Акациры - нечуждый народ 2-4 веков

Акациров однажды упомянул в своей лекции тульский археолог Алексей Воронцов как первопоселенцев археологической площадки Упа-2. Это на месте тульского микрорайона «Времена года».
Говорят,  московские археологические светила приняли сообщение о тульских акацирах с восторгом. И было от чего. Ранее они были известны единственным своим обиталищем на среднем Дону в Липецкой области возле Задонска. Обнаружение акациров в тульских дебрях – это историческая сенсация с далеко идущими последствиями.

От древних римских и византийских авторов до современных исторических корифеев  акациры были известны как «кочевой скотоводческий народ, обитавший в III — IV веках на территории Европы от Приднепровья до Восточной Прибалтики и верховий Волги». Название «акацир»  выведено из тюркского «aq-kasir, aq-qasar». Мне это не понравилось. Тюрки не оставили каких-либо подробностей об акацирах. Отсюда и начала раскручиваться интрига.

Мои изыскания привели к убеждению, что акациры не были классическим этносом. При таком огромном ареале обитания они должны быть более известными. Как минимум своими вождями и конфликтами с соседями. А этого нет!  Позднейшая история акациров обычно связывается с их участием в образовании хазарского этноса и мишарей. Хазары хорошо знакомы на Руси, а мишари считаются татарским субэтносом Среднего Поволжья и Приуралья. С моей точки зрения мишари это откровенно русское, ключевое и говорящее, название смешанного населения, поселившегося вместе в силу житейских обстоятельств. Это вполне могли быть и беженцы от военных невзгод, в том числе от известного нашествия гуннов.

Меня радует такое понимание роли беженцев в формировании народонаселения как одно из возможных следствий великих переселений народов. Особо порадовало мнение тульского археолога Алексея Воронцова об акацирах как о «смеси народов», в том числе и потомков скифо-сарматского населения. Вот и ответ на тяжкие исторические вопросы – куда делись последние жители Великой Скифии, Великой Сарматии и Великой Тартарии? Разбежались и попрятались среди коренного населения. В том числе и в тульских дебрях верховий Оки и Дона. 

Не могу удержаться от толкований смыслов в имени акациров. По моей версии ключевым является «корень отчуждённости *кац-, *коц-». С этим корнем связаны созвучностью и смыслами многие слова:
коцать – резать, отделять от целого;
коцавейка, кацавейка - короткая кофта;
коць – короткий плащ без рукавов, примитивная накидка;
Коцит (иноск.) - река ущербных, их плача и стенаний по греческой мифологии;

В названии акациров есть приставка отрицания (а-), утверждающая не отчуждёность акациров, а их близость и свойственность подобно первосмыслам в названии зарослей полезной акации и греческого доброго имени Акакий.
Думаю, такие звуковые и смысловые совпадения неспроста. Во всяком случае, это полезные знания для продвижения добрых проектов, связанных с гостевой и миграционной привлекательностью Тульской области.  Как минимум для тех, кто хоть что-то понимает в управлении проектами.


Рецензии