Вишни в ущелье

     Однажды мне довелось быть на Всесоюзном турнире памяти маршала Баграмяна, и я взял c собой в Ереван дочь. Ей тогда было лет двенадцать.
 
     В последний день турнира гостеприимные армяне организовали для всех участников турнира экскурсию в Гарни. Крепость была построена ещё в языческие времена армянским царём – солнцепоклонником Тиридатом I. В память об этом событии царь оставил надпись:  «Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…»

     Его потомок, Тиридат III Великий, который сделал христианство    государственной религией,  к счастью для армян, дураком не был. Он не стал бороться с язычеством, разрушая языческие храмы. Величественный храм богу Солнца Михру в Гарни более чем через тысячу лет впервые разрушило землетрясение. Больше не стану касаться горных красот и величия руин летней резиденции армянских царей а перейду к случаю в поездке, который запомнился и мне и дочери.

     Уже не помню, толи в Гарни, толи по дороге обратно, но автобус остановился, чтобы мы могли размять ноги и полюбоваться природой. С одной стороны была пропасть, а с другой стороны сравнительно пологое ущелье. Дело было весной и на другой стороне ущелья на каменистых склонах цвели вишни. Вдруг один грузинский мальчик побежал вниз по склону ущелья, тренер что-то кричал ему вслед по-грузински, но мальчик отмахивался и бежал дальше...

     Потом он зачем-то стал взбирался по противоположному склону к цветущим вишням. Всему автобусу пришлось ждать беглеца.  Не скажу, что это нам было в тягость: за это время мы гуляли по площадке,разговаривали, вдыхая весенний горный воздух и неспешно любовались видами.  Прошло не менее получаса. Наконец мальчик вернулся, тренер дал ему по шее, что-то сердито выговаривал по-грузински, а тот ничего не объяснял, вскочил в автобус и исчез где-то на задних сиденьях. Без особой спешки стали в автобус собираться и мы.

     На дочкином сиденьи у окна лежала ветка цветущей вишни. Дочь подняла её, и стала озираться, кто же положил ей ветку. Я видел, как мальчик замер, заметил, как волновалась дочь, но решил их не знакомить.

     Это мимолётное приключение дочь вспоминает иногда, хотя с тех пор прошло лет 30, а может и больше. Вспоминаю этот случай и я, жалею, что не познакомил детей, но что сделано, то сделано, нет уже той страны, и назад в ущелье дороги нет...


Рецензии
Это мимолетное приключение и я буду помнить, благодаря Вашему замечательному рассказу.
С уважением,

Маро Сайрян   07.12.2017 16:59     Заявить о нарушении
Спасибо, всё это случилось лет 35 назад, но мне кажется, что я ещё и сегодня ощущаю свежесть пещерного ручья в полумраке Айриванка. Меня, неверующего, мои армянские друзья там научили молиться.

Владимир Улас   08.12.2017 00:44   Заявить о нарушении