Абашевская культура на Южном Урале

Галичский клад. Абашевская культура. Абашевская культура на Южном Урале
...Галичский клад который только что упоминался, имеет несомненное происхождение из области Волго-Камья: он имеет параллели в Сейминском и Турбинском могильниках, в Абашевских курганах Чувашской АССР и в Верхнеуральском кладе из Приуралья (П.Н. Третьяков. К истории доклассового обшества Верхнего Поволжья. Изв. Гос. Акад. истории матер. культуры. Bып. 106, 1935. с.132—134)
Абашевская культура
Новая археологическая культура бронзового века получила название от курганной группы, расположенной близ с. Абашево Чебоксарского района ЧАССР. Абашевские курганы впервые описал В.К. Магницкий, эти материалы затем использовал С.М. Шпилевский в известной монографии «Древние города и другие булгарско-татарские памятники в Казанской губернии». В 1921г. абашевские курганы обследовал В.Ф. Смолин. Спустя четыре года он провел раскопки трех курганов, вскрыл в них 11 погребений. По своеобразию погребального материала В.Ф. Смолин выделил курганы абашевского типа в особую археологическую культуру и датировал ее 2-м тысячелетием до н.э. Результаты исследования он опубликовал в книге «Абашевский могильник в Чувашской республике», изданной в Чебоксарах в 1928г. В книге выделены характерные черты погребального обряда абашевцев. Описан могильный инвентарь, полученный при раскопках, и отмечено своеобразие височных колец, аналогичных с находками на Северном Кавказе, что отражало, по мнению Смолина, южное влияние на абашевскую культуру.
В 1926-1927гг. палеонтологический отряд Средневолжской комплексной экспедиции ГАИМК под руководством П.П. Ефименко проводил обследование абашевских курганных групп на территории Чувашии: близ селений Верхние Олгаши, Тюрлема, Катергино, Таушкасы и Досаево. После этой экспедиции в течение 18 лет абашевские памятники не изучались.
После Великой Отечественной войны в 1945 г., О.А. Кривцова-Гракова возобновила раскопки Абашевских курганов. Под ее руководством раскопаны 2 кургана (3-й и 9-й по нумерации В.Ф. Смолина). Внимание исследователя привлекало сходство форм абашевской посуды с позднефатьяновской керамикой. У абашевцев могилы сооружались, как у фатьяновцев, точнее – балановцев, в грунте по истечении некоторого времени засыпались общей насыпью. На основе выявленных аналогичных признаков погребального обряда абашевцев и балановцев О.А. Кривцова–Гракова высказала предположение об их генетических связях. Формирование абашевской культуры она датирует началом третьей четверти 2-го тысячелетия до н.э...
О.А. Кривцова-Гракова. Абашевский могильник. КСИИМК. Вып.17. М.,1947, с.92-99
К.В. Сальников. Памятник абашевской культуры близ Магнитогорска. КСИИМК. Вып.35. М.,1950, с.91-97
А.Е. Алихова. Абашевские курганы близ села Земского Рязанской области. КСИИМК. Вып.64. М.,1956, с.141-143
К.В. Сальников. Новые памятники абашевской культуры в Южной Башкирии. КСИИМК. Вып.67. М.,1957, с.83-89
Санжаров С.Н. Абашевский погребальный обряд в Подонцовье и его идентификация в среде местных древностей. КСИА. Вып. 226. М.: Языки славянской культуры. 2012, с.134-149
Ахмедов И.Р., Луньков В.Ю., Лунькова Ю.В. Абашевские комплексы Старшего Никитинского могильника (по материалам исследований 2002-2004 гг.). КСИА. Вып. 230. 2013, с.162-181
Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Краткие собщения Института археологии
http://kronk.spb.ru/library/ksiimk-ksia.htm
Наиболее западный памятник-курган открыт в бассейне Верхней Оки, в местности «Михайлова Гора» близ с. Огубь Малоярславского района Калужской области. Большая группа курганов обследована в Верхнем Поволжье, у Плещеева озера в районе Переславля-Залесского. В 1939 г. 3 кургана этой группы раскопаны П.Н. Третьяковым, в них были найдены абашевская керамика и украшения. Южный район распространения абашевских могильников охватывает современную Воронежскую область. На Южном Урале открыты селища абашевцев. В 1951г. К.В. Сальников исследовал поселение Баланбаш, открытое еще в 1934г. В 1948—1950гг. им раскопаны Малокизильское поселение и остатки погребения, давшие абашевский материал, в котором прослеживаются аналогии с андроновскими и срубными вещами. В 1951г. в бассейне р. Белой К.В. Сальников открыл ряд селищ с керамикой баланбашского типа (Уняк, Салихово, Ахмерево), относящихся к позднему этапу абашевской культуры.
Таким образом, абашевские племена занимали обширную территорию, охватывающую Верхнее и Среднее Поволжье, Прикамье и Южный Урал, современные республики Чувашия, Марий Эл, Татарстан, Башкортостан, Пермский край, Кировскую, Ульяновскую, Самарскую и Воронежскую области. В этих областях выявлены многочисленные курганные группы, в восточной части ареала, на Южном Урале, расположены позднеабашевские поселения. Абашевцы занимали всю эту территорию не сплошным массивом. Основные группы памятников абашевской культуры сосредоточены на территории Среднего Поволжья — в бассейне рек Илети, Цивиля, Свияги, низовьях Камы...
К.В. Сальников. Абашевская культура на Южном Урале. СА Вып. XXI, 1954, с.52-94
A.X. Халиков (Казань). Новые памятники абашевской культуры в Волго-Вятском междуречье. СА 1959(2), с.148
О.Н. Евтюхова. О происхождении абашевской культуры. СА 1966(1), с.23
А.Д. Пряхин (Воронеж). О поселениях абашевской общности в юго-занадпых районах Среднего Поволжья. СА 1975(4),с.154
Либеров П. Д. О хронологии абашевской культуры. СА 1977(2)
И.Б. Васильев, А.Д. Пряхин. Бескурганный абашевский могильник у Никифоровского лесничества в Оренбуржье. СА 1979(2)
Советская археология (СА)
http://www.archaeolog.ru/index.php?id=259
http://annales.info/sbo/contens/sa.htm
 
К.В. Сальников. Абашевская культура на Южном Урале. Советская археология Вып. XXI, 1954, с.52-94
…По состоянию наших знаний к настоящему времени можно видеть, что памятники абашевской культуры размещены на большой площади: от Ярославля и Калуги на западе до Магнитогорска на востоке. При этом они не занимают сплошной территории, а разбросаны пятнами, содержащими в большинстве один памятник. Пока выделяются две области, где открыто несколько памятников. Одной из них является территория Чувашской АССР с прилегающими районами Татарской АССР, другой — Южный Урал, точнее — южная Башкирия, где намечаются две группы памятников — стерлитамакская и магнитогорская, или зауральская. Абашевским памятникам южной Башкирии, исследованным нами, посвящается настоящая статья.
Первым по времени обнаружения на Южном Урале абашевским памятником следует считать коллекцию бронзовых украшений, происходящих, повидимому, из погребения; коллекция была доставлена в 1900-х годах в музей Оренбургской ученой архивной комиссии из с. Кусеево 2-й Бурзянской волости Орского уезда Оренбургской губернии (ныне Баймакский район Башкирской АССР) (1). На наличие на Южном Урале памятников абашевской культуры было обращено внимание много позже, когда во время починки мельничной плотины па р. Малом Кизыле на землях Верхне-Кизыльского поселка (ныне Агановский район Челябинской области) был случайно найден клад бронзовых вещей и при нем маленький сосудик типично абашевской формы(2).Клад был определен как
принадлежащий к абашевской культуре и опубликован Н.Н. Бортвиным (3).
Первые находки абашевских вещей на Южном Урале были встречены с недоверием. Казалось невероятным, что так далеко от Чувашии, где исследованы курганы, давшие наименование этой культуре, могли обитать те же или родственные племена (4). Однако в дальнейшем каждая новая экспедиция, работавшая в южной Башкирии, приводила к открытию новых следов абашевской культуры. И теперь не остается сомнения, что только отсутствие планомерных полевых поисков в южной Башкирии было причиной того, что мы так долго не имели данных об абашевских памятниках Южного Урала. С развертыванием систематических археологических обследований, ведущихся Южно-Уральской археологической экспедицией (5), открываются все новые и новые памятники описываемой культуры.
Селище Баланбаш, открытое в 1934г. по трассе Уфа—Ишимбай, явилось первым поселением абашевской культуры (6). В 1948г. нами установлено место находки Верхне-Кизыльского клада.
По словам находчика, которого позднее нам удалось разыскать, бронзовые вещи были заключены в кожаный мешок, рядом с которым, помимо сосуда, находился комок истлевшей ткани, рассыпавшийся при прикосновении. Часть металлических предметов была использована находчиком для хозяйственных целей. На месте находки клада нами было открыто поселение абашевской культуры (7). Раскопками, поставленными здесь в 1949 и 1950гг., вскрыты часть жилища, жертвенная площадка и несколько погребений (8).
В 1951г. были произведены вторичные раскопки на селище Баланбаш.
В этом же году, а также в следующем разведочным отрядом Южно-Уральской археологической экспедиции (руководитель отряда В.П. Викторов) в бассейне р. Белой в районе Стерлитамака и Ишимбая было открыто несколько селищ — "Урняк, Салихово I, Ахмерово и др., содержавших керамику Типа баланбашской (9)".
Таким образом, Южный Урал бесспорно является одним из основных районов распространения абашевских племен. Здесь открыты первые поселения этой культуры, здесь производились раскопки абашевских памятников. Введение в научный оборот новых материалов по абашевской культуре на Южном Урале и сопоставление их с ранее опубликованными весьма желательны для более продуктивных дальнейших исследований абашевской культуры, столь слабо изученной.
1 Коллекция хранится в Чкаловском краеведческом музее
2 Коллекция хранится в Свердловском областном краеведческом Музее
3 N.N. Bortvin. The Verkhny-Kizil find. ESA, III, 1928
4 А.В. Шмидт. Очерки по истории северо-востока Европы в эпоху родового общества. ИГАИМК, вып.106, 1935, с.59, прим.: А.П. Смирнов. Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья. МИА, н.28, 1952, с.13, прим.
5 Экспедиция организована Уральским университетом при участии Челябинского и Магнитогорского музеев
6 Н.А. Дмитриев и К.В. Сальников. Раскопки на линии Уфа—Ишимбай. Сб. «Археологические исследовании в РСФСР 1934—36гг.», М.-Л.,1941
7 К.В. Сальников. Памятник абашевской культуры близ Магнитогорска. КСИИМК, вып.XXXV, 1950
8 К.В. Сальников. Археологические исследования в Курганской и Челябинской областях. КСИИМК, вып.XXXVII, 1951; он же Южно-Уральская археологическая экспедиция. КСНИМК, вып.XLV, 1952
9 Раскопками 1953г. установлена принадлежность селища Урняк к абашевской культуре
 
Рис.1. Общий вид мыса Баланбаш
Селище Баланбаш
Первое абашевское селище на Южном Урале было открыто южным отрядом (руководитель отряда К.В. Сальников) Уфимской археологической экспедиции Государственной Академии истории материальной культуры на левом берегу р. Белой у с. Красный Яр (Стерлитамакский район Башкирской АССР). Первоначально на памятнике была вскрыта площадь в 40 кв.м. Несомненные черты абашевской культуры, обнаруженные в находках на селище, не могли не привлечь к селищу внимания исследователей, но лишь открытие сходного памятника в 1948г. в Зауралье выдвинуло проблему абашевской культуры на Урале как одну из важнейших в археологии Урала.
Селище расположено в необычных топографических условиях: на крутом склоне коренного берега р. Белой, высота которого достигает 13 м над уровнем реки (рис.1 и 2). Последняя протекает к югу от селища.
В сторону реки берег, сложенный из суглинков, обрывается отвесно. В пункте, где расположено селище, коренной берег, поворачивая на северо-восток, круто, под углом 45°, спускается на ровную надпойменную террасу. Дорога с берега на эту террасу идет вдоль описанного поворота реки, образующего мыс, известный у местного населения под названием Баланбаш.
Зачистка обрыва надпойменной террасы возле мыса не дала никаких признаков культурного слоя. Следовательно поселение ограничивалось коренным берегом. Видимо во время бытования поселения река огибала мыс, а примыкающая к нему с юго-востока современная надпойменная терраса представляла собой пойму; сложена она из пойменных наносов.
 
Рис.2. Общий вид раскопок селища Баланбаш
К 1951г. на селище не сохранилось никаких признаков раскопок 1934г. Для определения площади распространения культурного слоя была проведена с востока на запад разведочная траншея, шириной 1 м, от основания склона, на котором находится памятник, вверх по склону на 18 м. Обрыв был зачищен на протяжении 10 м. В зачистке повсюду прослежен культурный слой.
Разведочная траншея, разбитая на девять двухметровых участков, занумерованных с востока на запад, дала другие результаты. На двух верхних участках никаких находок не оказалось. Седьмой также был слабо насыщен находками. В южной стенке пятого участка траншеи обозначился конец траншеи 1934г., отходившей от основного раскопа того года к северу. Это позволило ориентировать раскоп 1951г. по отношению к раскопу 1934г. Путем расширения траншеи в обе стороны раскоп охватил вместе с траншеей площадь в 201 кв. м (рис.3 и 4).
Селище занимает сравнительно небольшую площадь. Раскопы обоих лет, примыкавшие друг к другу, имели протяжение 20 м (с юга на север)...
 
Рис.5. Образцы керамики из селища Баланбаш (раскопки 1951г.)
…Большинство находок состоит из обломков керамики, которая по своему назначению разбивается на две группы. Основная масса представлена бытовой посудой (рис.5—8), меньшее количество обломков принадлежит плавильным чашам на ножках (рис.9). В глине бытовой посуды обычна большая примесь толченых раковин. Поверхность посуды тщательно сглажена, иногда лощеная, но от выпадения частичек раковин на ней получаются характерные рябинки (рис.7,3,4,6). При очень большой примеси раковин уменьшается степень прочности и черенок в изломе легко крошится, что крайне затрудняет реставрацию сосудов.
Для плавильных чаш характерны отсутствие примеси, грубость лепки, неровность поверхности.
…Всего в раскопе найдено 71 обломок чаш, причем площадь их распространения строго ограничена полосой, шириной 8 м, в средней по склону части раскопа. Обломков совершенно нет выше по склону, и всего три экземпляра оказались на нижних квадратах.
 
Рис.11. Селище Баланбаш. Изделия из бронзы и кости
Найдено почти 2000 черепков. Прочие изделия представлены очень ограниченным числом предметов из бронзы или меди, камня, кости, глины. Металлических вещей найдено шесть: серп, нож, шило, «шпиль», спиральное колечко и обломок, по-видимому, серпа (стержень для насада на рукоятку).
Серп слабо изогнут, длиной 21.5 см, при ширине 2.5 см, одинаковой почти на всей длине; конец его скруглен, противоположный конец — место скрепления с рукояткой — несколько сужается и отгибается в сторону, противоположную лезвию. Этот конец обломан, и потому способ скрепления серпа с рукояткой остается невыясненным (рис.11,1).
На некотором расстоянии от серпа был найден обломок какого-то бронзового изделия в виде насада для рукоятки (рис.11,3). Не исключена возможность, что этот обломок является недостающей частью описанного серпа, хотя из-за сильной окисленности у серпа места скрепления с рукояткой решить этот вопрос не удалось.
Шило четырехгранное, обоюдоострое, с хорошо сохранившимися обоими колющими концами; длина 8 см.
Нож пластинчатый, однолезвийный, слегка изогнутый, без выраженной рукоятки: длина 13 см, ширина 2 см (рис.11,2).
«Шпилем» приходится условно называть бронзовую поделку, четырехгранную в разрезе, в виде большого (длина 18.5 см) кованого гвоздя.
Один конец изделия заострен, другой снабжен плоской шляпкой, имеющей следы многочисленных ударов, от которых шляпка значительно расплющилась (рис.11,4).
Спиральное колечко, диаметром 1.5 см, сделано из проволоки, круглой в сечении, согнутой в три оборота.
Каменные предметы: сечение ножевидной пластинки, галька-терочник, пест из гальки, обломки каменных плиток, зернотерок или точильных плит.
Изделия из кости: листовидный наконечник стрелы своеобразной формы (рис.11,11), обломок однолезвинного ножа (рис.11,8), обломок рукоятки, по-видимому, ножа со сквозным отверстием (рис.11,9), поделка в форме лопаточки (рис.11,10), долотовидное узкое лощило на конце необработанного обломка длинной кости (рис.11,5). Найдены также три обломка кости и кусок рога, которые не представляют собой законченных изделий, со следами обработки: кусок трубчатой кости с четкими признаками поперечного отпила и два куска кости с ясно заметными продольными срезами, образующими грани (рис.11,6,7); длинные ровные следы срезов указывают на предварительную подготовку кости распариванием.
На селище найден небольшой кусочек медистого песчаника (руды) и семь небольших кусочков медного шлака. Часть последних носит следы образования на краю плавильных чаш. Предметами, имеющими непосредственное отношение к металлургии, являются также два обломка глиняных вкладышей, овальных в сечении.
Найдены, кроме того, створка раковины и кусочки обожженной глины; нередко встречались валуны без признаков обработки или обжига.
Остеологическии материал с селища зоологами не определялся, но у нас нет никаких оснований думать, что состав костей из сборов 1951г. может сильно отличаться от состава остеологического материала, добытого в 1934г. По определению проф. В.И. Громовой, кости из раскопа 1934г. принадлежали почти исключительно домашним животным — корове, овце, козе, свинье, лошади. Следовательно одним из основных занятий жителей являлось скотоводство. Наличие обломков зернотерок и в особенности находка в 1934г. крупной цельной зернотерки позволяют уверенно говорить и о мотыжном земледелии.
Находка 71 обломка плавильных чаш свидетельствует, в связи с другими находками (руда, шлак), о высоком уровне развития мастерства по плавке руды и изготовлению медных и бронзовых изделий.
…Нельзя не отметить, что серп с селища Баланбаш стоит ближе к подобным находкам на территорий распространения андроновских памятников, чем к серпам срубно-хвалынской культуры.
…Tип ножа, найденного на селище Баланбаш, заставляет вспомнить ножи Верхне-Кизыльского клада. Отсутствие выраженной рукоятки сближает его до некоторой степени и с ножом из погребения на Мало-Кызыльском селище.
Четырехгранные шилья и спиральные колечки — частые находки в памятниках абашевской культуры как в Чувашии, так и на Урале.
Аналогии «шпилю» не известны.
Таким образом, бронзовые изделия с селища Баланбаш, хотя и имеют некоторые аналогии в андроновских памятниках, более определенно связываются с абашевской культурой. Еще значительнее родственные черты прослеживаются по керамике. Ряд элементов в форме и орнаменте сосудов одинаков или близок керамике абашевских памятников Чувашии.
Еще больше общего в керамике с памятником, расположенным восточнее — с селищем на р. Малом Кизыле близ Магнитогорска.
Интересно, что ряд элементов орнамента, которыми селище Баланбаш связывается с памятниками абашевской культуры в Чувашии, не свойствен зауральской керамике абашевских памятников, и наоборот. Следовательно селище Баланбаш служит как бы связующим звеном между западными и зауральскими памятниками абашевской культуры.
В итоге исследований 1951г. можно уверенно рассматривать селище Баланбаш как памятник абашевской культуры в ее уральском варианте.
Мнение, составившееся при первом изучении селища в 1934г., о смешанном характере керамики, содержащей наравне с абашевскнми многие элементы андроновской культуры, является необоснованным. Андроновских элементов как в керамике, так и в других материалах совсем немного...
Галичский клад. 12 марта 2017, 17 часов 54 минуты - Полнолуние
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_502.htm


Рецензии