2. Открылась Детская художественная школа

НА СНИМКЕ из коллекции В.П. Шаповалова: Занятия в Детской художественной школе с преподавателем В. Шаповаловым. Снимок взят на сайте «Керамист Владимир Шаповалов»


Детскую художественную школу Объединенный комитет профсоюза собирался открыть 1 сентября 1965 года, но она открылась только 1 ноября.

Готовиться к созданию ДХШ мы начали еще весной после того, как из помещений ППО выехал «Интеграл». Тогда я попросил Любу Горелову, директора Дома пионеров (от ГОРОНО) организовать там разного рода детские кружки. И там вскоре начали работать такие кружки, как краеведческий, филателистический, «Зелёный патруль».

Говорили мы с ней и о создании художественной школы, и тогда мне показалось, что она прониклась пониманием того, что это такое.

Подключил я к созданию ДХШ и зав. детским сектором Дома Культуры Нину Михайловну Козлову, поскольку она рассказала мне, что отец её мужа Тимофей Павлович Козлов уже создавал художественные школы в других городах.

Действительно, у него было видение и понимание того, какой должна быть школа.

Упор он сделал не на рисование, а на декоративно-прикладное искусство. Это соответствовало и тому, на что я рассчитывал. Я не собирался делать из Детской художественной школы Академию художеств. Своей задачей я считал развитие детских способностей, что, впрочем, вовсе не означало некоего усреднения. Напротив, талантливым детям должен был предоставляться простор для развития их творческих способностей.

Тимофей Павлович составил первую программу, перечень необходимого оборудования, мебели, материалов, а также штатное расписание.

Мы тогда же весной заказали станочки, верстаки и печи. Попросили спроектировать более мощную вытяжную вентиляцию, и за лето удалось многое из заявленного купить и успеть выполнить необходимые работы по переоснащению помещений ППО в классы школы.

К моменту ее открытия 1 сентября я всё еще считал, что она будет работать в рамках Дома пионеров и школьников. Люба Горелова заверяла меня, что они полностью готовы к работе.

Мы дали объявление в газете «За науку в Сибири» (оно появилось 16 августа в №33, и копию его я привожу здесь), и из него, по-прежнему, следует, что школа создаётся при доме Пионеров и Школьников.

Вскоре мы проверили, как предполагается организовать работу школы, и я понял, что Любе Гореловой не удалось ни оформить школу и получить на нее штаты и финансирование в ГОРОНО, ни подобрать преподавателей, которые могли бы квалифицированно работать с детьми, давая им полноценные знания по живописи, скульптуре, прикладному декоративному искусству, да и просто по эстетике. Она могла организовать простой кружок, что абсолютно не соответствовало моим стремлениям.

Поэтому пришлось в срочном порядке оформлять создание школы при Доме культуры «Академия». К счастью, мне удалось быстро получить на школу штатное расписание и финансирование.

Соответствующие решения были приняты Обкомом профсоюза работников Высшей школы и научных учреждений и Облсовпрофом.

Хорошо, что у Облсовпрофа были свободные штатные единицы и средства на финансирование Школы. Хорошо, что было у него и желание открыть такую школу.

Впрочем, мне пришлось подавать целый пакет материалов по школе, где была обоснована необходимость создания школы, и были показаны расходы Управления делами СО АН на приобретение оборудования и мебели, а также на хозяйственное обслуживание Школы, как это и соответствовало законодательству того времени.

Было большой удачей и то, что в СО АН оказались деньги на приобретение оборудования, и то, что заместитель председателя СО АН Лев Георгиевич Лавров полностью поддержал нас с открытием Школы. Мы же сначала рассчитывали, что деньги выделит ГОРОНО, но оно не выделило ни денег, ни штатов.

А вот первых преподавателей школы и её директора нашёл Владимир Иванович Немировский.

Мы открыли Детскую художественную школу ОКП не первого сентября, а первого ноября 1965 года, и первым директором школы был Виктор Семёнов, а её первыми преподавателями – живописцы Леонид Огибенин и Владимир Сокол, а также скульптор Борис Горовой.

Нина Михайловна Козлова пишет ещё о преподавателях В. Кирьянове и В. Семеновой, но, мне кажется, они были позже.

В начале октября в газете появилась большая статья Бориса Половникова о школе и её преподавателях:

«Виктор Семенов, директор школы. Несколько лет назад окончил художественную академию им. Репина, что, впрочем, ещё ни о чём не говорит. Но говорит о нём убедительно другое.

Те, кто видел коллективную выставку молодых в залах Союза художников в Новосибирске, не могли не отметить тонкого, нервного дарования одного из выставляющихся, чьи натюрморты привлекли внимание зрителей своей музыкальностью колористической изощрённостью. Автором этих работ был Виктор Семёнов.

Владимира Сокола старожилы Академгородка хорошо знают по оформительским работам. Интерьеры многих зданий, в частности, ресторана, - это всегда неожиданно, свежо, с выдумкой.

Скульптор Борис Горовой также живёт в Академгородке, он участник многих городских и зональных выставок.

Леонид Огибенин – один из старших художников Новосибирска, с большим педагогическим опытом, прекрасно знающий историю мировой живописи».

Через год, осенью 1966 года туда пришел Юрий Ильич Кононенко.

Дети потянулись к зданию школы, и в неё сразу записались сорок детей, а к тому моменту, когда в 1967 году я покидал ОКП, в школе обучалось уже порядка 200 детей.

С Юрием Ильичом Кононенко в школе работал и Володя Шаповалов, тогда студент НГУ, а сейчас известный керамист Владимир Петрович Шаповалов, преподаватель Харьковской академии дизайна и искусств.

О работе Ю.И. Кононенко в ДХШ говорит его друг поэт Иван Воробьёв (Юра Кононенко подарил нам альбом своих рисунков на стихи Ивана Воробьёва):

В Детской художественной школе «… не только рисовали, но и занимались керамикой.

Оттуда первые две строки в Юрином предисловии к каталогу (… о себе):

«Это было в Художественной школе. Маленькая девочка вылепила птицу с тремя крыльями. Она рассказала мне, что одно крыло запасное, потому что иногда птица устаёт лететь».

Детская художественная школа просуществовала недолго. А вот тому, как многие годы спустя дети и родители с теплотой вспоминали о ней при встрече с Юрием Ильичом, я свидетелем был».

Очень трогательный рассказ. В нём всё правда, кроме одного. Детской художественной школе Дома Культуры «Академия» была отпущена более долгая жизнь, чем музыкальной.

Впоследствии ДХШ переехала из ППО в двухэтажное здание по Детскому проезду, освободившееся от детского сада, а в ППО разместили стол заказов, выгнав оттуда в никуда кружки Дома пионеров и школьников. Кажется, ППО и сейчас используется как магазин.

У Детской художественной школы, насколько мне известно, есть и более поздняя славная история, и я рад, что она на протяжении многих лет дарила детям радость и развивала их способности к художественному творчеству.

И закончить этот очерк о создании в Академгородке Детской художественной школы я хочу словами талантливого новосибирского живописца Николая Грицюка, которые были приведены Борисом Половниковым в цитируемой статье:

«Самый благодатный возраст для живописи – это пока тебе не стукнуло шестнадцать».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/11/512


Рецензии