Завхоз - менеджер

 
                Вы  думаете, что главный человек в школе, это директор? По ранжиру, и я так думала, но у нас негласно считался завхоз, по нынешнему – менеджер.  Иностранно – непонятно, но притягательно звучит, не правда ли?  Итак, заведующей хозяйством (менеджером) в школе была женщина. В годах. Нелюдимая и категоричная. Как, каким образом она оказалась в  данной должности, история, умалчивает. Слыла властно-авторитарной. Последнее, а значит, решающее слово часто  оставляла за собой. Её слушался и директор школы, Клавдия Ивановна, мудрейшей и добрейшей души человек. Главное, что ценила она – была работа. С остальным можно мириться и находить общий язык.
                И директор, и завхоз работать умели, поэтому   претензий у них друг к другу не было. Может быть поэтому  они и ладили: Песталоцци – директор, и Цербер в юбке, самодур Марья Петровна.  Самое странное – она не терпела  школьников,  и те её побаивались от первоклашек до старшеклассников. А сама, ну, сроду не подумаешь, метр с кепкой. Зато голос басовито зычен и рука тяжела.
                Молодых учителей она  заботливо  брала под свою опеку. Взяла и меня. Ребятишки чувствовали её властный взгляд, ощущали  басовито мужской  голос и тяжёлую руку, которой она иной раз отвешивала добродушно, как казалось со стороны, увесистый  подзатыльник. Дрессировщик на арене школьной жизни. Как ни странно, но жалоб на неё не поступало: терпели.
                Я отношу себя к иному поколению воспитателей. Авторитарности во мне кот наплакал,  но ребятишки слушались. Классом и дисциплиной владела. Марья Петровна – завхоз-менеджер, имела свой кабинет, окна которого были напротив моего. Школьное здание располагалось буквой П, и мы порой замечали  мельком друг друга.   Она частенько задерживалась у окна. Видимо вела  наблюдение  за мной и другими, может размышляла о чём-то своём, но успевала  следить за порядком и держать в руках вверенный ей техперсонал.
                Кто бы мог подумать, что мы рассоримся!?  Я всегда вела уроки с живинкой. Изюминки - находки и с моей стороны и со стороны ребятишек становились частыми.  Своего рода импровизация. И вот …  Представьте себе, веду урок. Тема – "Горе от ума" А. Грибоедова. Уже не первый день. Чтение по ролям. Конечно, можно и за партами, сидя. А мы у доски. Так живее всё получалось. Проклюнулся во мне режиссёр. Увлеклась. Показываю голосом, жестами. Прошу повторить читающего монолог Чацкого. Да с напором! Экспрессией! Нос к носу. Руками машем. 
                Вдруг дверь распахивается, и в класс врывается Марья Петровна, подпрыгивает, хватает моего Чацкого за ухо и волокёт из класса. Слышу её басисто-негодующий рык: "Паршивец, на Светлану Андреевну замахиваешься! Да я тебя сейчас"!  Я обомлела! А мой Чацкий, спортсмен-самбист Володя, я и не заметила уж как это у него мгновенно получилось… Нет - нет, не через бедро, не бросок произвёл, не уронил, а вот как-то присел, ухо освободилось, и оказалась она у него на плечах лежать. Так он её и вынес из класса, и к стенке приставил осторожно.
                Я за дверь, стоит Марья Петровна, бледная и сипит так жалостливо: " А что это было"? А на глазах слёзы!
                С тех пор окно её кабинета шторой прикрыто. И со мной она не разговаривает.
      
               

 
 
 

 

;


Рецензии