1. У нас экс-чемпион мира по шахматам Эйве

НА СНИМКЕ: Экс-чемпион мира по шахматам Макс Эйве (1901-1981)


На сцене Дома культуры «Академия» расставлены столы и разложены шахматы. Идёт сеанс одновременной игры в шахматы на 25 досках.

Двадцать пять шахматистов Академгородка играют против экс-чемпиона мира по шахматам Макса Эйве.

Он приехал в Академгородок вместе с директором Гаагского Вычислительного центра (Нидерланды) международным мастером Мюрингом, а сопровождает их Михаил Ботвинник, тоже бывший чемпион мира.

Эйве не показал высокого класса в матче. Счёт был, правда, в его пользу, но перевес был небольшой: 13.5:11.5.

У Эйве выиграло шесть человек, а проиграло ему восемь, вничью закончили свои партии 11 человек.

Надо сказать, что Эйве, в свое время, выиграл у знаменитого чемпиона мира Алёхина со счётом 15.5:14.5, но через два года (в 1937 году) проиграл ему в матч-реванше со счётом 15.5:9.5.

Алёхин умер непобеждённым в 1946 году, и в 1948 году чемпион мира определялся в матч-реванше четверых сильнейших шахматистов – Эйве, Ботвинника, Смыслова, Решевского и Кереса.

Победил тогда Михаил Ботвинник, ставший шестым чемпионом мира, а Эйве в этом турнире был последним, проиграв миниматчи остальным четырём участникам турнира.

Эйве был доктором математики и в 1950-х занялся изучением компьютерных технологий.

Но всё же иногда в шахматы играл. Так во время рабочей поездки в США Эйве сыграл две партии с тринадцатилетним Бобби Фишером (одну Эйве выиграл, вторая закончилась вничью).

В 1959 году Эйве назначили директором Исследовательского центра по автоматической обработке данных, а через два года — главой учреждённой Евратомом комиссии, изучавшей способности компьютера к игре в шахматы. Этим он и занимался в последующие годы.

Среди сыгравших вничью был ст. лаборант В. Бутенко, который посвятил себя созданию компьютерного шахматиста. В.И. Бутенко совместно с М.М. Ботвинником впоследствии разработал шахматную программу.

С помощью газеты «Комсомольская правда», которая ежедневно печатала ходы в партии, вся страна играла в шахматы с этой программой.

Говорят, что В.И. Бутенко был единственным сотрудником, защитившим учёную степень по шахматным проблемам.

Шахматному клубу СО АН было всего два года. Напомню, инициаторами его создания были Швецов и Закожурников, а мне выпало поддержать эту инициативу и добиться выделения клубу постоянного места – квартиры в жилом доме.

А первым чемпионом Академгородка стал я в 1959 году. У меня тогда был первый разряд по шахматам.

В Институте гидродинамики располагались пять институтов СО АН, и мы набрали человек 20 участников турнира.

Из участников того турнира я помню доктора технических наук П.А. Пашкова, кандидата технических наук В.С. Седых и кандидата технических наук Л.В. Овсянникова (учёные степени я указываю те, какими они были в то время; впоследствии Седых, и я стали докторами, а Овсянников – академиком).

Овсянников занял второе место, Седых – третье, а Пашков – четвёртое. Я уже писал об этом раньше: http://proza.ru/2012/12/23/306

Но это было уже шесть лет назад. С тех пор много воды утекло. В Академгородке уже жило 20-25 тыс. жителей.

Появились кандидаты в мастера спорта по шахматам, был даже и свой мастер спорта.

Правда, с Эйве они не играли, а вот перворазрядники наверняка сидели за досками. Отсюда и результат. Эйве, наверное, не ожидал такого счёта, потому что был слегка обескуражен. Но не поддаваться же нам ему, только потому, что он гость!

Гости заночевали в Академгородке, а на следующий день посетили ВЦ и Институт ядерной физики. В ИЯФе они осмотрели весьма впечатляющие стенды и поговорили с академиком Будкером.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/11/567
 


Рецензии