217. Хуторская чертовщина. Пустырь за огородами

          По дороге через проулок, идущей от хутора в южном направлении, имелся проезд к западным воротам усадьбы  и далее в  пригорок на степные просторы, где огромными и ровными  махинами располагались личные поля  помещика, а ныне принадлежащие вдове и подобие лоскутного разнокусочного  вида,  делянки местного крестьянства.

         Чучело Масленицы торжественно и с шумом   закатили в проулок, вот тут вышла маленькое недоразумение, такая мелкая промашка, кто мог подумать, что так не складно выйдет.
    
       Улыбающаяся  до самых ушей  Масленица отвернула свой дерзкий взгляд от противоположного двора Викентия Охрименко, личного кучера покойного Кузьмы Ильича, заправляющего всеми делами в самой усадьбе.
     Человека собранного, делового, правильно организующего работы, всегда находящегося в нужном месте, которому доверялось хозяевами поместья ответственные дела, хорошо зная, что всё выполниться хорошо и в кратчайшее время.

      Но то, что он в этот самый предобеденный момент будет внимательно наблюдать из своего двора на эту веселящуюся ватагу и любоваться на повёрнутую к нему боком Масленицу.

         Хотя Викентий не особо верил во всякие там дурные народные приметы, но что – то неприятно внутри щёлкнуло, к чему бы это именно в такой день, обид и зла вроде бы как, ни на кого не имел, если и требовательно спрашивал, то за дело.

        Своих домочадцев особо не тиранил, но требовал порядка во всём, бывало и накричит, а с кем скажите, такого не бывает?
        Руки редко распускал, его до рукоприкладства ещё нужно было довести, но с его  спокойным характером и крепкими нервами, сделать такое ещё постараться надо.

        Выпивать выпивал, по праздникам сам бог велел, для сугрева здоровье требовало, да и для аппетита вещь нужная, а как же, как по лопаешь, так и потопаешь.

         Вот и сейчас стоял Викентий  и поглядывал на шумную увлечённую толпу, которая в его сторону не обращала внимания.
       А как его разглядишь среди многочисленных построек, зажиточным хозяином был, имел всего в достатке, уважение не малое занимал среди хуторян, почти на одной ноге с Пантелеичем был, в иных делах может даже и повыше поднимался, как ни как к господам был совершенно рядом.
      
  «Люби вас бог, а вы его.
           Веселитесь в своё удовольствие.
                Всему своё  время.
                Полевые работы не за горами.
                Уж тогда не видать вам отдыху – продыху.
                А сейчас  гуляй молодь, веселись»,
                глядя на хуторскую молодёжь,  рассуждал кучер.
             «Чего они видели в этой жизни, да ни хрена хорошего.
                О ином житье бытье и представления не имеют, так только по слухам и то одним ухом, может кто – то из них и выбьется в люди, а остальным участь тяжкая, не завидная».

        Чучело Масленицы уже катили за огороды, а Викентий стоял в раздумьях, сгрустнулось чего – то ему, может оно так и должно быть в Прощёное Воскресенье перед Великим постом.

       Так это или не так, поживём - увидим, а увидев  - оценим, насколько это так.


           Сразу за огородами свернули с дороги на целину, где по дёрну проросшему корнями различных трав, где преобладала в большем количестве австрийская полынь, катить коляску и идти заметно стало легче.

         Об прошлогодние будылки травы вычищалась от грязи обувь, сразу чувствовалась лёгкость в ногах, от чего представители самой юной молодёжи помчались по полю на перегонки.

          Засидевшись по хатам после снежной  и морозный зимы, организм  любого жителя,  наполненный пробуждающей силой  весны, просил активных действий.
      Здесь на пустыре, называемый на местный манер выгоном, сразу же после схода снега, устраивали игры: казаки – разбойники сходились край на край, играли на полном серьёзе, иные споры доходили до драк, а что вы хотите, проигрывать ни кому не хотелось.

          Сходились пары, сцеплялись так, что седоки принимали положение параллельно земле, летели  вон головные уборы, рвалась одежда, с шумом, криками, подбадривая своих, ожидали победы той или другой стороны.
       После чего вновь начинали сражение, учитывая предыдущие ошибки.

        Для лапты шерстяные мячи катали заранее, а делалось это так, мочилась ладонь водой, и начинали ей катать по бокам и спинам коров или волов.
      Процедура приятная для скотины во время весенней линьки, но утомительная для тех, кто катал круглый шерстяной шар, уходило несколько часов утомительного труда или эту процедуру оставляли на другой день.

         В этом не лёгком деле требовалось  сноровка, чтобы скатать твёрдый шар, иначе лёгкий шерстяной шар – мячик далеко не полетит.

        В лапту также играли командами, не всякого ещё принять могли, так что, конкуренция среди ребят заставляла играть их, с полной отдачей сил.
      
        На выгоне вдоль огородов можно было встретить начертанные круги, нет, круги не являлись спасением от тёмных сил, здесь играли в чижика.
       Игра интересная, развивающая реакцию и ловкость, к тому же была и опасна, когда от удара палкой стоящего в кругу игрока, он со свистом отлетал в сторону, попади в зазевавшегося игрока, мог нанести и увечья.

            Радовало ещё то, что к этому времени выгон особо не был загажен коровьими лепёшками, а также  и овечье – козьими шариками, которые особого  неудобства не доставляли в любое время вегетационного периода на здешнем поле.

         Чучело Масленицы доставили до выбранного места и под монотонное «аллилуйя» ряженого попа,  сгрузили с коляски, которую тут же укатили для развлечений.

         Решено было большей частью прибывших на празднование, соорудить высокий штабель всяческого хлама для костра, а на него установить чучело Масленицы, чтобы её было видно из далека и в  особенности из усадьбы.

         В былые времена  на гулянье заглядывал и сам помещик с супругой и детьми, без угощений с его стороны не обходилось, мужиков обносили выпивкой, а баб и детей угощали пирожками и конфетами.
         Но когда это было,  подростки и детвора  такого и не видовали в своей жизни, наслышаны были о щедрости хозяев только от старших, а что поделаешь такова жизнь, всё течёт – всё изменяется.

        Масленицу по традиции устанавливали лицом на восток, хотя имелось и иное мнение, чучело своим лицом должно  смотреть на юг, оттуда - то идёт весна.
        Но тут можно и поспорить до пены у рта, чаще всего в эти края весна приходила с юга – востока, иногда заглядывала и с запада, но вот чтобы тепло пришло с юга, так этого и старожилы не припомнят.

        А с другой стороны ставить Масленицу задом к хутору,  дурная примета, удача может пройти и стороной, по той же самой дороге идущей через поместья, пройдёт мимо и не заглянет в стоящий в стороне от дороги хутор.

            Так что лучше пусть глядит на восток, по левую руку у неё будет хутор, а по правую усадьба и ни кому от этого обидно не будет.


09 – 10 март 2017 г.


Рецензии