Времён связующая нить...

               
 «…Основой сегодняшней труппы Старооскольского театра для детей и молодежи стал театральный коллектив, созданный Виктором и Людмилой Оршанскими в Севастополе. В 1996 году они приехали на гастроли в Старый Оскол, где от администрации города им поступило предложение остаться. Предложение было принято, и труппа актеров с Крымского побережья обосновалась в Старом Осколе Белгородской области». Белгородское отделение Союза театральных деятелей России возглавляемое заслуженным деятелем искусств РФ В.И.Слободчуком, в год культуры, обратились с предложением об увековечении памяти Б.И.Равенских на его малой Родине. В 2016  Старооскольскому театру для детей и молодёжи (Художественный руководитель - Семён Михайлович Лосев),  было присвоено имя Бориса Равенских.
 
 Откуда начинается история? От даты произошедшего события? От места на географической карте? От человека, заслужившего своей жизнью, поступком или родословной  честь попасть в водоворот событий?
Кто пишет  сценарий, по которому человек стремится к славе сознательно,  а у кого-то определённым образом  так складываются обстоятельства, что по другому и быть не может?  А кто-то, не претендуя на лавры, проживаёт свою жизнь и уходит из неё, не думая о почестях.
Проходит время… Кто   скажет, что именно является отправной точкой? С какой высоты, или временного расстояния можно определить песчинка ты в истории или глыба? Чего достиг и чего достоин?  Рушатся миры, исчезают цивилизации, распадаются государства, сносятся памятники, низвергаются кумиры. Остаются лишь незыблемые догмы, - красота спасёт мир и, - искусство вечно. С этим, не поспоришь.
  В моей истории, на первый взгляд, немного мистики. Но если разобраться, не бывает случайных случайностей, а есть Божье провидение и незримая связь с теми, кого мы любим и помним. И тут уже неважно, кто является орудием судьбы. Просто надо принимать всё как есть и тогда будет то, что должно быть.
История эта началась в стенах Белгородского филиала Российского фонда культуры два года назад. В простой беседе, хотя, как мы с вами знаем, просто так ничего не бывает. Просто наступает момент, когда в нужное время, в нужном месте  встречаются нужные люди. В том смысле, что они служат нужным инструментом для выполнения нужной цели. Всего лишь. И я благодарна судьбе, за причастность и   ту мизерную лепту, которую внесла к тому, что произошло. А произошло вот что.
Читая книгу театрального критика, Анны Кузнецовой «В компании с …» (да, не удивляйтесь, есть ещё люди, которые читают книги) в воспоминаниях о её совместной работе с Борисом  Ивановичем Равенских,  внимание  Раисы Сергеевны Фирсовой, зацепила   строчка из нескольких, казалось бы самых обычных  слов «талантливый самородок,  крестьянский паренек из - под Белгорода».
  И наутро, и к вечеру, память   возвращала   к прочитанному. Отмахивалась,  не понимая, к чему   её подталкивает мысль?    И, чтобы раз и навсегда закрыть этот вопрос, стала искать, где же это самое место под Белгородом? Оказалось,     что  детство Бориса Равенских прошло  в деревне Юшково     Курской губернии. 
Интуиция вещь упрямая, надо только уметь прислушиваться к своему внутреннему голосу. Раиса Сергеевна прислушалась. Так, как это делала уже не раз.  Ведь основные направления  Белгородского филиала "Российского  Фонда Культуры", который она возглавляет,  — выставочная, издательская, благотворительная и просветительская деятельность.     Большое внимание здесь уделяется программам «Памятные даты истории и культуры Белгородчины», «Возвращение забытых имен», «Художественная культура Белгородчины».   
Благодаря Фонду   подготовлены и изданы сборники «Виктор Легеза. Памяти художника», «Выпускники Абрамцевского художественно-промышленного училища на Белгородчине», буклет и проспект, посвященные творчеству народного мастера Белгородской области Юрия Агафонова…
    И ни для кого не секрет, что в основном, акции и программы Фонда культуры строятся  на  энтузиазме Раисы Сергеевны, при поддержке   её коллег и друзей-сподвижников: Управления культуры Белгородской области, руководства драматического театра, художников, артистов, журналистов, работников музеев, краеведов, работников библиотек и многих-многих неравнодушных людей, истинных патриотов и профессионалов своего дела. 
Каково же было её изумление, когда   Интернет выдал, что деревня Юшково относится к Губкинскому району Белгородской области   с  даты её образования в 1954 году.      И что Равенских, за неимением школы в Юшково,  учился в  Старо-Оскольской школе II ступени Воронежского округа   Главного управления социального воспитания и политехнического образования  Народного комиссариата Просвящения Р.С.Ф.С.Р.   
Как? Ученик В.С.Мейерхольда, режиссёр студии имени К.С. Станиславского (1941-1950),  главный режиссёр   Московского драматического театра им. А.С.Пушкина (1960-1970) и  Государственного Академического Малого театра   (1970-1978), лауреат Государственной премии СССР (1951, 1972). Государственной премии РСФСР (1967), награждённый орденом Ленина и другими орденами и медалями, Народный артист СССР, режиссёр-постановщик Борис Иванович Равенских  -  наш земляк?
 Земля, где он жил, любовался бескрайними просторами   белого гречишного поля,   ходил с мальчишками в  ночное, учился в школе, об этой земле   тосковал     и    в сердце своём  всю жизнь хранил к ней любовь, Белгородчина?
 …Никто не опровергнет истину, - чем больше мы знаем, тем больше не знаем. С подачи Раисы Сергеевны, колесо истории закрутилось.
 Дело оставалось за малым. Поехать в деревню, и найти тех, кто   возможно помнит или хотя бы слышал о  Равенских?
Нашлись   и помощники. Михаил Иванович Кулабухов    предложил для поездки своё транспортное средство,   а Юрий Коренько, со своим неизменным спутником-фотоаппаратом,  готов был для сбора материалов о Равенских побывать в Юшково и сообщить о результатах поисков читателям газеты «Белгородская правда».
Хорошо, что отправились мы в путь не в выходной день. Администрация района была на месте, оперативно и точно объяснили, как добраться до нужного населённого пункта, а по счастливой случайности   пришедшая на приём местная жительница, рассказала, кто в Юшково носит фамилию Равенских и как   их отыскать. 
- Найти несложно, подтвердили  и в администрации. Единственный оставшийся в селе колодец находится рядом с  домом, который вам нужен. Там необыкновенной пользы и вкуснотищи вода, за которой шли отовсюду.
- А сейчас? - спросила я.
-Сейчас у всех водопровод. Кроме хозяйки этого дома …
Хоть что-то, - обрадовались мы. Если ничего не сохранилось, то уж точно из этого колодца пил в детстве воду Борис Иванович. И ободрённые удачным началом нашего путешествия,  поехали по указанному адресу.
Найти дом, рядом с которым единственный в округе колодец, действительно, оказалось делом нетрудным. Он стоял на пригорочке, и спуск к колодцу показался мне небезопасным. Особенно в дождь, слякоть, снег и гололёд.  Об этом и спросила Анну Ивановну, вышедшую из домика на наш зов.
-А что делать?- ответила она.- Выбора у меня нет. Живу одна. Вот и приходится в любую погоду идти к колодцу. Но зато вода там какая! Попробуйте. Вы такой отродясь не пили.
И действительно, когда Михаил Кулабухов достал из колодца ведро студёной, кристально чистой воды, показалось, то ли действительно так было, что с каждым глотком в тело вливалась живительная память и сила   земли белгородской.
Необыкновенная вода, решили мы единогласно. Может быть именно она дала Равенских  свою энергию? Ведь не зря он говорил: «Режиссер должен всегда думать о месте своей Родины на планете, судьбе Родины, народа,  понимать, что к нему ежедневно приходят тысячи зрителей в театр. Он влияет на интеллект зрителя, на душу, на сердце, на духовное воспитание его». 
А мы тем временем обратились к Анне Ивановне с просьбой, рассказать всё, что знает о    Борисе Равенских.
Родственником он оказался ей по мужу. Узнали, что в их семье, как рассказывала свекровь,  всегда любили музыку, играли на разных инструментах,  прекрасно пели.  Не был исключением и отец Бориса, крестьянин Иван Васильевич Ровенских, который пел в церковном хоре.
За  выдающийся голос был отправлен в Санкт –Петербург, где был принят  в хор  Мариинского театра,  и    приобрел там славу одного из лучших хоровых церковных певцов.
Там же в храме    встретил он свою будущую жену, петербуржскую графиню Александру Епифановну Соловьеву, которая имела прекрасное музыкальное образование, превосходно играла на   фортепиано и пела. У них родилось  пятеро детей, младшим из которых и был Борис Равенских. 
В Юшково, куда переехала семья из Петербурга, прошло детство и юность Бориса Ивановича. Здесь он научился замечательно играть на гармошке и петь…    
 И пока Раиса Сергеевна и Юрий Коренько записывали  воспоминания, я, увидев в конце огорода большие кряжистые деревья, пошла туда. Несмотря на то, что с    даты  рождения Бориса Равенских прошло более ста лет,  хотелось хоть ненадолго представить, что росли они и в ту пору, когда здесь мальчишкой бегал Борис.
Рядом с огородом рос непролазный березняк, внутри которого с трудом угадывались очертания заброшенного дома. Его поросли пробили прохудившуюся во многих местах крышу, торчали из окон… Казалось, что это непролазное, заколдованное царство Берендея. И на вопрос Раисы Сергеевны, что это за домик,     услышали, что здесь как раз и жили     Александра Епифановна и   Иван  Васильевич,  с детьми.  Что приехали они из Питера пережить трудное время, когда Боре было лет пять. Что  закончил  старооскольскую школу он  в 1929 году, обнаружив при этом особую склонность к драматическому искусству...
Кто бы мог подумать, что  этот  мальчишка,   станет   известным режиссером и поставит множество спектаклей, среди которых «Царь Федор Иоаннович»   по произведению А.К. Толстого и «Власть тьмы» по пьесе Л.Н. Толстого, «Драматическая песня» по роману Н. Островского «Как закалялась сталь» и «Поднятая целина» М. Шолохова, «Возвращение на круги своя» И. Друцэ о жизни и смерти Л.Н. Толстого, «Свадьба с приданым» по пьесе Н. Дьяконова. Что будет Борис Равенских  работать с такими именитыми музыкантами, как Г. Свиридов, Б. Мокроусов, В. Соловьев-Седой, М. Фрадкин, А. Эшпай, Е. Дога…
…Как же мне хотелось пробраться через эти заросли и может быть найти какую-то безделицу из домашней утвари семьи Равенских. 
Но, увы, к домику меня не пустили, боясь его обрушения, поэтому пришлось ограничиться парой-тройкой фотографий и надеждой, что мы ещё сюда вернёмся. А тогда, поблагодарив хозяйку, поделившуюся контактными телефонами других родственников, мы отправились к Ольге Ивановне Полферовой,   сохранившей не только фотографии, но и светлые воспоминания о Борисе Равенских. В семейном альбоме нашлись фотографии её тётушек Ольги и Анфисы, в то время, когда они дружны были с Борисом Ивановичем и общались с ним во время приезда в Юшково. 
 Заехав ещё по нескольким адресам, мы вполне удовлетворённые выполненной миссией возвращались домой.
На пригорке, с которого до самого горизонта растилась необозримая красота, описанная Борисом Равенских в воспоминаниях о своём детстве, мы остановились.
Мирно  щипали траву стреноженные лошади,  где-то в стороне, паслись коровы, то тут то там, слышался гусиный гомон, и до самого горизонта растекалась сиреневатая дымка, унося нас в не такое  уж далёкое прошлое, о котором Борис Равенских вспоминал так: «Я словно слышу голос из моего детства. Нахлынут воспоминания, и встают передо мной картины русской деревни: бескрайние цветущие луга, серебристая рожь в лунном свете и песни, протяжные русские песни, то щемящее тоскливые, то раздольные»…
Подытожив собранные сведения, решили поиски не прекращать. И когда Раиса Сергеевна ни к кому не обращаясь, утвердительно произнесла вслух - «Белгородчина должна знать своих героев», мы промолчали. Спорить, в данном случае, было не о чем.
У каждого из нас своя жизнь, которая течёт, меняется, и только если где-то сходятся звёзды,  пути людей пересекаются.
После нашего возвращения, Юрий Коренько написал в газете большую интересную статью об ученике Всеволода Мейерхольда, режиссёре Борисе Равенских, я «залив» на свой блог фотоотчёт о поездке, занялась поисками пропавших без вести героев Великой Отечественной войны, Михаил Кулабухов, с головой ушёл в подготовку проведения очередного Международного конкурса танцев «Мегаполис», президентом которого  является. И только Раиса Сергеевна, упорно и методично не отступала от поставленной цели, по крупицам собирая «в копилочку» всё, что касалось Бориса Равенских, воспоминания, письма, фотографии…
И что вы думаете? Через три месяца после нашей  поездки в Юшково, раздался звонок и она сообщает, что завтра утром московским поездом, прямо со съёмок фильма, через Белгород в Старый Оскол прибывает родная дочь Бориса Равенских - Александра. Старооскольский театр для детей и молодёжи (режиссёр С.М.Лосев),   пригласил её на открытие ХХI сезона.
Кому же не захочется увидеть Заслуженную артистку России, 
актрису Театра имени Маяковского, которая, как впоследствии оказалось, была знакома мне по  фильмам: «Солнце в подарок», «Фальшивая нота», «Профиль убийцы», «Запретная любовь», «Дурная кровь». А по отзывам знакомых московских театралов, была наслышана и   о её работах  в спектаклях: «Последняя любовь Достоевского», где она играет Анну Григорьевну Сниткину,   «Дети Ванюшина», «Плоды просвещения», «Госпожа министерша», «Декалог», «Бермуды»,  «Отцы и сыновья» и другие.
 
И вот мы уже мчим  с Оксаной Климовцовой, на её машине, на железнодорожный вокзал .   К приходу поезда, наша троица, поёживаясь от утренней прохлады, стоит на перроне.  Раиса Сергеевна, конечно же, с цветами. Трогательная встреча, знакомство с хрупкой, красивой, приятной внешности и необыкновенными выразительными глазами –   дочерью Бориса Ивановича Равенских, Александрой. 
Что после бессонной ночи в поезде предпочтительнее больше всего? Конечно же, чашечка горячего  кофе. А где его   взять в 7 часов утра?
-Законы гостеприимства, -  говорит с улыбкой Оксана Климовцова, -никто не отменял,  и приглашает нас в свой «Дом кофе».   Вскоре, мы с удовольствием наслаждаемся    настоящим колумбийским кофе и беседа сама собой переходит к следующему пункту программы, – поездки в Старый Оскол. Но как же ехать, не показав Александре   Белгород?
Понимаем, что времени на экскурсию по городу, не так уж много. Напряженный график съёмок, бессонная ночь Александры, взволнованной предстоящей встречей, и   как максимум час времени, вот всё, чем мы располагаем.
Раннее утро, когда вопрос о музеях, в связи с тем, что они работают с 10,  отпадает сам – собой.  По дороге с вокзала,    ознакомили Александру с исторической частью и     достопримечательностями Белгорода.  Тратить время в пробках в час пик, перспектива не из заманчивых.  Интересуемся, что для неё предпочтительнее?
 Александра задумывается, а её рука непроизвольно тянется к медальончику.  К серебрянному овальному медальончику, видимо очень старинному, на серебряной цепочке. Я давно обратила внимание, что время от времени её изящные тонкие пальцы, прикасаются к нему и это заметно   успокаивает. Кто изображен на медальоне, рассмотреть  не удаётся. Интересуюсь. 
- Не знаю… - задумчиво отвечает Александра.- Я к вам прямо со съёмок. Заскочила домой переодеться. На глаза попалась шкатулка с украшениями. Открыла, что не возьму в руки, не то… На самом дне лежал этот медальон, который достался мне от папы, а ему от бабушки. Наша семейная реликвия. Я его до этого, никогда не одевала. А тут… взяла и такое тепло   почувствовала.         Я удивилась, но раздумывать времени не было, одела и поехала на вокзал. По всем параметрам опаздывала. Но к счастью, успела заскочить в поезд за две минуты до отправления. Повезло.
И повернув медальон к нам, продолжила:
 - С одной стороны на нём изображение Владимирской иконы Божией матери, а кто с другой,  не знаю.
Раиса Фирсова, Оксана Климовцова и я,  смотрим и несколько секунд  не можем произнести ни слова.   На медальоне узнаваем  лик   святителя Белгородского Иоасафа. Пытаюсь разобрать   надпись   «ОБРАЗЪ СВЯТ. ИОАСАФА  СПАСИ  БЕЛГОРОД». С правой стороны можно различить две крайние цифры  «84».   Я, такого медальона, посещая храмы и церковные лавки Белгородской области, никогда не видела, не встречала в литературе. И даже поиски   в интернете не дали результатов. Похожие, да. Но именно такого медальона нет .
   А Александра, не понимая, что происходит, спрашивает:
- Вам знаком этот святой?
Мы улыбаемся. Сомнений не остаётся. Всё становится на свои места. И многое становится понятно. И кто покровительствовал в поисках, Раисе Сергеевне, и кто помог Александре не опоздать на поезд? И почему так было угодно, чтобы мы прямо с вокзала попали именно в «Дом Кофе», который находится буквально в двух шагах от памятника Святителю Иоасафу, и то, куда нам теперь идти с гостьей и что делать, не вызывает сомнений.
  …И вот мы стоим у памятника Святителю Иоасафу  на Свято-Троицкий бульваре, и я рассказываю Александре о родословной Епископа Белгородского Иоасафа, о жизненном пути чудотворца, о пастырском служении Его  Святой Православной церкви, о Преображенском соборе в Белгороде, где находятся  мощи,  о Казанском в Питере, и их чудесном обретении, и предлагаю посетить пещерку Иоасафа. 
 Тут уже приходит очередь удивляться Александре.  Так вот, кто проложил ей путь в Белгород.  Через дорогу от памятника,  в пяти минутах ходьбы,   пещерка Святителя, и открыта она в 8 часов утра, ровно к нашему приходу. И совсем рядом Преображенский собор с мощами…
…Всё вошло в свою колею и пошло так, как должно было быть. С благословения родительского и Епископа Белгородского, под покровительством иконы Владимирской Божией матери, которую ещё при жизни чтил и почитал святитель Иоасаф.
И все казалось неразрешимые разногласия, связанные с присвоением имени Бориса Равенских Старооскольскому театру для детей и молодёжи, с Божией помощью и решением Совета депутатов города Старый Оскол, разрешились. И все необходимые подписи, самых важных начальников, поставились. И деньги, на ремонт и реставрацию здания под театр, нашлись. И в краеведческом музее Старого Оскола  теперь бережно хранятся реликвии семьи Бориса Равенских. И книги о нём напечатаны. И бюсты в гипсе и бронзе отлиты. И всё, что совсем недавно казалось несбыточным, сбылось…
Скажете, чудо? Да, чудо. Для тех, кто верит в Божие провидение, его милость и покровительство в богоугодных делах. Для тех, кто чтит своих родителей. Для тех, кто любит своё дело. Кто помнит свои корни и всю жизнь хранит в своём сердце память о малой родине. 
  Разве не чудо, дать такой мощный посыл из самых обычных слов, одной строчкой,   в одной книге,  одному человеку  о  талантливом самородке, крестьянском пареньке из - под Белгорода?
               


Рецензии