9. 24. Пересадка

В Пензе пересадка.

«Все военнослужащие, независимо от того, были они сформированы в команды или ехали одиночками,
обязательно должны были пройти санитарную обработку в пензенском санпропускнике, расположенном возле вокзала.

Он представлял собой баню, при которой была, так называемая, «жарилка», то есть камера для «прожаривания»
(интенсивного прогрева) носильных вещей военных».
Пока отец и его попутчики мылись в бане, их одежда и все  пожитки прогревались при очень высокой температуре в этой «жарилке».

«Когда мы получили обмундирование и белье, – свидетельствовал В. Беляев, – то они были настолько горячими,
что пришлось подождать, пока они остынут.

Комендант пензенского санпропускника лично проверял всех поименно (по списку) и двигаться дальше, без этой
гигиенической обработки, было невозможно.
Войска шли сплошным потоком, и санпропускник работал круглые сутки.»
{14.42}

В Пензе им, едущим на фронт, удалось поесть горячего.
«На железнодорожной станции имелся продовольственный пункт для проезжавших воинских команд
и отдельных военнослужащих.
Здесь можно было получить продовольствие в виде сухого пайка или горячую пищу в столовой
по продовольственному аттестату, выдававшемуся всем командированным».
{14.29, с.40}

«Длинная, петляющая очередь военных выстроилась к окошку.
Над ним — кривыми буквами «Продпункт».
Пахнет хлебом и селедкой».
{14.77, с.96}
Это по воспоминаниям фронтовички И.Н. Левченко.

А вот свидетельство писателя Г. Бакланова:
«через продпункт круглые сутки шли эшелоны, и всех нужно было накормить, – перед каждым стукали на стол
миску супа-пюре горохового, миску пшеничной каши…»
{14.59}

Помощник коменданта вокзала, убедившись в наличии справки из санпропускника, посадил их в эшелон,
следовавший до Лисок.

Проехав Пензенскую область и Саратовщину, оказались на воронежской земле.
В Поворине, Новохоперске, Таловой, Боброве – всюду были видны следы разрушений.
Станции эти совсем недавно находились в ближнем тылу наших войск и подвергались мощным бомбовым ударам
немецкой авиации.

На территории Воронежской области линия фронта проходила по Дону.
В июле 1942 года фашистские войска были остановлены на правом берегу реки, напротив города Свобода
с находящимся здесь железнодорожным узлом Лиски.

Эти названия долго портили настроение высшим чинам вермахта.
Так, начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии Франц Гальдер в своем дневнике отмечал,
что 6-й армии, рвавшейся к Сталинграду, «основные силы подвижных соединений… следовало сосредоточить
в направлении Свободы».

Взять этот важный стратегический пункт – город с узловой железнодорожной станцией Лиски –
гитлеровцам так и не удалось.

На железной дороге Харьков–Лиски–Ростов образовался разрыв, который добавил оккупантам забот.
В Острогожске грузы, необходимые наступающим на Сталинград войскам, из вагонов перебрасывали в кузова автомашин
и полевыми дорогами везли в Евдаково.
Там их снова загружали в вагоны и по «ростовской ветке» везли на юг.

Пришлось фашистам выгнать новую железнодорожную линию Евдаково–Россошь–Миллерово–Лихая.
В народе называлась она «берлинкой», а еще – «дорогой на крови»:
при ее сооружении немало военнопленных и местных жителей нашли свою смерть.

Шесть месяцев гитлеровцы подвергали Свободу бомбардировкам и обстрелам.
В середине апреля 1943-го, когда здесь оказались отец и его товарищи, город, переименованный в Лиски,
лежал в руинах.

Комендант станции, немногословный офицер с нашивками за ранение над орденом Красной Звезды,
сидел в одной из уцелевших комнат полуразрушенного здания.


Рецензии