Молодость - возраст души

  Эти две публикации посвящены заслуженному художнику РСФСР  Эрнсту Бруновичу Гельмсу.

                МОЛОДОСТЬ – ВОЗРАСТ ДУШИ

    «.Я была уверена, что вы – молодой человек. Меня поразила цифра «70».  Но после вашей выставки я все-таки остаюсь при своем мнении… Р. УТЯГАНОВА (из книги отзывов о персональной выставке заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии ТАССР имени Г.Тукая Э.Гельмса).
    На этой выставке отчетливо осознаешь реальную силу слов «многогранный талант», когда за подписью одного и того же автора видишь карикатуру и театральный эскиз, пейзажную зарисовку и дружеский шарж, агитплакат и иллюстрацию к сказке.
    Пожалуй, самое ценное впечатление, которое остается после  знакомства с работами Гельмса – это желание подумать. О многом. И прежде всего соизмерить огромный яркий мир художника со своим, попытаться определить высоту и дальность собственных жизненных устремлений, потому что Гельмс, на мой взгляд, относится к тем незаурядным личностям, которые умеют самое трудное сделать частью своей каждодневной деятельности.
    В день открытия выставки Эрнсту Бруновичу исполнилось семьдесят, но в его работах - все та же завидная  смелость творческого мышления, той же силы проницательный взгляд художника. Он живет по принципу:»Если ты устал, начни сначала. Если изнемог – начни еще и еще».
     Более тридцати лет сотрудничает он с журналом «Чаян». Работы сатирика Гельмса экспонировались на первой и второй международной выставках в Габрово, его политические карикатуры отмечены Почетной грамотой Советского комитета защиты мира. В последние годы  художник много работает в области бытовой сатиры.  И это не удивительно, ведь борьба с мошенниками, тунеядцами, несунами, алкоголиками – это сегодня передовой край всей нашей идеологической работы и искусства, в частности.
    За тридцать пять лет работы театральным художником Гельмс оформил около трехсот спектаклей, причем половину  из них  - на сцене Казанского Большого русского драматического театра имени Качалова. Художник много читает, ездит, делает зарисовки, набирается впечатлений, чтобы из этого сплава могла возникнуть новая идея. Например, чтобы быть готовым к оформлению спектакля «Океан», Эрнст Брунович отправляется в Кронштадт и добивается разрешения, о котором иные  художники мечтают годами, - делать  зарисовки на  действующем корабле.
    Театр, побуждающий зрителя к углубленному размышлению, и карикатура, рождающая молниеносную улыбку, смех, - такое удивительное сочетание в творчестве одного человека встретишь не часто. Гельмс же и тем, и другим искусством владеет блестяще. Эрудированность художника, его компетентность во многих отраслях знаний и дают ему ту  творческую смелость, которая питает его поиск.
    Он любит работать под музыку Бетховена, Моцарта, Баха. Отдыхая, мастерит своей любимой внучке Кате различные маски. Иногда сидит  над решением шахматных этюдов. Когда-то мудрая древняя игра занимала в его жизни особое место.
    «Сила вашего человеческого обаяния угадывается в ваших работах. Глубина мысли, интеллект, эрудиция, многогранность таланта – все это говорит о вас, как о личности незаурядной, как о художнике, в высоком смысле этого слова». Еще одна из многочисленных записей в книге отзывов. Человеческий и творческий опыт художника становится достоянием каждого, кто побывает на его персональной выставке.
                Светлана КИМ.  Казань.
                Газета «Советская Татария». 13 февраля 1983 года

                СЛАГАЕМЫЕ ТВОРЧЕСТВА

       Заслуженному художнику РСФСР Э. Б. Гельмсу – 70 лет.


        О себе он говорит так:
    - А ведь я считаю себя довольно случайной фигурой в искусстве. Пришел в него из авиации, где работал в тридцатых годах, в ту пору, когда она только зарождалась. Там и начал учиться рисовать, затем занялся, как принято сейчас говорить, дизайном, впоследствии стал театральным художником. К самолетам неравнодушен до сих пор. Особенно люблю летать на маленьких. В них явственно ощущаешь все оттенки полета, чего нет в современных комфортабельных лайнерах. Вообще состояния покоя – не моя стихия.
    Мой собеседник – заслуженный художник РСФСР, народный художник ТАССР, лауреат Государственной премии ТАССР имени Габдуллы Тукая, кавалер ордена «Знак Почета» Эрнст Брунович Гельмс. Эти звания и награда – высокая оценка его деятельности,  как театрального художника. За многие годы творчества он оформлял драму, комедию, оперу, балет, телеспектакли, цирковые и эстрадные программы. Только в театре имени Качалова им оформлено сто сорок четыре спектакля. Вне Казани – еще тридцать пять работ для театров Горького (Нижний Новгород), Свердловска (Екатеринбург), Челябинска, Перми, Магнитогорска, Новокузнецка, Минска, Краснодара и других городов.
     - Специфика театральной работы требует от художника очень широкого круга знаний, - продолжает разговор Эрнст Брунович. – Он должен знать историю костюма, вещей, быта, литературу, музыку, разбираться в технике, экономике.  Попробуй обойтись без них, если, например, оформляешь спектакль о строительстве гидроэлектростанции. И очень нужно знание географии, потому что сегодня ему надо  представлять зрителю  Америку, завтра -  Испанию,  послезавтра – Сибирь.  В моей работе очень помогли несколько заграничных  путешествий в составе группы театральных художников. Сделал там много зарисовок, в них – впечатления от ГДР, Чехословакии,  Польши, Венгрии, Австрии, Югославии.
    А еще он увлечен сатирической графикой. В юности пробовал свои силы в художественной студии журнала « Крокодил», в Казани стал активным участником выпуска «Окон сатиры». Теперь – карикатурист журнала «Чаян». Искусствовед Л. Елькович в своей книге «На линии огня», посвященной истокам, развитию и сегодняшнему дню сатирической графики Советской Татарии, так пишет о нем:»Гельмс – сатирик. Прирожденный. По складу мышления, по характеру видения… В международную карикатуру послевоенного «Чаяна» он внес то,  чего недоставало другим мастерам ее – саркастическую язвительность сатирической образности, гневную остроту характеристик и пластики, смелость гиперболы, органичность гротеска…».
    - Карикатура – несколько своеобразный вид искусства, требующий особых критериев в понимании графики, - говорит  Гельмс. – Чувство юмора обязательно. Это главное условие..
    - Эрнст Брунович, с какого момента вы считаете себя художником?
    - У художников началом  творческого пути  принято считать тот момент, когда он впервые попадает на выставку. Для меня – это первая всесоюзная выставка молодых художников в 1934 году, куда были приняты две мои карикатуры. С тех пор участвовал более чем в ста выставках, включая несколько персональных в Казани и в Москве. Мои работы, как карикатуриста, экспонировались на первой и второй  международных выставках в Габрово, в международном центре сатиры в Болгарии. В ряде  всесоюзных и специальных выставок я участвовал как театральный художник.
    К этому надо добавить, что деятельность Гельмса-сатирика отмечена Советским  комитетом защиты мира Почетной грамотой..
    Я ловлю себя на том, что в его комнате-мастерской, где все говорит о работе художника, хорошо думается. Словно погружаешься в такую обстановку, где внешние предметы теряют привычный объем, и хочется еще глубже понимать смысл тех рисунков на стенах, столе и в альбомах, где запечатлен мир во всей его сложности и многообразии.

На снимке: Заслуженный художник России Эрнст Брунович ГЕЛЬМС.
Фото Евгения ЛОГВИНОВА.
                Светлана КИМ. Казань
                15 августа 1982 года. Газета «Советская Татария».


СВЕДЕНИЯ ИЗ ИНТЕРНЕТА  Эрнст Брунович Гельмc (1912–1993) — один из крупнейших театральных художников второй половины XX века, чьё творчество оказало заметное влияние на развитие сценографии Татарстана.
Вместе с тем он - самый крупный и самый яркий представитель такого жанра изобразительного искусства, как сатирическая графика.

Гельмс Эрнст Брунович (1912-1993) 15 августа 1912 года родился в г. Москве.

1928-1931 — учеба в Автодорожном техникуме (Москва). Обучался в студиях Изогиза и при журнале «Крокодил» у А.А. Рудакова.
С 1934 г. работает художником.
В 1935 – 1939 г.г. обучался в институте повышения квалификации художников в Москве у Ю. И. Пименова, П.В. Вильямса и А.В. Лентулова (Московском художественном институте им. Сурикова)
1944 год — член Союза художников СССР. Работу в театре начал в 1944.

С 1945 работает в Казанском Большом драматическом театре. Оформил там спектакли "Русский вопрос" (1947), "На дне" (1950); "Бессмертная песнь" Ишму-ратова (1956), "Вольпоне" Бен Джонсона (1957). Оформлял также спектакли в других театрах республики: "Мулланур Вахитов" Исанбета (1948), "Как управлять женой" Флетчера (1957) - в Театре им. Камала, "Кармен" (1958); "Ромео и Джульетта" Гуно (1959) - в театре оперы и др., а также в театрах Горького, Свердловска и др. городов.

1956 год — Заслуженный деятель искусств ТАССР. 1960 год — Народный художник ТАССР. В 1964 г. становится главным художником Казанского Большого драматического театра им. Качалова.
1967 год — лауреат Государственной премии Татарской АССР им. Г. Тукая. 1974 год — Заслуженный художник РСФСР. Жил и работал в г. Казани. Участник более 90 выставок, в том числе всесоюзных выставок художников театра и кино (1956, 1958, 1967, 1979), театральных художников в Москве (1977). Было организовано 10 персональных выставок.


Рецензии
Очень интересно вы пишите, Светлана! Позвольте записать вас в свой "список избранных"!

Андре Барбье   13.04.2017 21:53     Заявить о нарушении
Благодарю, Андре, за отзыв! А разве в список избранных нужно разрешение! Пожалуйста, буду только рада.

Светлана Ким 3   17.04.2017 19:39   Заявить о нарушении