Герои войны

     Война – самое ужасное событие в истории человечества. Война – это смерть, это разрушения, это беды и страх. Ни один из нас не защищён от войны, ни один из нас не может быть в безопасности. К моему великому счастью, мне не довелось испытать и прочувствовать всю горечь войны и её последствий. Я не знала ни боли, ни разрушений, ни смертей. Мои глаза не видели людской крови на сырой земле, мой слух не ловил грохот падающих бомб, мои руки не были изранены трудовыми ссадинами, а тело не было измучено голодом. Всё, что я знаю о войне, было почерпнуто мною из учебников истории, документальных фильмов и исторических книг, но даже читая о тех ужасных событиях, во мне зарождался страх. А смогла бы я выжить в таких условиях? Я надеюсь, что мне никогда не придётся на практике узнать ответ на этот вопрос.

      На протяжении 2016 года вместе с членами военно-патриотического клуба нашей гимназии я несколько раз была в гостях у участника Великой Отечественной войны Пенькова Ивана Петровича, жителя нашего города. Ему исполнился 91 год, но, несмотря на свой возраст, он показался пыщущим здоровьем и молодостью мужчиной. Он рассказывал нам о том, как жил во времена войны, о том, что происходило с его родными и близкими. Самое ироничное было то, что ему довелось встретиться лицом к лицу с войной в пятнадцать лет, а это значит, что было тогда ему ровно столько же, сколько и мне на момент наших встреч. Когда ветеран рассказывал нам о первых годах войны, в его глазах я увидела того самого пятнадцатилетнего мальчика, которому предстояло пройти огромный и тяжёлый путь сквозь войну.  Пришлось ему оставить учёбу и образование, потому что во времена войны каждого старались приспособить к делу. Работали все: и старики, и взрослые, и дети. Мужчины отправились воевать на фронт, а женщины и молодые ребята в ужасных условиях продолжали существование в своих городах, постоянно работая, не жалея ни себя, ни времени. Людей настиг массовый голод, который не обошёл стороной ни одну семью. Но самое страшное было то, что, помимо голода, людей убивали другие люди.  Они не знали пощады: убивали и раненых, и старых, и маленьких.  Тот, кто выживал, был безмерно благодарен судьбе за такой шанс, но радоваться этому он не мог. В те времена люди просто не знали радости. Иван Петрович, который рассказывал нам о войне, оказался на территории нашей страны путём ссылки. Массы людей были сорваны с мест, где они жили, и были отправлены в неизвестном направлении, на неопределённый период времени. Его семье довелось оказаться в Казахстане. В те времена Казахстан был территорией безграничных степей, которым не было видно конца. Переселенцам не отводились дома для жизни, они не имели при себе ничего, кроме скудного свёртка припасов, которые в кратчайшие сроки успели собрать на своей родине. Где же найти новый дом? Этот вопрос мучил многих людей, которых по прибытии было уже не так много. Кто-то умирал ещё у поездов, кто-то в пути, но многие полегли на казахстанской земле. «За неимением жилья, - рассказывал ветеран, - мы строили землянки, в которых и приспосабливались жить». И помимо всех этих ужасных последствий войны, нашему ветерану довелось пережить ещё и непосильный детский труд. Но чем может помочь пятнадцатилетний ребёнок? В то время таких вопросов никто не задавал, потому что дети работали везде, где могла пригодиться помощь. А две человеческие руки никогда не были лишними. Сейчас дети совершенно не такие, как раньше, они не привыкли трудиться днём и ночью, то и дело, лишаясь обеда и сна. Нет, мы другие. Но, по мнению ветерана, наше поколение лучше, чем было в его время. И это не может не льстить.

     К сожалению, в прошлом году Иван Петрович скончался, но он никогда не жалел о прожитой жизни. Я сама сидела рядом с ним, пила любезно заваренный его женой чай и говорила о войне, которую никогда не смогу понять и прочувствовать так же, как это когда-то сделал Иван Петрович. И мне остаётся лишь гордиться тем, что мне повезло познакомиться с таким человеком, как Иван Петрович, что я из его уст услышала живую, полную переживаний, страха и отваги настоящую историю, историю наших предков, историю человечества. Что же я вынесла из этих разговоров? Очень и очень многое. Все мы знаем, что история всегда повторяется, и  никто не может предугадать, когда всё может вновь произойти. Мы должны быть достойной сменой того поколения, которое уже отдало долг своей родине. Мы должны быть сильными, храбрыми и смелыми. Ветераны доказали, что это возможно даже в самом юном возрасте. Они доказали, что и дети могут быть бесстрашными перед ужасным ликом смерти, они могут вести себя, как взрослые.

     Уважайте ветеранов: благодаря им мы живы сейчас, благодаря их стараниям мы свободны и независимы, мы сыты и одеты, благодаря их крови и слезам мы имеем будущее, которого тогда не было у них. Сейчас во всём нашем мире осталось сравнительно небольшое количество ветеранов, людей, которые отдали всё ради будущего своей страны. И это не может не волновать моё сердце. Что вы испытаете, когда, взяв утреннюю газету, прочитаете такой заголовок: « Сегодня умер последний ветеран войны»? Они – последние люди, которые хранят внутри себя глубокий отпечаток прошлого. И это мы должны беречь. Они последние – других не будет. Они – ветераны, люди, сохранившие нам жизнь. Если бы не они, я бы не писала это письмо, а вы бы его никогда не прочитали. Берегите ветеранов, помните, потом будет поздно.

     Спасибо вам за всё то, что вы сделали. Спасибо за чистое небо над головой, за яркие краски вокруг, за счастливые улыбки людей, за великое будущее нашей страны. Спасибо за то, что вы не отвернулись от своей родины, за то, что спасли наши будущие поколения. А главное, спасибо за то, что сейчас вы открыты для нас, молодых и невинных людей, которые могут, так же, как и я, прийти и поговорить с вами. Вы вселяете надежду и веру в счастливое будущее, вы вселяете жизнь. И я рада, что мне довелось пообщаться с таким великим человеком, как Иван Петрович Пеньков!


Рецензии