Таки - в Виннице!..

Прошло трое суток со времени публикации "Но ведь я не пришёл с пистолетом ...". Более 600 читателей, трое из них откликнулись. Но не на «Прозе.ру», а на сайте «Історія Вінниці» (https://www.facebook.com/groups/historyofvinnytsia), где — против моей воли! — появилось сообщение об этой статье. Ничего не поделаешь: administrare – от латинского «управлять». Посему подавляющее большинство в интернете — пассажиры, попутчики, которым рулить не дано.

Первым откликнулся Андрей Рыбалка. Тот, кто «время от времени удивляет и радует любителей винницкой истории фотографиями, ранее не известными. И всегда стремится ... выяснить, что' изображено (до малейших деталей), когда и где сделан снимок, кем, и так далее» (это я так писал о нём совсем недавно тут: http://www.proza.ru/2017/02/18/2082). Так вот, Андрей, с которым я иногда переписываюсь, заметил: «Очень похоже, что кладбище с нижнего фото находилось в парке, на том месте, где сейчас аттракционы. На аэрофотоснимке 1949 г. видна зона (красная рамка), где отсутствует трава (видимо, могильные холмики были просто срыты). Дома на заднем плане существуют и сейчас.»

Рассматривал я представленный аэрофотоснимок снимок долго. В результате — Андрей Рыбалка получил следующий ответ: «Благодарю за Ваш интерес к последней публикации. Я уже писал, что на аэрофотоснимках вижу мало. Но тут ситуация попроще, чем с Кумбарами [речь идёт о нашем давнем обмене мнениями по поводу иного аэрофотоснимка — Н. К.]. Наискосок напротив стадиона, на другой стороне б. Первомайской имеются шесть зданий: два - ближе к улице, четыре - более в отдалении. На фотографии - также три больших здания, но третье - ещё глубже. И нет следов от небольших домов. То большое (сгоревшее) здание, что видно хорошо, по размерам похоже на  также выгоревшие здания 1-й и 3-й (нумерация - послевоенная) школ, которые я в том состоянии видел. Но на фото - не здания школ.
Вот причина, по которой я не определился с местом захоронения. Замостье я помню хуже - может быть там где-то?».

В этом тексте — не только сомнения в правильности предположения Андрея Рыбалка, тут и заброшенный, прошу прощения, «крючок» (упоминание выгоревших зданий школ №1 и №3). Думал, что Андрея это наведёт на ту же мысль, что терзала меня. «Наживка» оказалась ему не по вкусу. Не среагировал.
А тут ещё Стогуно Чевал, которого по точности сообщений и замечаний превзойти трудно, добавил: «Не похоже. 3-этажный дом на заднем плане совершенно в район не вписывается. Да и остальные дома не совпадают. Дома вдоль Магистратской/Первомайской хорошо видны на фото с парашютной вышкой. Они совсем другие.»

Для Андрея Рыбалка было предостаточно — он отступил, ретировался, как сказали бы французы или немцы. И заключил: «Возможно, что это кладбище и не в Виннице...».
Зря, зря, зря!!! Чутьё следопыта опытнейшего Андрея Рыбалка не подвело. Он был совсем рядом с искомым местом. На одной, в полном смысле слова, линии!

А меня, честно признаюсь, Андрей Рыбалка своим замечанием подстегнул искать дальше. Дело в том, что я смотрел на фотографию немецкого кладбища и при дневном, и при электрическом освещении, в будни и в выходные, даже в праздники. И видел - странно! - снова и снова выгоревшее здание послевоенной 2-й школы — надстроенное ещё до войны творение царских времён Гр. Гр. Артынова. Но вот прочие здания, попавшие в объектив, меня смущали, разочаровывали, так сказать. Посему я и жаждал получить подобную же версию от Андрея Рыбалка. Не дождался.

Пришлось идти мне в атаку в одиночку.
В чём, спро'сите, проблема?
В том, что никто из вас - читателей здание выгоревшей 2-й школы (3) не видел. Да ещё - с тыла, а не с фасада! Может быть, совсем не видел, если не считать фотографий. А если и когда-то видел, то не в таком состоянии и уже достроенную (крыло в сторону Каличи). А я - об этом рассказано в «Моей Виннице» - где-то 9-10-летним  вместе со старшим братом со двора (то есть, с тыла) проникал в выгоревшее здание, чтобы там пострелять из малокалиберной винтовки по оставшимся на стенах электрическим звонкам. Попадание в цель сопровождалось мелодичным, знакомым брату по довоенным временам, звоном. В этой школе он до войны учился.

Снимок сделан с совершенно непривычной стороны (1), поэтому я никак не узнавал двухэтажное здание (2), что на снимке — слева. А я ведь и его хорошо помню, но — с фасада. Оно было последним с левой стороны перед главным тогда входом в парк. Между ним и забором парка — очень густая зелень. На противоположной стороне Хлебной  улицы находилось, в глубине большого двора-садика с цветочными клумбами, одноэтажное здание (о нём, помнится, писал Анатолий Секретарев в одном из рассказов о времени сразу же после Октябрьского переворота).
Эти здания, как и маленькие, что сзади двухэтажного, в войну не пострадали.

Камнем преткновения для меня было виднеющееся справа от школы вдалеке (в дымке) большое здание. Я, находясь в неведении, не зная конкретного места кладбища, им и не занимался. Снова и снова водил я моим длинным носом по карте. И - о, чудо! - слепой вдруг прозрел! Видите квадрат рядом с Летним театром? Обратите внимание: его обрамление необычно, больше такого вы на этой карте не сыщете. Это — ещё не освящённое кладбище! Карта-то 1943 г., а снимок — 1944-го.
 
Оставалось обозначить на карте линии треугольника, захваченного объективом фотоаппарата. И стало ясно: вдали - здание пожарного депо с надстройкой для наблюдательного поста. Оно находилось несколько выше - по улице Пирогова - построенной на Каличе в 60-е годы прошлого столетия гостиницы (после сноса рынка). Всё, что расположено было в 1944-м году между школой и пожарным депо, оставалось в низине — и не могло отобразиться на фотографии.

И — последнее. Первый раз на то место, где было это кладбище, я попал, как мне помнится, в 1949-м году. Разумеется, почти никто об этом кладбище ничего не знал. А кто знал, тот молчал. При восстановлении Летнего театра прямо на месте кладбища разбили садик. Там в антрактах прогуливалась, покуривала публика. Рядом (на аллее, что шла от бокового входа в парк) стоял киоск, где можно было купить пересохшее печенье, дешёвые конфетки и тёплый, очень сладкий лимонад. Курево, конечно, тоже.

Летом темнело очень поздно, а если что — загорались фонари.  Кто себе представлял, ГДЕ  находится?!  А для артистов, которые тоже хотели в антракте покурить или, наоборот, глотнуть свежего воздуха (техническая вентиляция в театре, понятно, отсутствовала), была отделена часть прилегающей к Летнему театру территории (ближе к улице тогда ещё Первомайской). Там была небольшая лестница, по которой со сцены и театральных уборных можно было спуститься в парк. И охранник отгонял от этой «зоны отдыха» назойливых зрителей, пытавшихся увидеть артистов вблизи, послушать их разговоры. Артисты, развалившись на скамейках, были деланно беззаботны, веселы, острили. Словом, как положено, но … только не на кладбище.

Поле зрения фотографа - через объектив - я отметил линиями. Они не совсем совпадают как из-за моего неумения, так и из-за того, что карта 1943-го года напоминает как бы прикидку (эскиз), а современная — весьма точная.  На карте 1943-го года «есть интересные данные, но далеко не точные» (это — цитата высказывания по иному поводу, но тут - к месту; а всё станет понятней, если хватит терпения дочитать до конца). «Интересные данные» - это наличие тех объектов, что присутствовали тогда, а потом были стёрты с лица земли. «Далеко не точные» - это масштаб, очертания объектов, ориентация их по сторонам света.

А теперь — о замечании Михаила Потупчика:
«В статье есть интересные данные, но далеко не точные (что касается Винницы и Винницкой области). У нас НС очень плотно работал. Начали с кладбища военнопленных в Виннице на Чехова, а затем все кладбища, которые были известны в немецких архивах и по воспоминаниях местных жителей, были раскопаны ПП "Военные мемориалы" г. Киев (на заказ НС) и перезахоронены в Славуте. В Славуте не только военнопленных перезахоранивали, а и погибших в боях. В Славуте два паралельных кладбища - для немцев и для наших. Наших военнопленных, которых так же ПП "Военные мемориалы" раскопали на Чехова так же в Славуте перезахоронили (правда часть для PR Ющенка несколько перезахоронили в Виннице на Мемориале на Киевской).»

Спасибо ему за сообщение. Но, как учила нас партия — «ум, честь и совесть нашей эпохи», критика должна быть конструктивной. Тем более, когда начинается она с таких, почти взаимоисключающих — «интересные, но далеко не точные», определений. Мне, например, не точные данные малоинтересны. Посему я осторожно спрашиваю: «Чем интересные?» Потом ещё, более настойчиво: «Далеко не точные — в чём?». Я ведь в статье предупреждал, что в материалах НС есть «много неясностей, даже несовпадений данных по одному и тому же объекту», пр. Хотелось бы, чтобы М. Потупчик эти данные уточнил или хотя бы сообщил, где с ними - точными - можно ознакомиться.

Напрашивается вопрос и об изображённых на фотографиях кладбищах. Вы пишете, глубокоуважаемый Михаил, что «все кладбища, которые были известны в немецких архивах и по воспоминаниях местных жителей, были раскопаны ПП "Военные мемориалы" г. Киев». Значит, вот об этих двух никто не ведал? Неужели представленные фотографии отсутствовали в ФРГ? Верится с трудом.
Вы не указываете время работ ПП (Православный приход, Постановление правительства, Похоронный полк, Похоронное предприятие, и т. д. - тоже требует расшифровки для таких незнаек, как я), а можно было бы найти первую публикацию фотографий или запросить НС, что я бы с охотой сделал. Словом, «все кладбища» - заявление слишком смелое.

Вопросов немало, но я Вам, тем не менее, весьма признателен. За многие годы моих публикаций Вы — первое официальное лицо, которое, хоть и в частном порядке, не побрезгало отреагировать на сообщение борзописца-критикана из далёкого зарубежья.

                ***

Если бы был на все сто процентов уверен, что локализацию кладбища я определил верно, то назвал бы статью «Эврика!». Это возглас, огласивший округу при рождении (открытии) первого закона гидростатики великим математиком и механиком Древней Греции Архимедом (287-212 до н. э.); с древнегреческого — Неигека! (Я нашёл!).
С тех древних времён возглас «Эврика!» служит для выражения радости от найденного решения проблемы, от неожиданной и удачной мысли.
Не знаю, много ли в сей публикации осталось воды, не вытесненной фактами. Чтобы остаться на плаву, надо было мне, по закону Архимеда, вытеснить воды больше, чем я в глазах читателей, вешу. Если же эта публикация полна воды — и вытесненная весит меньше, чем читатели предполагают во мне публицистического веса, то я пойду ко дну.

Теперь вам понятно, чем я рискую при своих попытках пробиваться вперёд новыми нехожеными тропами?


Рецензии
Михаил Потупчик:
Уважаемый Соломон Григорьевич, извините что не отвечаю Вам на Проза.ру, я просто не разобрался как там это можно сделать. ПП я написал по привычке - это украинская аббревиатура, для Вас привычно будет ЧП - частное предприятие. ЧП "Военные меморалы", теперь оно называется ЧП "Память и Слава", занимается поиском немецких захоронений периода Второй мировой войны на территории Винницкой области с 2007 года. Каждый год они раскапывают несколько кладбищ, эксгумируют и перезахоранивают немецких солдат на кладбище в Славуте Хмельницкой области. В самой Виннице ими были перезахоронены 97 умерших в лагере немецких военнопленных. У Немецкого Народного союза по уходу за немецкими военными захоронениями политика по территории Винницкой области не обустраивать кладбища, а переносить покойных на большие обустроенные кладбища. Для Винницкой области это Славута. У меня нет полных данных сегодня по другим кладбищам на территории области (честно говоря не очень интересовался), но могу узнать если это интересно. Что касается "кладбища героев" в Виннице, они работали на местах указанных на карте и архивных немецких материалах, но могил не нашли. Скорее всего могилы были перенесены при строительстве домов или просто уничтожены. Я не исключаю возможности того, что ЧП могло их и не найти. С кладбищем военнопленных было проще, оно сохранилось, хотя и без табличек.

Мой ответ:
Глубокоуважаемый Михаил Валентинович!
Благодарю Вас за разъяснения. Попробуем договориться на этой странице.
ПП «Военные мемориалы» - смесь французского с нижегородским: не Вы первый автоматически так пишете. Поверьте, кабы — ПП «Воєнні меморіали», я бы всё понял.
Что касается кладбища в Славуте, то оно на сайте НС представлено только фотографиями без какого-либо разъяснения. В другом месте сказано, что это - кладбище умерших военнопленных и интернированных лиц. Умерших где и когда — ни слова.

О том, что НС считает невозможным надлежащий контроль (уход) за сотнями-тысячами маленьких кладбищ и переносит останки на новые большие (огромные) мемориалы, я писал. Тут, конечно, ещё масса нюансов. Например, небольшое (тем более, одиночное) захоронение - почёт и память конкретным лицам, огромный мемориал — напоминание, предупреждение, призыв не повторить такую же ошибку-трагедию.
А чем отличаются умершие военнопленные от погибших в бою: и первые были перед пленением такими же захватчиками и убийцами? По взаимному умолчанию, стороны всегда идут на подобное лукавство при столь деликатных соглашениях.

Что касается Heldenfriedhof'а, то тут ясно: при строительстве универмага и большого дома, что за ним, кости просто отправили на свалку (кстати, как и при строительстве детского сада на еврейском кладбище Винницы). А два кладбища в парке было решено не замечать: вести раскопки на виду у тысяч винничан ЧаП не хотелось. Боялись ЧрП (это тоже по-русски, но — смысл иной): народ бы узнал, что он «плясал на могилах». А кладбище захороненных немцев на Чехова было всем известно. Вы, кстати, также используете лексику дипломатов: «Скорее всего могилы были перенесены при строительстве домов ...», хотя еще скорее того первого «скорее» уверены, что советская власть такими «мелочами» себя не утруждала, даже если это были останки соотечественников.

Теперь, да ещё с дополнениями (представленными Вами фотографиями), участники винницких сайтов получат более-менее отчётливое представление об одном из сегментов того, что было в Виннице в войну и после неё.
К сожалению, перенести фотографии на «Прозу».ру не представляется возможным: там допускается лишь одна картинка, что заставляет меня делать коллажи. А было бы неплохо...

Кабы критика и замечания были такого (содержательного) плана, мы бы во всём продвигались вперёд. А так — либо излишние комплименты, либо просто грязь. Самый последний образец: зловонные испражнения безграмотного жовніра Жовнера после информации о публикации моей статьи «Дедушка, а маланцы — это кто такие?» (см. «Винничане» от 17.02.2017). Никто его, однако, не одёрнул — и он, вероятно, ощущал себя Матросовым, бросившимся на амбразуру ДОТ. Хотя на самом деле - страдает хронической дезинтерией-дезистерией неудачника.

Всего Вам доброго, Михаил!

P. S. Самое свежее сообщение-дополнение Андрея Рыбалки (ему — отдельная благодарность!) с четким аэрофото 1949 г. возложило корону на совместное мероприятие, в котором участвовало несколько лиц, желавших восстановить историческую правду. По-моему, замысел удался.
(http://www.facebook.com/groups/historyofvinnytsia, 12.03.2017).

Нил Крас   12.03.2017 19:02     Заявить о нарушении
Привет, Соломон Григорьевич! Спасибо за книжку. Вот мои соображения общего плана относительно немецких военных захоронений в Виннице.
Боев за Винницу в 1941-ом не было. Не было в ее окрестностях и масштабных действий партизан.Поэтому подавляюшее большинство немецких могил - это захоронения умерших от ран и болезней пациентов лечебных учереждений. Значит, возле них и должны были располагаться военные немецкие кладбища. В частности, старожилы рассказывали мне, что одно из таких кладбищ находилось на обращенной к Бугу стороне улицы Ивана Богуна,невдалеке пятничанского парка, в котором, видимо, находилось такое учереждение.

Анатолий Секретарев   14.03.2017 09:55   Заявить о нарушении
Привет, Анатолий Михайлович!
Я собственно боями не занимался, так как в военном деле не силён.
Если же обратиться к воспоминаниям В. Я. Куликова (как раз в тех разделах, где ему уходить от истины не имело никакого смысла), то там можно прочитать о боях на Старом городе, на проспекте Коцюбинского (19-го июля 1941 г.), о расположенных неподалеку от старогородской церкви могилах "немецких офицеров и солдат, павших при взятии Винницы" (стр. 259).
С уважением,

Нил Крас   14.03.2017 19:03   Заявить о нарушении