Мой первый коммунистический субботник на предприят

     Пришёл апрель.Пролетев незаметно,приблизил 22 число - Ленинский субботник. У меня на него возлагались надежды - за счёт энтузиазма станочников подтянуть хвосты по плану. Всё было обставлено с помпой! Штаб субботника, освещение заводской прессой каждого часа работы и достигнутых результатов,дежурство фотокореспондентов в цехах, чтобы тут же запечатлеть отличившихся и вынести их на широкий обзор "Боевого листка" Ленинского субботника. Гремела бравурная музыка из мощных дюралевых "колоколов", звуки которой были слышны во всех закутках завода, главная аллея которого была украшена кумачом, всюду пестрели лозунги - призывы и пр. и пр. Я на такого рода мероприятиях ещё не был, и чувствовал себя несколько возбуждённым.  Все мои предыдущие субботники в учебных заведениях сводились к уборкам накопленного за зиму мусора, посадкам деревьев, и уборки листвы в парках. А здесь был "авангард партии" - рабочий класс,самый организованный и сознательный, направляемый "мудрой рукой КПСС." На проходной нас встретила песня оглушающим "колоколом" - "Марш коммунистических бригад".Красивый баритон на фоне хора всесоюзного радио и телевидения(было и такое) задорно выводил: "Будет людям счастье,счастье на века! У советской власти сила велика!.Сегодня мы не на параде!У коммунизма на пути! В Коммунистической бригаде,с нами Ленин впереди!..."
     Советские песни,хотя сильно идиологизированы - настоящий кладезь, сокровища по своей красоте исполнения, ведь писали их лучшие талантливые поэты и композиторы. И все это заводило!
     Со своими соратниками я пришёл в цех,где поздравления с праздником сыпались со всех углов.Эту вздёрнутось людей я принял за "чистую монету", за трудовой энтузиазм умноженный на значимость события!Господи! Когда розовые очки наивности и доверчивости спадут с  меня?!
     В центре моего участка стоял молодой парнишка с дорогим фотоаппаратом и счастливо улыбался за возложенную на него почётную миссию.Загудели станки,сосредоточились над ними рабочие. Бывалая корреспондентка, инструктируя пацана фотографа, раскрасневшись от значимости событий, водила руками вокруг в этом шуме, что то ещё наставляя фотокору. Но вот она помчалась дальше по заводским просторам, а парень боязливо озирался - с чего начать свой фоторепортаж. Аппарат висел у него на плече и он придерживал его всей ладонью оберегая от случайных ударов в столь непривычной обстановке.
     Ну!Сейчас попрёт выработка! До 15 часов сделаем пару норм! Думал я о своих проблемах  и выданных каждому  станочнику ещё накануне чертежах, заготовках, инструменте. Но вот один из них выключил станок, и что то стал тыкать пальцем в веере нарядных листов в руках старшего мастера. Совещались долго. Затем та же история со вторым, третьим. Ничего не понимаю! На участке изменился шум работающих станков, стало тише. Ещё только 10 часов утра, а половина станков уже не работали. Это мои корифеи подались через невысокий бетонный забор по  оборудованными из ящиков ступенькам в близлежащий магазин за водкой. Началось распитие попарно на глазах у изумлённого фотокора и моих так же! А как же отчисления в фонд! Я пошёл к ст. мастеру.
      - Не бойся! Мы ещё вчера решили какие работы законченные накануне, они сдадут в фонд субботника.
     Я сверял наряды для отметки в ОТК. Все сдавали не более пяти -шести рублей. Вот тебе и рекордная выработка! Вот тебе и субботник - Ленинский коммунистический, праздник труда! К 12 пол цеха были пьяные. То-то меня радостно поздравляли с праздником труда! Оказывается это было организованной выпивкой на рабочем месте, что можно было прекрасно организовать и дома, кинув накануне закрытый наряд в общую копилку. Но как же!А событие! А традиции! А проформа! От всей коммунистической морали остались один "пшик" и пьянство.
     Парень с фотоаппаратом, так его и не раскрыв, потихоньку ретировался из цеха. А к  часу дня и весь цех начал пустеть. Пользуясь низкой оградой "авангард партии" ускальзывал домой. К 15 часам мы остались вдвоём "печально  подбивать бабки - результата праздника труда".Старшой спокойно щёлкал костяшками счёт, я перебирал нарядные листы, прошедшие ОТК и называл сумму.
    - Ну что же! Как и в прошлом году! Не больше - не меньше!
     Вот оно что! Праздник здесь отработан до мелочей,и "ни-ни" перегнуть в какую-нибудь сторону! Ну и нахрена эта шумиха, суета, дешёвая пропаганда? Лучше бы дали людям отдохнуть в субботу, испросив заранее: "Сколько на бутылку деду Ленину на день рождения кидаешь!?" И все дела. Но это был ещё один из маразмов нашего коммунистического прошлого и показ фальши того, о чём мы сейчас вспоминаем с ностальгией. Главное удовольствие от этих субботников - это коллективная пьянка на производстве, как проявление вседозволенности и мифической свободы в нашей стране. Это маленький протест с "выдачей 3-5 рублей как подачку с большой "помпой самопожертвования" во имя идеи, солидарности с КПСС - показ государству и партии "кто в стране хозяин!" И партия спокойно глотала эти уничижительные пассажи работяг, выдавая их как общность интересов. Эта маленькая месть за мордование рабочего класса опьяняла, радовала, создавала эйфорию народного гулянья, праздника. Это у меня было отсталое мышление корчагинского комсомольца, готового на бескорыстные подвиги по призыву партии, это у меня на глазах были несъёмные розовые очки красившие весь мир в цвета взаимной честности, доверия, и доброты. Народ же становился мудрее, прагматичнее, злее и уже с скептицизмом и юмором относился к таким байкам, как заявление Н. Хрущёва в 60-х, о том что "в 80-х годах мы увидим зори коммунизма".
     Анекдот 60-х в тему:
Хрущёв:"Мы одной ногой стоим в социализме,а другой шагнули в коммунизм!"
Голос из зала:"Никита Сергеич, и долго мы так будем стоять на расшиперку?"


Рецензии