Ассорти. Из жизни водителя такси

  АССОРТИ

            Ровно тридцать лет тому назад, первого апреля, 1977-го года, в Советском Союзе в два раза выросли цены на проезд в городском такси. Во всех городах и весях нашей необъятной Родины. Как говорят астрологи: «Начало большого пути».

 Почувствовав, что народ сглотнул наживку, власти затем безбоязненно поднимали цены и на другие товары и услуги. Как, впрочем, делают и сейчас, и не только на бывших просторах СССР. В первый день пассажиры валились в машины пачками, дабы ощутить на себе лично новые расценки. Жалобно вздохнув по прибытии, и с тоской в глазах рассчитавшись, они исчезали в небытии. Надолго.

 Уже второго апреля все таксопарки Киева (думаю, что в других городах необъятной Отчизны было так же) прочно встали. Выехав на стоянку и заняв очередь, если повезёт, то в третьем-четвёртом десятке, водители впадали в тягостную задумчивость. Простои на линии не по нутру были нашему брату.

 Во-первых, скучно, во-вторых, и самое главное: мы ведь жили от пассажиров. И финансовый план, и кое-что на карман. Да и со слесарями, мойщицами машин, механиками, не говоря уже о начальстве, надо было как-то делиться. А иначе потеряешь уважение оных. Клювы у них распахивались чрезвычайно широко. Но жизнь продолжалась.

План по выручке временно отменили. Что привезёшь, на том и спасибо. И платный пробег по отношению к холостому, за что раньше снимали стружку, не давил практически.  Наступила лёгкая анархия. Водители начали толстеть от безделья. Залоснились ланиты, в глазах начал пропадать задор.
            

На смене занимались, чем могли. Один мой коллега, лично пришлось наблюдать, сноровисто плёл авоськи, закрепив полуфабрикат за спинку переднего сидения, а сам, примостившись на заднем. Руки так и мелькали. «Жена дала нагрузку, - объяснил мастер на все руки. Она надомница, вот и помогаю.

 Когда в такси, работы было навалом, приходилось плести дома, а сейчас хорошо. Время экономится, и заработки у жены выросли. Работает то  супруга на выработке»,- добавил коллега со вздохом. Дамы-таксистки вязали, штопали, чинили, разве что не варили супы или каши.

 Читали до рези в глазах, писали письма родным и близким, рубились в «чмен», производили, чуть ли не капитальный ремонт машины на стоянках. Два умельца из таксистов, рванув на  ул. Набережная Днепра, расположенную вдоль реки с одноимённым названием, удачно ловили рыбу, забрасывая спиннинги прямо с крыши «Волги».

 Когда их подловили за этим занятием труженики контрольных органов Киевгортранса и спросили, почему же лов шёл с крыши закреплённого автомобиля, один из спиннингистов резонно отметил: «А вдруг угонят тачку? Мы же за государственную машину отвечаем». Их фото, несмотря на бережное отношение к госимуществу, разместили в одной из киевских газет, помнится, в популярной когда-то рубрике: «Нарочно не придумаешь».
               

 И всё-таки повышение цен за проезд в такси дал мне некоторые положительные эмоции. Даже, сказал бы, прямую выгоду. Все выходные дни активно «стучал» в теннис. Вначале на кортах ДЮСШ-1, по-простому «Гороно», которые располагались возле верхней станции фуникулёра. А потом на кортах «Антея», построенных по инициативе большого любителя тенниса, Генерального авиаконструктора О.К.Антонова. Недалеко от метро «Святошин».

 Денег за корты, в отличие от нынешних времён, не брали. Но всё-таки от настроения тренеров зависело многое. Любой из них мог вполне резонно заметить, что должны тренироваться дети, мастера, а ветераны, те уже в последнюю очередь. Приходилось налаживать самые тёплые и дружеские отношения, изредка приносить что-нибудь булькающее, но, отмечу, для коллективного принятия на грудь.

 Не для выноса с территории спорткомплекса. Естественно, делать какие-то услуги, связанные с работой. Я мог, допустим, подбросить в качестве таксиста знакомого тренера в энную точку города. Любители тенниса иных профессий помогали в чём-то другом. Человек человеку друг, товарищ и брат.

 
                Но доскажу о положительном в повышении цен на такси. Когда оплата за один километр стоила десять копеек, позволял себе поездку после тренировки на такси. Рубчик - и ты дома. Но два рубля была уже сумма. И прикупил я полуспортивный велосипед «Турист» в том же, 1977 году. За 119 рэ. Тяжёлый, как камень, но прослужил он мне больше двадцати лет, а перед отъездом в Германию, я подарил его своему старинному партнёру по теннису, Толе Иванову.

 Итак, все проблемы с приездом на корты были сняты плюс мощная экономия средств, отсутствие транспортной толчеи, ощущение свободы и пр. На велосипеде даже ездил по нашему громадному таксопарку, делая  автомобилю ТО-2 (техобслуживание). Мастерские и склад запчастей были разбросаны по территории.

 А, катаясь по городу, едва успевал поднимать в приветствиях руку, когда знакомые таксисты здоровались со мной гудками клаксонов. Получил в таксопарке необидную кличку «Пан-спортсмен», лёгкую зависть к отсутствию лишнего веса и свою долю уважения. Однако вернусь к отношениям с тренерами. Многое, само собой, кануло в Лету, но некоторые эпизоды память держит довольно цепко.

 Возвращается мой хороший приятель-тренер, увы, покойный ныне, Дима Бабий с соревнований за рубежом. Подобно другим посетителям заморских стран, привозит импортные промтовары. «Дюфсит», - как говаривал Аркадий Райкин. «Купишь часы «Сейка»? – вопрошает полуутвердительно Дима, тут же вынимая коробку с брегетом из громадной сумки. «Соточка» всего-то».

 Мне эти часы абсолютно не нужны, но, как не порадеть нужному человеку. И купля-продажа состоялась. Тот же Дима однажды немного рассмешил, задав не совсем корректный вопрос. По таксистским понятиям, само собой.


               - Сколько ты зарабатываешь в день левых бабок? – как-то поинтересовался  он. По таксистским понятиям спрашивать о таких вещах считалось признаком невоспитанности и полном отсутствии культуры. «А сколько ты оставляешь на чай водиле»? – переспросил его. «Ну, 20-25 копеек». «Вот и считай: за смену я делаю двадцать посадок».

 «Но другие дают больше». «Вот те, кто даёт больше, такие вопросы не задаёт»! – уже возбухая, сказал я. «Не спрашиваю же у тебя, сколько ты мёртвых душ возишь на турниры, как химичишь с талонами на питание, продаёшь любителям комплекты струн для ракеток».

 Никто из нас не обиделся друг на друга. Такой была жизнь, да и сейчас она, если и изменилась, то только в худшую сторону. Те времена кажутся, чуть ли не патриархальными, если взглянуть из нынешних, таких малоприветливых дней.
            

 Но довольно забавный эпизод, который врезался, буквально, в память произошёл с Пашей Кощеем. Так же тренером клуба «Антей». Довольно известная в те времена спортивная фамилия. Трое из четырёх братьев были мастерами спорта. Петя по водному поло, Витя даже был капитаном киевского футбольного клуба «Динамо», а Павел – теннисист.

 Как-то приносит он на корты кучу мелочи. «Можешь разменять на бумажные деньги»? –  не очень уверенно спросил он. «Какие проблемы, - сказал я, - давай, разменяю». Однако, рассмотрев монеты,  уразумел причину его неуверенности. Деньги-то оказались старыми, выпущенными ещё до девальвации 1960-го года. По 10, 15, 20 копеек. Но деваться было некуда.

 Дал ему пятёрочку ассигнацией, а мелочь выгрузил в карман. «Как-нибудь сплавлю, - запланировал я. Найдутся же вредные пассажиры, и под шумок всучу на сдачу». Давать старые деньги приличным людям? Даже мысли такой не возникало. И тут началась чертовщина какая-то. Чуть ли не по Гоголю.

 Косяками повалили, ну очень хорошие, славные седоки. Просто нереальные. Хоть самому себе отоваривай сдачу протухшими монетами. Но всё же как-то распихал жгущую уже карманы мелочь. Осталось три монеты по 15 копеек.

 И вот однажды подсел ко мне ночью пассажир-поганка. Из таковых, которые, сев в машину, тут же начинают разоблачать, качать права, грозить увольнением. Раскусывались они моментально, но везти надо. Обычно в ночное время не те цены, не те разговоры и договоры. Конечно, не по инструкции, но жизнь - она диктует свои законы.

 Мы с ним, не помню уже из-за чего, схлестнулись, он сразу же начал говорить со мной, как с жуликом, что явно мне не понравилось. Старался держаться в рамках приличия всю таксистскую карьеру, а тут на тебе. Короче, приехав в пункт прибытия, предложил, несколько удивлённому таким пассажем с моей стороны пассажиру, сдачу.

Пятьдесят копеек. И с каким удовольствием отсчитал ему эти три монеты и пятак. Но  пятак, правда, уже последевальвационный.

         Ян   Подорожный.  07-08.10.15.


Рецензии
Помнится это время
Жили не так богато, но будучи студентами иногда позволяли себе ездить на такси...
было..... но, сколько времени прошло
сейчас волнуют цены на газ, на электроэнергию, воду и так далее...
а больше всего на хлеб

Олег Устинов   13.10.2017 15:51     Заявить о нарушении
Увы и ах, Олег...
Даже в моей нынешней стране проживания растут потихоньку, без всяких объявлений цены на продукты.
Жизнь диктует.
Да и на "военку" стало уходить больше.

Ян Подорожный   13.10.2017 22:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.