Времён связующая нить...
«…Основой сегодняшней труппы Старооскольского театра для детей и молодежи стал театральный коллектив, созданный Виктором и Людмилой Оршанскими в Севастополе. В 1996 году они приехали на гастроли в Старый Оскол, где от администрации города им поступило предложение остаться. Предложение было принято, и труппа актеров с Крымского побережья обосновалась в Старом Осколе Белгородской области». Белгородское отделение Союза театральных деятелей России возглавляемое заслуженным деятелем искусств РФ В.И.Слободчуком, в год культуры, обратились с предложением об увековечении памяти Б.И.Равенских на его малой Родине. В 2016 Старооскольскому театру для детей и молодёжи (Художественный руководитель - Семён Михайлович Лосев), было присвоено имя Бориса Равенских.
Откуда начинается история? От даты произошедшего события? От места на географической карте? От человека, заслужившего своей жизнью, поступком или родословной честь попасть в водоворот событий?
Кто пишет сценарий, по которому человек стремится к славе сознательно, а у кого-то определённым образом так складываются обстоятельства, что по другому и быть не может? А кто-то, не претендуя на лавры, проживаёт свою жизнь и уходит из неё, не думая о почестях.
Проходит время… Кто скажет, что именно является отправной точкой? С какой высоты, или временного расстояния можно определить песчинка ты в истории или глыба? Чего достиг и чего достоин? Рушатся миры, исчезают цивилизации, распадаются государства, сносятся памятники, низвергаются кумиры. Остаются лишь незыблемые догмы, - красота спасёт мир и, - искусство вечно. С этим, не поспоришь.
В моей истории, на первый взгляд, немного мистики. Но если разобраться, не бывает случайных случайностей, а есть Божье провидение и незримая связь с теми, кого мы любим и помним. И тут уже неважно, кто является орудием судьбы. Просто надо принимать всё как есть и тогда будет то, что должно быть.
История эта началась в стенах Белгородского филиала Российского фонда культуры два года назад. В простой беседе, хотя, как мы с вами знаем, просто так ничего не бывает. Просто наступает момент, когда в нужное время, в нужном месте встречаются нужные люди. В том смысле, что они служат нужным инструментом для выполнения нужной цели. Всего лишь. И я благодарна судьбе, за причастность и ту мизерную лепту, которую внесла к тому, что произошло. А произошло вот что.
Читая книгу театрального критика, Анны Кузнецовой «В компании с …» (да, не удивляйтесь, есть ещё люди, которые читают книги) в воспоминаниях о её совместной работе с Борисом Ивановичем Равенских, внимание Раисы Сергеевны Фирсовой, зацепила строчка из нескольких, казалось бы самых обычных слов «талантливый самородок, крестьянский паренек из - под Белгорода».
И наутро, и к вечеру, память возвращала к прочитанному. Отмахивалась, не понимая, к чему её подталкивает мысль? И, чтобы раз и навсегда закрыть этот вопрос, стала искать, где же это самое место под Белгородом? Оказалось, что детство Бориса Равенских прошло в деревне Юшково Курской губернии.
Интуиция вещь упрямая, надо только уметь прислушиваться к своему внутреннему голосу. Раиса Сергеевна прислушалась. Так, как это делала уже не раз. Ведь основные направления Белгородского филиала "Российского Фонда Культуры", который она возглавляет, — выставочная, издательская, благотворительная и просветительская деятельность. Большое внимание здесь уделяется программам «Памятные даты истории и культуры Белгородчины», «Возвращение забытых имен», «Художественная культура Белгородчины».
Благодаря Фонду подготовлены и изданы сборники «Виктор Легеза. Памяти художника», «Выпускники Абрамцевского художественно-промышленного училища на Белгородчине», буклет и проспект, посвященные творчеству народного мастера Белгородской области Юрия Агафонова…
И ни для кого не секрет, что в основном, акции и программы Фонда культуры строятся на энтузиазме Раисы Сергеевны, при поддержке её коллег и друзей-сподвижников: Управления культуры Белгородской области, руководства драматического театра, художников, артистов, журналистов, работников музеев, краеведов, работников библиотек и многих-многих неравнодушных людей, истинных патриотов и профессионалов своего дела.
Каково же было её изумление, когда Интернет выдал, что деревня Юшково относится к Губкинскому району Белгородской области с даты её образования в 1954 году. И что Равенских, за неимением школы в Юшково, учился в Старо-Оскольской школе II ступени Воронежского округа Главного управления социального воспитания и политехнического образования Народного комиссариата Просвящения Р.С.Ф.С.Р.
Как? Ученик В.С.Мейерхольда, режиссёр студии имени К.С. Станиславского (1941-1950), главный режиссёр Московского драматического театра им. А.С.Пушкина (1960-1970) и Государственного Академического Малого театра (1970-1978), лауреат Государственной премии СССР (1951, 1972). Государственной премии РСФСР (1967), награждённый орденом Ленина и другими орденами и медалями, Народный артист СССР, режиссёр-постановщик Борис Иванович Равенских - наш земляк?
Земля, где он жил, любовался бескрайними просторами белого гречишного поля, ходил с мальчишками в ночное, учился в школе, об этой земле тосковал и в сердце своём всю жизнь хранил к ней любовь, Белгородчина?
…Никто не опровергнет истину, - чем больше мы знаем, тем больше не знаем. С подачи Раисы Сергеевны, колесо истории закрутилось.
Дело оставалось за малым. Поехать в деревню, и найти тех, кто возможно помнит или хотя бы слышал о Равенских?
Нашлись и помощники. Михаил Иванович Кулабухов предложил для поездки своё транспортное средство, а Юрий Коренько, со своим неизменным спутником-фотоаппаратом, готов был для сбора материалов о Равенских побывать в Юшково и сообщить о результатах поисков читателям газеты «Белгородская правда».
Хорошо, что отправились мы в путь не в выходной день. Администрация района была на месте, оперативно и точно объяснили, как добраться до нужного населённого пункта, а по счастливой случайности пришедшая на приём местная жительница, рассказала, кто в Юшково носит фамилию Равенских и как их отыскать.
- Найти несложно, подтвердили и в администрации. Единственный оставшийся в селе колодец находится рядом с домом, который вам нужен. Там необыкновенной пользы и вкуснотищи вода, за которой шли отовсюду.
- А сейчас? - спросила я.
-Сейчас у всех водопровод. Кроме хозяйки этого дома …
Хоть что-то, - обрадовались мы. Если ничего не сохранилось, то уж точно из этого колодца пил в детстве воду Борис Иванович. И ободрённые удачным началом нашего путешествия, поехали по указанному адресу.
Найти дом, рядом с которым единственный в округе колодец, действительно, оказалось делом нетрудным. Он стоял на пригорочке, и спуск к колодцу показался мне небезопасным. Особенно в дождь, слякоть, снег и гололёд. Об этом и спросила Анну Ивановну, вышедшую из домика на наш зов.
-А что делать?- ответила она.- Выбора у меня нет. Живу одна. Вот и приходится в любую погоду идти к колодцу. Но зато вода там какая! Попробуйте. Вы такой отродясь не пили.
И действительно, когда Михаил Кулабухов достал из колодца ведро студёной, кристально чистой воды, показалось, то ли действительно так было, что с каждым глотком в тело вливалась живительная память и сила земли белгородской.
Необыкновенная вода, решили мы единогласно. Может быть именно она дала Равенских свою энергию? Ведь не зря он говорил: «Режиссер должен всегда думать о месте своей Родины на планете, судьбе Родины, народа, понимать, что к нему ежедневно приходят тысячи зрителей в театр. Он влияет на интеллект зрителя, на душу, на сердце, на духовное воспитание его».
А мы тем временем обратились к Анне Ивановне с просьбой, рассказать всё, что знает о Борисе Равенских.
Родственником он оказался ей по мужу. Узнали, что в их семье, как рассказывала свекровь, всегда любили музыку, играли на разных инструментах, прекрасно пели. Не был исключением и отец Бориса, крестьянин Иван Васильевич Ровенских, который пел в церковном хоре.
За выдающийся голос был отправлен в Санкт –Петербург, где был принят в хор Мариинского театра, и приобрел там славу одного из лучших хоровых церковных певцов.
Там же в храме встретил он свою будущую жену, петербуржскую графиню Александру Епифановну Соловьеву, которая имела прекрасное музыкальное образование, превосходно играла на фортепиано и пела. У них родилось пятеро детей, младшим из которых и был Борис Равенских.
В Юшково, куда переехала семья из Петербурга, прошло детство и юность Бориса Ивановича. Здесь он научился замечательно играть на гармошке и петь…
И пока Раиса Сергеевна и Юрий Коренько записывали воспоминания, я, увидев в конце огорода большие кряжистые деревья, пошла туда. Несмотря на то, что с даты рождения Бориса Равенских прошло более ста лет, хотелось хоть ненадолго представить, что росли они и в ту пору, когда здесь мальчишкой бегал Борис.
Рядом с огородом рос непролазный березняк, внутри которого с трудом угадывались очертания заброшенного дома. Его поросли пробили прохудившуюся во многих местах крышу, торчали из окон… Казалось, что это непролазное, заколдованное царство Берендея. И на вопрос Раисы Сергеевны, что это за домик, услышали, что здесь как раз и жили Александра Епифановна и Иван Васильевич, с детьми. Что приехали они из Питера пережить трудное время, когда Боре было лет пять. Что закончил старооскольскую школу он в 1929 году, обнаружив при этом особую склонность к драматическому искусству...
Кто бы мог подумать, что этот мальчишка, станет известным режиссером и поставит множество спектаклей, среди которых «Царь Федор Иоаннович» по произведению А.К. Толстого и «Власть тьмы» по пьесе Л.Н. Толстого, «Драматическая песня» по роману Н. Островского «Как закалялась сталь» и «Поднятая целина» М. Шолохова, «Возвращение на круги своя» И. Друцэ о жизни и смерти Л.Н. Толстого, «Свадьба с приданым» по пьесе Н. Дьяконова. Что будет Борис Равенских работать с такими именитыми музыкантами, как Г. Свиридов, Б. Мокроусов, В. Соловьев-Седой, М. Фрадкин, А. Эшпай, Е. Дога…
…Как же мне хотелось пробраться через эти заросли и может быть найти какую-то безделицу из домашней утвари семьи Равенских.
Но, увы, к домику меня не пустили, боясь его обрушения, поэтому пришлось ограничиться парой-тройкой фотографий и надеждой, что мы ещё сюда вернёмся. А тогда, поблагодарив хозяйку, поделившуюся контактными телефонами других родственников, мы отправились к Ольге Ивановне Полферовой, сохранившей не только фотографии, но и светлые воспоминания о Борисе Равенских. В семейном альбоме нашлись фотографии её тётушек Ольги и Анфисы, в то время, когда они дружны были с Борисом Ивановичем и общались с ним во время приезда в Юшково.
Заехав ещё по нескольким адресам, мы вполне удовлетворённые выполненной миссией возвращались домой.
На пригорке, с которого до самого горизонта растилась необозримая красота, описанная Борисом Равенских в воспоминаниях о своём детстве, мы остановились.
Мирно щипали траву стреноженные лошади, где-то в стороне, паслись коровы, то тут то там, слышался гусиный гомон, и до самого горизонта растекалась сиреневатая дымка, унося нас в не такое уж далёкое прошлое, о котором Борис Равенских вспоминал так: «Я словно слышу голос из моего детства. Нахлынут воспоминания, и встают передо мной картины русской деревни: бескрайние цветущие луга, серебристая рожь в лунном свете и песни, протяжные русские песни, то щемящее тоскливые, то раздольные»…
Подытожив собранные сведения, решили поиски не прекращать. И когда Раиса Сергеевна ни к кому не обращаясь, утвердительно произнесла вслух - «Белгородчина должна знать своих героев», мы промолчали. Спорить, в данном случае, было не о чем.
У каждого из нас своя жизнь, которая течёт, меняется, и только если где-то сходятся звёзды, пути людей пересекаются.
После нашего возвращения, Юрий Коренько написал в газете большую интересную статью об ученике Всеволода Мейерхольда, режиссёре Борисе Равенских, я «залив» на свой блог фотоотчёт о поездке, занялась поисками пропавших без вести героев Великой Отечественной войны, Михаил Кулабухов, с головой ушёл в подготовку проведения очередного Международного конкурса танцев «Мегаполис», президентом которого является. И только Раиса Сергеевна, упорно и методично не отступала от поставленной цели, по крупицам собирая «в копилочку» всё, что касалось Бориса Равенских, воспоминания, письма, фотографии…
И что вы думаете? Через три месяца после нашей поездки в Юшково, раздался звонок и она сообщает, что завтра утром московским поездом, прямо со съёмок фильма, через Белгород в Старый Оскол прибывает родная дочь Бориса Равенских - Александра. Старооскольский театр для детей и молодёжи (режиссёр С.М.Лосев), пригласил её на открытие ХХI сезона.
Кому же не захочется увидеть Заслуженную артистку России,
актрису Театра имени Маяковского, которая, как впоследствии оказалось, была знакома мне по фильмам: «Солнце в подарок», «Фальшивая нота», «Профиль убийцы», «Запретная любовь», «Дурная кровь». А по отзывам знакомых московских театралов, была наслышана и о её работах в спектаклях: «Последняя любовь Достоевского», где она играет Анну Григорьевну Сниткину, «Дети Ванюшина», «Плоды просвещения», «Госпожа министерша», «Декалог», «Бермуды», «Отцы и сыновья» и другие.
И вот мы уже мчим с Оксаной Климовцовой, на её машине, на железнодорожный вокзал . К приходу поезда, наша троица, поёживаясь от утренней прохлады, стоит на перроне. Раиса Сергеевна, конечно же, с цветами. Трогательная встреча, знакомство с хрупкой, красивой, приятной внешности и необыкновенными выразительными глазами – дочерью Бориса Ивановича Равенских, Александрой.
Что после бессонной ночи в поезде предпочтительнее больше всего? Конечно же, чашечка горячего кофе. А где его взять в 7 часов утра?
-Законы гостеприимства, - говорит с улыбкой Оксана Климовцова, -никто не отменял, и приглашает нас в свой «Дом кофе». Вскоре, мы с удовольствием наслаждаемся настоящим колумбийским кофе и беседа сама собой переходит к следующему пункту программы, – поездки в Старый Оскол. Но как же ехать, не показав Александре Белгород?
Понимаем, что времени на экскурсию по городу, не так уж много. Напряженный график съёмок, бессонная ночь Александры, взволнованной предстоящей встречей, и как максимум час времени, вот всё, чем мы располагаем.
Раннее утро, когда вопрос о музеях, в связи с тем, что они работают с 10, отпадает сам – собой. По дороге с вокзала, ознакомили Александру с исторической частью и достопримечательностями Белгорода. Тратить время в пробках в час пик, перспектива не из заманчивых. Интересуемся, что для неё предпочтительнее?
Александра задумывается, а её рука непроизвольно тянется к медальончику. К серебрянному овальному медальончику, видимо очень старинному, на серебряной цепочке. Я давно обратила внимание, что время от времени её изящные тонкие пальцы, прикасаются к нему и это заметно успокаивает. Кто изображен на медальоне, рассмотреть не удаётся. Интересуюсь.
- Не знаю… - задумчиво отвечает Александра.- Я к вам прямо со съёмок. Заскочила домой переодеться. На глаза попалась шкатулка с украшениями. Открыла, что не возьму в руки, не то… На самом дне лежал этот медальон, который достался мне от папы, а ему от бабушки. Наша семейная реликвия. Я его до этого, никогда не одевала. А тут… взяла и такое тепло почувствовала. Я удивилась, но раздумывать времени не было, одела и поехала на вокзал. По всем параметрам опаздывала. Но к счастью, успела заскочить в поезд за две минуты до отправления. Повезло.
И повернув медальон к нам, продолжила:
- С одной стороны на нём изображение Владимирской иконы Божией матери, а кто с другой, не знаю.
Раиса Фирсова, Оксана Климовцова и я, смотрим и несколько секунд не можем произнести ни слова. На медальоне узнаваем лик святителя Белгородского Иоасафа. Пытаюсь разобрать надпись «ОБРАЗЪ СВЯТ. ИОАСАФА СПАСИ БЕЛГОРОД». С правой стороны можно различить две крайние цифры «84». Я, такого медальона, посещая храмы и церковные лавки Белгородской области, никогда не видела, не встречала в литературе. И даже поиски в интернете не дали результатов. Похожие, да. Но именно такого медальона нет .
А Александра, не понимая, что происходит, спрашивает:
- Вам знаком этот святой?
Мы улыбаемся. Сомнений не остаётся. Всё становится на свои места. И многое становится понятно. И кто покровительствовал в поисках, Раисе Сергеевне, и кто помог Александре не опоздать на поезд? И почему так было угодно, чтобы мы прямо с вокзала попали именно в «Дом Кофе», который находится буквально в двух шагах от памятника Святителю Иоасафу, и то, куда нам теперь идти с гостьей и что делать, не вызывает сомнений.
…И вот мы стоим у памятника Святителю Иоасафу на Свято-Троицкий бульваре, и я рассказываю Александре о родословной Епископа Белгородского Иоасафа, о жизненном пути чудотворца, о пастырском служении Его Святой Православной церкви, о Преображенском соборе в Белгороде, где находятся мощи, о Казанском в Питере, и их чудесном обретении, и предлагаю посетить пещерку Иоасафа.
Тут уже приходит очередь удивляться Александре. Так вот, кто проложил ей путь в Белгород. Через дорогу от памятника, в пяти минутах ходьбы, пещерка Святителя, и открыта она в 8 часов утра, ровно к нашему приходу. И совсем рядом Преображенский собор с мощами…
…Всё вошло в свою колею и пошло так, как должно было быть. С благословения родительского и Епископа Белгородского, под покровительством иконы Владимирской Божией матери, которую ещё при жизни чтил и почитал святитель Иоасаф.
И все казалось неразрешимые разногласия, связанные с присвоением имени Бориса Равенских Старооскольскому театру для детей и молодёжи, с Божией помощью и решением Совета депутатов города Старый Оскол, разрешились. И все необходимые подписи, самых важных начальников, поставились. И деньги, на ремонт и реставрацию здания под театр, нашлись. И в краеведческом музее Старого Оскола теперь бережно хранятся реликвии семьи Бориса Равенских. И книги о нём напечатаны. И бюсты в гипсе и бронзе отлиты. И всё, что совсем недавно казалось несбыточным, сбылось…
Скажете, чудо? Да, чудо. Для тех, кто верит в Божие провидение, его милость и покровительство в богоугодных делах. Для тех, кто чтит своих родителей. Для тех, кто любит своё дело. Кто помнит свои корни и всю жизнь хранит в своём сердце память о малой родине.
Разве не чудо, дать такой мощный посыл из самых обычных слов, одной строчкой, в одной книге, одному человеку о талантливом самородке, крестьянском пареньке из - под Белгорода?
Свидетельство о публикации №217031101090