Смирение и терпение

       Много лет назад мне попалась на глаза и запомнилась фраза из Евангелия от Матфея (10,22) «претерпевший до конца спасется». Льстила она моему самолюбию: я много болел, много страдал; приходилось много терпеть. А куда же было деться?..
 
       С ранней юности мы, не обладающие духовными навыками, попадаем в лапы «похоти очей и гордости житейской» (слова принадлежат Иоанну Богослову). Нам надо обязательно обогнать сверстников в спорте и спирте, в фанатическом аскетизме и фанатической распущенности, в вызывающем богатстве и вызывающей бедности...

       Подобные крайности приводят не только к тяжелым заболеваниям, но и к развалу семьи и общества. Отсюда и проистекает мнение, что русскому народу якобы свойственно непомерное терпение. Терпение – это крайнее средство, которым можно попытаться излечить больного. Но от недуга спасает смирение. Его-то нам и не хватает...

       Смирение в широком смысле – способность человека предъявлять больше претензий к себе, нежели к другим. Кто обладает этим даром, живет значительно легче и содержательнее по сравнению с теми, у которых такого свойства не наблюдается...

       Ефрем Сирин и Игнатий Брянчанинов ставят смирение и терпение рядом, но в приведенной последовательности. А что же тогда делать с заявлением Иисуса Христа о претерпевшем? Прежде всего, не вырывать какой-либо один пассаж из Учения...

       Наша склонность думать, что существует единственный рецепт на все случаи жизни есть пагубное заблуждение. Смиряйтесь и будете меньше терпеть, искренне любите и будете меньше страдать, не ищите благ и тогда они сами найдут вас...

       Нет на земле ничего выше, чем состояние душевного покоя. Об этом писали и великий Лев Толстой, и скромный Джеймс Чейз, но именно его-то им и не доставало. Так как состояние душевного покоя складывается из многообразного духовного труда, а не из того, чтобы правильно определить иерархию той или иной добродетели.

11.03.2017       


Рецензии