливых, которых точно так же никто не любит. Вот с ними и надо соединяться, поддерживать друг друга, нежить и лелеять. Тогда всё срастётся.

До этого самого места я бы женщин разубеждать не стал. Цель определена, идеал найден - вперёд и с песней. Но тут неожиданно вступает русская гармонь. Оказывается, таких несчастненьких следует искать - где? Элементарно, Ватсон: за решёткой и за "колючкой"! Среди сидельцев и арестантиков. Они уж точно любовью обделены и жаждут слиться с вами в страстных объятиях, пока, как говорится, смерть вас не разлучит.

К сожалению, это не ирония, не шутка, не издевательство. Таких девиц и жонок в России - пруд пруди. И сталкиваться с этим лично мне приходилось не раз и не десять. Особенно за Уралом - в Сибири, на Дальнем Востоке, на Колыме. Может, кто не поверит, но там есть сёла, где всё женское население убеждено, что выходить замуж можно только за того, кто отмотал срок (и чем больше, тем лучше). Для таких деревенских девиц парень, который ни разу не был в тюрьме или колонии, - либо хворый, либо трусливый, либо дурной на всю голову. А всё согласно тамошней поговорке: "Кто в тюрьме не бывал, тот жизни не видал".

Но зауральские просторы понять ещё как-то можно: традиции здесь сильны - и каторжанские, и гулаговские, и пересыльные. Да-да, именно традиции, особенно после ГУЛАГа, когда большинству освобождённых путь на Большую Землю, в центральную Россию был закрыт, и они вынуждены были оседать недалеко от своих лагерей как "вольняшки". От большинства мужчин и женщин семьи давно отказались, а жить одному - особенно на Севере - тяжко... До 1947 года, когда зоны разделились жёстко на женские и мужские, часть семей возникала в результате "лагерной любви", после 1947-го вовсю действовала так называемая "ярмарка невест" - рядом с женским совхозом "Эльген", у заправочной станции. Тут уже присматривались друг к дружке "вольняшки" (это называлось "обменяться мнением"). Странные это были семейства: мама - кандидат философии, папа - ростовский домушник...

Как рассказывала бывшая лагерница Евгения Гинзбург, её подруга тоже не постеснялась "мезальянса": "Да, он говорит “моё фамилиё”... А я кончила иняз по скандинавским языкам. Только кому они теперь нужны! Хочу свою хату и свою печку. И своих детей...".

Так что, казалось бы, нынешние сердобольные женщины рассуждают верно. Но это - казалось бы...


"Пишу тебе с тех мест, где нет невест"
ГУЛАГ и Север - это, как говорится, особь статья. В те времена подобный "обмен мнениями" можно было понять - и принять. Кстати, из мезальянсов  типа жена расстрелянного командарма и водовоз Мыкола получались нередко крепкие семьи, где супруги души друг в друге не чаяли. Живём-то не с должностями и титулами, а с конкретными людьми.

Но меня удивляет стойкая традиция поисков идеального мужа уже в современных "зонах" и тюрьмах! Она, конечно, тоже - не веяние нынешнего времени, зародилась давно. Я имею в виду "заочниц". Так называют арестанты незнакомых женщин, с которыми ведут "амурную" переписку. Кстати, нынче в Интернете появилось немало сайтов и форумов знакомств девушек с осуждёнными, так что и голову ломать не надо.

Читаешь - просто душа рыдает! Столько нежности, сочувствия, нерастраченной ласки к "невинно томящимся в неволе". Правда, тут же - десятки рассказов обманутых "заох" (как называют "заочниц" на жаргоне), которыми "страдальцы" попользовались, а затем отшвырнули крепким пинком.

Последнее для меня не в новость. Всё-таки проработал в системе мест лишения свободы почти 18 лет, побывал во всех "зонах" Ростовской области. И должен прямо признаться: из переписки "заочниц" и "несчастненьких" редко выходит что-либо путное.

У собеседников (кстати, нынче общаться можно по мобильному, не выходя из "хаты") чаще всего - разные цели. Женщине нужен надёжный мужчина, муж. Особенно много таких "заох" в сёлах, посёлках, небольших городках, где "сильный пол" спивается, работы нет, ехать некуда и не за что...

А в "запроволочном мире" - интерес свой. "Заочница" - это посылки, бандероли, свиданки с сопутствующим сексом. Но одна беда: мало кто из арестантов владеет "красотами слога". В "зоне" собираются люди сугубо прозаические: "щипачи", "домушники", "медвежатники", нынче особенно часты обдолбанные "наркоши", которые двух слов без мата не свяжут А. ведь баба, она красивости любит. Особые слова, стихи, нежность, чмоки-поки. 

Оттого за "колючкой" особо ценится поэтический дар. И появляются на свет «болванки» стихотворных обращений к таинственным незнакомкам.  Не ломай голову, бери и переписывай!

Вот одно из старейших обращений, не потерявшее своей прелести:

Пишу тебе с тех мест, где нет невест,
Где звёзды не достать руками,
Где девушек считают за богинь
И видят только на телеэкране.

Если «заочнице» не совсем понятно, о каких "местах" речь, можно прямо:

Не бойся, девчонка, что я - заключённый:
Я просто случайно нарушил закон.
Я только на время свободы лишённый -
Но чувств человеческих я не лишён!

И это - цветочки. Как-то в Азовской воспитательной колонии для малолеток цензор изъял сразу около сотни писем от нескольких десятков малолетних преступников! Все они содержали одно и то же "страдание":

Здравствуй, незнакомка дорогая!
Я прошу минуту уделить.
И не рви письмо ты, не читая,
Ведь его нетрудно позабыть.

Прости меня за явное вторженье,
Прости меня, что я пишу тебе.
И твой ответ не будет униженьем,
Ты не смотри на то, что я в тюрьме.

Так слушай, Люба, милое созданье,
Прошу тебя на это не серчать,
Я так надеюсь на твоё вниманье,
На письма, Люба, надо отвечать.

А переписка - может, это чаша,
Начало первой и большой любви.
Спроси у сердца, и оно подскажет.
Ты по его совету поступи.

Письма отличались именами: вместо Любы шли Маши, Насти, Вали, Пелагеи. Впрочем, встречал я и прозаических мастеров. Шекспир отдыхает... Вот однин из образчиков: "Милая незнакомка, вы меня не знаете, но я уверен, это не помешает нашей большой любви. Даже сквозь расстояние чувствую я ваше горячее дыхание, ощущаю сладость влажных губ, вижу, как сквозь тонкий шёлк лёгкой блузки просвечивают задорные коричневые соски, острые и твёрдые настолько, что капля, упав на них, разлетается на тысячу мелких брызг, и одна из этих брызг освежает мне душу в тяжёлой неволе, куда попал я совершенно безвинно, по воле злого рока, и к этим вашим соскам мне хочется припасть, как путнику в безводной пустыне",  и т.д. и т.п. 

Представьте себе, и на эту похабень ведутся! А вообще мастера художественного слова "по ту сторону шлюза" встречаются отменные. Один из "бывших" рассказал забавную историю. Был у них на зоне страшенный тип по кличке Чебурашка. Маленький, ушастый, глаза навыкате, ноздри навыворот, оттуда волосья чёрные торчат... Но "плаха" чая и блок сигарет сделали своё дело. Зоновский сочинитель скинул "заохе" фотку какого-то Алена Делона и накатал несколько душевных стенаний. Ну, та и прикатила на свиданку. Как увидела существо - ужаснулась и в крик: "Уведите меня отсюда! Срочно!" А Чебурашка вслед жалостливо - "Сумари-то хоть оставь!". Ну, дрогнула женская душа. Жратвой сиделец разжился...
Вот так оно и идёт. "Заохам" - лапшу на розовые ушки, а женщины - простодушно едут на свиданки, прут баулы с продуктами, высылают деньги, ждут у ворот колонии...

"Конец любви, детей об стенку"
Ждут у ворот колонии... Вот этих особенно жалко. Ведь арестанты нередко имеют по несколько "виртуальных подруг". Запас кармана не протрёт... Когда-то я записал рассказ одного из таких "коллекционеров:

"Секите, пацаны! У меня уже "тёлок"накопилось - целое стадо! Ирка и Маринка на краткосрочных свиданках были, Ольга "бандяк" <бандероль> подогнала. Откинусь с зоны - и айда гулять по буфету! Сначала к одной на пару месяцев, надоест - к другой, потом - к третьей... шоколадная житуха!"

Так оно и происходит, особенно сейчас, когда бывшему зэку, даже если он захочет с прошлым порвать, устроиться на работу почти невозможно. Некоторые "бывшие" - и неплохие, в общем-то, парни. Но одно дело - зона, другое - воля. Вот вам другой случай (все они - реальные!). Переписывался арестант с "заочницей" из села, была она старше него лет на восемь, на вид тоже... Как говорится, с лица воду не пить. Приехал к ней после освобождения. Жили вместе несколько месяцев, вроде ничего. А потом поехал он в родной город паспорт получать. Встретил одноклассницу-разведёнку, деваха видная - ну, и закрутилось... Женились, семью завели. Написал парнишка бывшей "заохе" - раз, два (объясниться хотел). Та не отвечает. Тогда он лично в село прикатил. И узнал, что женщина ещё после первого письма скончалась от сердечного приступа.

Таких случаев в моей копилке - выше крыши. И что, спросит читатель, ни одного счастливого? Почему же, есть. Но - кот наплакал. Вот предыдущий - чем не счастливый? Однокласснице-разведёнке повезло. Только счастье у неё на чужой смерти построено.

А был вообще удивительный случай, когда подследственный в СИЗО влюбился в надзирательницу. Ей пришлось увольняться, переходить на другую работу. Но - дождалась милого. Дальше - честным пирком да за свадебку. Двоих детей родили. А всё равно семья раскололась. Не сошлись характерами. Потому что характер после зоны у человека сильно изменился. Жена долго пыталась с этим мириться, а муж воспринял её попытки как "вертухайские штучки".

с одной супружеской парой мы даже дружили семьями. Муж - бывший сиделец, из "чёрных", то есть из "братвы". Где-то внутри он был очень хорошим человеком, старался переломить непростые жизненные обстоятельства, дочка родилась замечательная. Но - три срока в конце концов дали о себе знать. Да, дорогие мои, тюрьма - не самая лучшая школа воспитания. Человек там привыкает к другой жизни. Его выбивают, выводят из себя бытовые сложности, неприятности, проблемы. Мировоззрение, система ценностей, отношение к происходящему на воле у него совсем иное. Вновь появляются прежние друзья, с которыми легче, привычнее. И человек ломается. То же произошло и с Сашей (упокой Господь его душу).

Но всё же закончу на светлой, мажорной ноте. Есть у меня и другой друг, тоже из "бывших", тоже из "братвы", два срока за спиной. Но он уже больше 15 лет как "откинулся" и начал новую жизнь. У него прекрасная жена, которая ждала его весь второй срок, двое чудесных детей, хорошая работа, в свободное время он занимается бардовской песней. Ему во многом помогли родители и супруга. Зовут его тоже Сашей (куда от нас, от Саш, денешься).

Так что верить и надеяться всё равно надо. Только помнить, что вера и глупость - не одно и то же.

Счастья вам, женщины. И достойных мужчин.


Рецензии
Иное дело - переписка с "заочницами". В ней много цинизма, притворства, рисовки.

Такие письма составляются коллективно. В них заключенные изображают себя жертвами трагических обстоятельств. Изъявляют горячее желание вернуться к созидательному труду. Сетуют на одиночество и людскую злобу.

В зоне есть корифеи эпистолярного жанра. Мастера по составлению душераздирающих текстов. Вот характерное начало лагерного письма к "заочнице":

"Здравствуй, незнакомая женщина (а может быть - девушка) Люда! Пишет тебе бывший упорный домушник, а ныне квалифицированный водитель лесовоза - Григорий. Карандаш держу левой рукой, ибо правая моя рука гноится от непосильного труда..."

Переписка с "заочницами" - фальшива и вычурна. Но и в этих письмах содержится довольно глубокое чувство.

Очевидно, заключенному необходимо что-то лежащее вне его паскудной жизни. Вне зоны и срока. Вне его самого. Нечто такое, что позволило бы ему забыть о себе. Хотя бы на время отключить тормоза себялюбия. Нечто безнадежно далекое, почти мифическое. Может быть, дополнительный источник света. Какой-то предмет бескорыстной любви. Не слишком искренней, глупой, притворной. Но именно - любви.
(Довлатов "ЗОНА")

Вениамин Пухман   03.04.2019 18:37     Заявить о нарушении
Ну, у Сергея Донатовича несколько иное мнение, отличное от моего. Впрочем, нет, я поторопился. Вероятно, есть смысли согласиться с тем, что и тоска по любви может встречаться. Но только не в письмах под копирку.

Фима Жиганец   03.04.2019 21:06   Заявить о нарушении